…и дороги
А мы все продолжаем заначивать — теперь уже и «чтобы не своровали», и «чтобы не спровоцировать инфляцию». Некоторые эксперты западных финансовых институтов (из тех, что уполовинили российскую экономику в 90-е) советуют все вложить в облигации американского госдолга и акции западных корпораций, чтобы через несколько десятилетий начать стричь большие купоны как государство-рантье. К этому, похоже, склоняется и финансовый блок нашего правительства. Что же касается подавляющего большинства российских, да и зарубежных специалистов — а в последнее время на эту тему проходили десятки конференций и «круглых столов», — то они убеждены, что у России немало проблем, которые нужно и можно решать сейчас, а не через десятилетия, причем не разгоняя инфляцию. И уверенно называют эти проблемы: развитие человеческого капитала и создание современной инфраструктуры, прежде всего транспортной.
С человеческим капиталом наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки. Приняты пусть не слишком большие, но внятные национальные проекты, которые помогут преодолеть вопиющую разруху в системе образования и здравоохранения, запустить жилищную ипотеку, газифицировать глубинку. Но вот с инфраструктурой…
Ситуация, в которой мы оказались, не просто тревожная, она катастрофическая. Плотность дорожной сети России на тысячу жителей отстает от Европы в три раза, а в пересчёте плотности дорожной сети на площадь территории — аж в 15 раз. Основные автомагистрали перегружены в 1,5 — 2 раза, причем нет ни одной (!), которая была бы построена под тяжелые трейлеры и контейнеровозы, что приводит к ускоренному разбиванию дорожного покрытия. До Хабаровска и Владивостока нет асфальта. Пробки на улицах городов становятся все более многокилометровыми и всемирно-легендарными. 50000 (пятьдесят тысяч!) населенных пунктов не имеют круглогодичного сообщения даже с соседним населенным пунктом. Символично, но в XXI веке в стране нет ни одной (!) нормальной автострады, если не считать московской окружной дороги, которая никуда не ведет. Автобаны, создавшие современные Европу или Америку, были построены еще в 1930-е годы. Тогда же воздвигли первые крупные аэропорты. У нас они не появились до сих пор, если опять же не считать расширяющегося Домодедово под Москвой. Даже основные воздушные ворота страны, коими по-прежнему считается Шереметьево-2, нередко называют главным препятствием на пути иностранных инвестиций. Зарубежному инвестору вполне хватает первого впечатления от этого аэропорта, чтобы навсегда заречься от инвестиций в нашу страну. Что уж говорить об остальных 382-х аэропортах России, большинство из которых просто не в состоянии принимать самолеты нынешнего, а тем более будущего поколения. А другого вида транспорта во множестве мест просто нет.
Все это не так безобидно, как кажется «адептам либерального мракобесия» (слова Владислава Суркова). Инфраструктура — это кровеносная система любого экономического организма. Когда сосуды истощаются, лопаются или забиты тромбами, организм может и не выдержать. Дорога — это жизнь. Из-за безобразных дорог, где и разделительная полоса-то редкость, гибнут тысячи жизней. И в прямом смысле — в автокатастрофах. И в результате того, скажем, что в десятки тысяч мест никогда не доезжает никакая медицинская помощь. Сбоит экономика. Не вывозится урожай, не завозятся стройматериалы, не развивается туризм. Медленно растет капитализация страны — все хорошо представляют, насколько вырастает цена земельного участка, как только к нему подходит твердое покрытие. Дорога создает множество рабочих мест, и не только потому, что ее надо строить и ремонтировать. Вдоль нее растут кафе, магазины, мастерские, начинают приносить прибыль природные и исторические памятники, люди получают возможность добираться до работы или школы. Из-за состояния дорог падает конкурентоспособность — транспортные издержки в цене любого товара у нас достигают 20%, тогда как в остальном мире — 8%. Что неудивительно, когда в России за день один грузовик в среднем проезжает от силы 300 км, а на Западе — тысячу.
Может, темпы дорожного строительства у нас настолько стремительны, что и текущих расходов хватит? Так нет же! С 2000 года, когда были упразднены дорожные фонды, финансирование отрасли в реальном выражении сократилось вдвое (!). Инфраструктурные расходы составляли 2,9% от ВВП в начале века, а в этом году опустятся до 0,7%. Строили в год одну тыс. км новых дорог, сейчас 169 км. Развалилось гораздо больше. О новых магистралях речи вообще не идет. Если учесть, что за год с нынешним финансированием, дорогой можно осчастливить 350 — 400 поселений, в ближайшие 120 лет решить проблему бездорожья не получится. А реконструкция имеющихся аэропортов займет 382 года, поскольку ежегодно выделяется денег ровно столько, сколько нужно для приведения в порядок одного (!) аэропорта.
Почему вложения в американские ценные бумаги важнее вложения в собственные дороги — не понимаю. Не понимают, кстати, и западные практикующие экономисты, и инвесторы, уверяющие, что инфраструктурные проекты — наименее инфляционные. А не давать денег в отрасль, «потому что разворовывают», — расписываться в полной беспомощности самого правительства.
Стране нужна экономическая стратегия, направленная на развитие России, а не сбагривание собственных денег из страны любой ценой. И дороги, а не направления.