USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Жить надеждой и работать

Подготовил к печати Александр СТАРЧАК. Фото Сергея ДЯТЛОВА.



На вопросы «Советской Сибири» отвечает член Центрального комитета КПРФ, депутат Госдумы, зам. председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Виктор КУЗНЕЦОВ.

— Виктор Егорович, наши читатели слабо информированы о парламентской «кухне». Скажите откровенно: трудно разрабатывать и принимать законы?

— Пока законотворческая работа лично мне мало приносит удовлетворения. К сожалению, Государственная дума — это сегодня не полноценный (в моем понимании) парламент, потому что та монополия, которую создали депутаты «Единой России», по сути, является машиной для автоматического принятия нужных власти законов. Правовое поле, честно говоря, брошено на произвол судьбы, профессионально работают, видимо, единицы. Законопроекты приносят из аппарата президента, из правового управления и из правительства. Причем если дело касается банков, то в течение суток могут законопроект написать, получить все согласования и в трех чтениях проголосовать.

Сразу! И это не случайно, за этим стоят довольно крупные суммы. Что касается рядовых законодательных инициатив, скажем, от субъектов РФ по местному самоуправлению, по социальным вопросам, по обеспечению прав детей, женщин — эти инициативы, как правило, стопорятся.

— Есть, наверное, законы, жизненно необходимые, за которые голосуют фракции и «Единой России», и КПРФ, и ЛДПР?

— Да, например, дружно, согласованно почти 2,5 года все депутаты работали над законопроектом «О развитии сельского хозяйства РФ». В законопроекте первоначально были заложены реальные цифры, сколько государству надо средств направлять на село. Два с половиной года они боролись с правительством, и какой результат?..

— «Они» — это кто?

— Группа депутатов, не только аграрный комитет, а все — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР как бы объединились, потому что действительно тяжелая ситуация на селе, и тот, кто ближе к нему, все это прекрасно понимает. Итог простой: правительство внесло в Госдуму свой законопроект, в котором в пояснительной записке написано, что средств федерального бюджета для реализации этого законопроекта не потребуется. И такой законопроект был принят. Председатель комитета Кулик вышел на трибуну и заявил об отзыве своего, депутатского, законопроекта, над которым работала, повторяю, большая группа законодателей.

— Выходит, на недавнем митинге новосибирские товаропроизводители не зря упрекали Госдуму за то, что она ни одного закона по развитию АПК не приняла?

— Абсолютно верно! А посмотрите, что происходит с реализацией Земельного кодекса, мы его так не ощущаем в Сибири, а Москва, Подмосковье уже с ума сходят из-за этого закона. Потому что людей выселяют, крестьян сгоняют с угодий, с пашен, даже там, где когда-то дачи строились по неудобицам. Сейчас рекламные стоят щиты — мол, за 30 километров от кольцевой дороги столько-то гектаров продается. Землю продают, стало быть, вместе с крестьянами, потому что у них забрали основное средство производства.

Готовится уже второй законопроект с поправками к нашему закону о местном самоуправлении. Согласно которому порядка десяти основных полномочий о снабжении теплом, водой, электроэнергией и вплоть до уборки мусора передают областной администрации и областному Совету, забрав эти полномочия у областных центров, в том числе у города Новосибирска. Самое интересное, что правом законодательной инициативы субъекта является область, но не город. Речь идет о перераспределении полномочий, это значит централизации солидной части бюджета, потому что на эти средства делаются дороги, обеспечивается население теплом, водой. Все это город теряет. Но самое интересное, что это прямо противоречит постановлению Конституционного суда. Была целая серия таких судебных разбирательств еще в 94 — 95-м годах, когда регионы не отдавали власть в местное самоуправление и пытались исполнять эти полномочия органами госвласти. Конституционный суд много этим занимался, есть формулировка, что Конституция исключает возможность исполнения полномочий местного самоуправления органами госвласти. Сейчас напрямую об этом пишется в законопроекте. Не знаю, как сейчас поведут себя депутаты, в нашем комитете законопроект еще не обсуждался, но уже 17 мая он стоит в повестке календаря.

— Объясните подоплеку этого дела. Речь идет о развитии государственности в широком смысле этого слова или есть какой-то другой интерес — политический, экономический?

— Сегодня, когда прошли уже во многих регионах назначения губернаторов, власти надо сделать следующий шаг — перейти к назначению мэров, потому что мощный экономический потенциал областных городов и управление соответствующе независимое — оно как бы создает почву для постоянных конфликтов: когда делят деньги, то это всегда довольно непростой вопрос. А во многих субъектах противостояние постоянно сохраняется. И потом, мэр — это потенциальный кандидат на пост губернатора, что уже показали выборы.

— Скажите, на предстоящих выборах в Государственную думу с кем вы хотите блокироваться, сотрудничать?

— Скажу, что основной расклад политических сил делают в администрации президента. В связи с этим пропал с политического горизонта Дмитрий Рогозин. Вместе с тем раскручивают Жириновского, Бабурина, видимо, к выборам пропустят в Думу несколько фигур из левого фланга. Правых, конечно, закроют. А левый фронт будет раздроблен. Поэтому было бы неплохо найти союзников. Но весь вопрос в том, что не сможем мы этого сделать по большому счету. Если и соберем союзников, то это будут, скорее всего, профсоюзы какие-то, но не Московской области. Для нашей области это реально. Это будут ветеранские организации. Патриотические организации.

— Госдума работает сейчас в пожарном режиме: что-то «стукнуло», «бухнуло» — надо как-то на это реагировать. Но нельзя ли планово строить работу, может быть, дозировать тематику законопроектов, чтобы 10—20 процентов касалось бы, допустим, агропромышленного комплекса, каких-то социальных вопросов?

— Планы пишет сама Госдума, мы их утверждаем. Ситуация такая: 80 — 90 процентов законопроектов вносит правительство. И оно имеет свой план, но его не выполняет, хотя бы, например, по местному самоуправлению. Сегодня ведь фактически оставили муниципальных служащих без зарплаты. В Новосибирской области в свое время разработали закон о том, сколько, кто, на каких основаниях должен получать, определили штатную структуру, гарантии этим людям. Сегодня Госдума все это отменила. Отменила 131-м законом, а вместо него ничего не внесли. С точки зрения экономической, ничего нет. Комитет по промышленности занимается ЖКХ. Да, здесь столько нерешенных проблем, но тем не менее — скорей-скорей! — приняли Жилищный кодекс, и сейчас в ажиотажном порядке приходится что-то исправлять. Принимают законы, не читая.

— В нашей совсибирской рубрике «Кредо академика» выступал красноярский академик Шабанов, который говорил, что многие законы, которые принимаются Госдумой, напоминают полупродукты, бессистемные, не комплексные, не просчитанные, и он на многих примерах показал это. Скажите, там есть профессионалы?

— В Госдуме, наверное, до 30 процентов людей профессионально работали в разных сферах, но не факт, что они профессионально занимаются законотворчеством. Более-менее профессионально депутаты занимаются административно-уголовным правом, но чем дальше от традиционных законов, тем слабее уровень. По Водному кодексу, например, получили отрицательное заключение Общественной палаты, подписанное Велиховым, они его не признали. А его принимают, принимают и все. Я прочитал Водный кодекс и считаю его безобразным. В нем порядка 40 ссылок на полномочия правительства, то есть пишется название раздела, а затем дается ссылка, где искать ответ, специальные постановления правительства. Убирают 11-ю статью из закона, который определяет охранную зону Байкала по вершинам и по хребтам, прилегающий весь водосток и т. д.

В Думе идет переполох, что ж вы делаете: речь идет о Байкале, вы что-нибудь хотя бы понимаете или не понимаете? Иркутская область в крике, Бурятия вся поднялась — все это известно. Вежливо, аккуратно выслушивают все это и голосуют. У Общественной палаты с Советом Федерации есть определенная договоренность вернуть этот кодекс в Думу. Но надо понимать, что Совет Федерации — это тоже наемные люди и потому управляемые...

— Кто-то в Думе занимается региональными инициативами, вообще кто-то доводит их до рассмотрения на пленарных заседаниях?

— Самое большое, что происходит, они доходят. Но могут лежать 3 — 5 лет. Затем их начинают рассматривать. По инициативам — все это зависит от председателей комитетов, от того, как они быстро реагируют на эти вещи. Могу похвастаться: одну законодательную инициативу с моей подачи приняли. Но в основном судьба их — никакая. Они не доходят до первого чтения. Получают отрицательные заключения правительства, комитета, правового управления.

Приезжает представитель региона, дается ему 10 минут на выступление до и 3 минуты после обсуждения. Слушают и проваливают. Приведу пример. Санкт-Петербургское законодательное собрание прислало инициативу: решить проблему получения второй пенсии инвалидам войны. Их уже немного осталось, подсчитали, что потребуется порядка 70 млрд рублей по всей России. Докладчик — сам инвалид войны. Стали обсуждать. Стабилизационный фонд огромный, давайте сделаем подарок инвалидам. Нет! Говорят, это подстегнет инфляцию. Он прослушал все, дают ему слово: «Как же так? Мы — «Единая Россия» или не «Единая Россия»? (Он — представитель «Единой России».) Мы в Санкт-Петербурге со всеми фракциями приняли это решение, направили вам инициативу, а вы нас... значит!»

Конечно, провалили.

— От ваших ответов, Виктор Егорович, веет каким-то пессимизмом. И все-таки что-то в этих условиях удается делать?

— За каждую инициативу приходится сражаться, обидно, что обсуждение проблемы профессионально идет очень редко. Хотя удается что-то. А чаще — нет. Возьмем тот же Стабфонд, что это такое? Это те деньги, которые не отдали в регионы, на решение социальных проблем. Мы сегодня недофинансируем практически село, здравоохранение, школу, но зато растет кубышка. Причем министр экономики Герман Греф не знает, как этот Стабилизационный фонд использовать. Открыто говорит, мол, не знаю, куда инвестировать. Вот Краснодарский край, курортная зона, давайте туда. А то деньги наши едут в Турцию, давайте перехватим. Что это за постановка вопроса? У нас нет других проблем?

Когда речь идет об инвестиционных проектах, выходят наверх Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, а за Уралом ничего не реализуют, благо хоть Камчатка попала...

— Этот материал появится в газете накануне Первого мая, ваши пожелания читателям?

— Пожелаю весеннего настроения, жить надеждой, работать, и тогда все-таки многое можно изменить!

Фотографии статьи
081-13.jpg