Страсти можно пригасить
В месте, где поначалу предполагалась такая страшноватая близость, расстояние удлинилось на сорок километров. То есть гораздо севернее. Таким образом, Байкал, в котором сосредоточена львиная доля экологически чистой питьевой воды всего мира, спасен даже от возможной, предположительной, угрозы. Этого решения ожидали тысячи людей. Потому что идея строительства нефтепровода чуть ли не по туристическим тропкам у берега Байкала сразу же многим показалась дикой. Надо было сильно додуматься до того, чтобы прокладывать нефтепровод почти у прибрежных вод Байкала.
В этом отрадном решении мне больше всего нравится, что победила обоснование точки зрения науки. Академическая экспертиза теперь снова, как и раньше, становится влиятельной, набирает силу.
В недавнем нашем обзоре читательских писем по Байкалу мы вспоминали такие известные имена, как академики Галазий и Трофимук. Не менее страстным и последовательным защитником Байкала был академик Коптюг, который ушел из жизни в день, когда очередная «высокая комиссия» обсуждала как раз проблемы строительства на берегах Байкала. После решения в Томске стало ясно, что те давние события не пропали даром.
Все так. Однако страсти вокруг Байкала возбудили не только его защитников и специалистов, но и политиканов, которые охотно вторгаются в любой конфликт ради пиара своей собственной персоны.
Темные силы умело пользуются светлыми намерениями. В Ангарске уже пытались захватить дочернее предприятие «Транснефти». Находятся желающие напомнить о себе «через Байкал» не только среди экстремистов, но и среди демагогов в различных регионах страны, которых ранее Великое озеро и его проблемы интересовали не больше, чем полынь.
А думающие экологи совсем не выступали против строительства нефтепровода. Его прокладка для экономического развития Сибири необходима. Они предлагали компромиссные варианты. На их взгляд, имеющиеся сегодня каналы транспортировки позволяют покрыть тот объем перегонки нефти, который предполагается пропустить по первой очереди нового нефтепровода. Есть и другие варианты обеспечения безопасности Байкала и его безопасного экономического использования. Приводится такой расчет: стоимость кубометра воды сегодня в России — десять рублей (или 37 центов). Цена кубометра воды в Европе — от 70 до 120 центов. Объем воды в Байкале — это 23 тысячи кубокилометров воды. Или 23 триллиона кубометров. Россия, ничего не производя, могла бы жить и обеспечивать себя только за счет этой воды более тридцати лет.
Правда, эти впечатляющие цифры не бесспорны. Хотя бы потому, что за счет леса и его глубокой переработки мы тоже могли бы, наверное, прожить не десятки, а даже сотни лет. Но никак до сих пор разумно не умеем воспользоваться такими возможностями. А приводимые расчеты и цифры характеризуют только масштаб и ценность Байкала, леса и других наших природных богатств. Но они неоценимы для будущего.
— Предлагаемые решения, — признал президент Владимир Путин в Томске, — по строительству трубопровода являются выверенными и обоснованными, но если есть хоть ничтожная доля опасности загрязнения Байкала, мы должны сделать все, чтобы эту опасность не минимизировать, а исключить. Трубопровод надо строить севернее, за линией водозабора, севернее линии водозабора.
Что ж, теперь можно облегченно вздохнуть и пригасить страсти, вызванные судьбой Байкала.