«...Крещенные блокадой»
Так начинается «Гимн блокадников-сибиряков», который написала бердчанка Нинель Вайнвод.
А завершается гимн словами:
Нам, ленинградцам, это помнить надо,
Мы связаны одной судьбой.
Гимн опубликован в вышедшей книге «Такой ценой досталась нам победа». Новинку при финансовой поддержке областного оргкомитета «Победа» выпустила областная общественная организация «Блокадник».
Напомним, что 900 дней длилась блокада, город был во вражеском кольце, которое замкнулось 8 сентября 41-го года, было разорвано 18 января 43-го и окончательно снято 27 января 44-го.
За годы войны в Новосибирск были эвакуированы из Ленинграда десятки предприятий, учреждений культуры, детских домов, ремесленных училищ и т. д.
Начинаешь читать главу «Во вражеском кольце» и погружаешься в суровые будни лета 1941 года. По введенным 18 июля хлебным карточкам рабочие получали в день 800 граммов, служащие — 600, дети до 12 лет и иждивенцы — 400. Со второго сентября по первое октября прошло три снижения норм, теперь они были такими: 400, 200 и 200.
В ноябре нормы снижались дважды и на 20 ноября составляли: 250 граммов — рабочим, всем остальным — по 125. Уже к четвертому сентября при выпечке хлеба к муке подмешивали 12 процентов солодовой, соевой и овсяной муки, 2,5 процента молотого жмыха и отрубей. С 13 ноября в муку стали добавлять не менее 25 процентов целлюлозы. Да, и такому хлебушку были рады!
Бывшая блокадница Александра Меньщикова в небольшом материале «Сестра» вспоминает: «Купленный по карточкам хлеб мама тщательно резала на порции, а мы его прятали в коробочки, а потом отщипывали крошки и сосали, чтобы продлить удовольствие. От голодной смерти нас спасало мясо убитых на фронте лошадей.
Родители его как-то доставали. Иногда просто сосали соленые кусочки мяса. Весной, когда появилась трава, мама с дочками Тамарой и Липой ездили за город. Траву мама варила, рубила и пекла на олифе лепешки, иногда добавляя какую-нибудь муку, которую она выменивала на вещи.
Мы, дети, верили, что город не сдадут немцам, и, как могли, помогали взрослым: приносили в бидончиках воду, ухаживали за малышами и старенькими и мечтали о скорой победе...»
Александра Константиновна пишет, что в августе 1942 года их эвакуировали по Ладожскому озеру на баржах. Затем ехали в товарняках, на нарах. «На станциях меняли вещи на еду и все не могли насытиться, так как были слишком истощены. Меня еще долго дразнили «синичкой», так как мои ноги были похожи на птичьи лапки...»
В материале «По местам боевой славы» говорится, что в Октябрьском районе Новосибирска расположена 85-я мотострелковая краснознаменная Ленинградско-Павловская дивизия. Воинская часть была сформирована в Ленинграде 4 июля 1941 года и называлась тогда второй дивизией народного ополчения.
В основном в ее состав входили молодые рабочие заводов, студенты, многие из которых еще никогда не держали в руках оружие. На обучение военному искусству, увы, наступающие фашисты времени не оставляли. Поэтому сразу после формирования дивизия была отправлена на Лужский оборонительный рубеж, находившийся в 150 км от Ленинграда. Рубеж был важным стратегическим объектом. Обороняли его двадцать один день. За это время молодые солдаты превратились в настоящих воинов. Но немецкое преимущество в силах и технике было бесспорным. В конце августа фашистские войска прорвали оборону и вплотную подошли к стенам Ленинграда. Блокадное кольцо окончательно сомкнулось.
За участие в прорыве блокады Ленинграда и освобождении значительной территории Ленинградской области ей было присвоено имя «Ленинградская» и вручен орден Красного Знамени, а за освобождение Пушкина и Павловска дивизия получила почетное право называться еще и «Павловская».
Впоследствии дивизия была переведена в Новосибирск, где находится и по сей день.
Время безжалостно! Иных свидетелей блокады уже нет с нами, а те, кто живет, — на заслуженном отдыхе. Авторы книги Алла Бельская, Галина Исакова и Алексей Метелкин, царство ему небесное, не ограничились сбором воспоминаний, а с помощью исторических хроник, документов, фотографий без прикрас поведали о трагической поре в жизни советского народа. И это подкупает. Уверен, что сборник привлечет внимание не только тех, кто пережил все испытания, но и тех, кому дорога история Отечества.
Зимой 1942 года вышло в свет стихотворение Ольги Берггольц. В нем есть такие строки:
Сестра моя, товарищ,
друг и брат,
Ведь это мы, крещенные
блокадой!
Нас вместе называют —
Ленинград,
И шар земной гордится
Ленинградом.
Уже после войны Илья Эренбург напишет: «Нет в мире города, который столько жизней отдал ради Победы. Его история — история всей Отечественной войны. Если мы вошли в Берлин, то это потому, что немцы не вошли в Ленинград».