USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Не трогайте Знамя Победы!

«Советская Россия», 18.04



— Василий Сергеевич! Сейчас в Государственной думе готовится ко второму чтению проект закона о Знамени Победы. Как известно, нынешняя власть делает попытку выхолостить символику этого знамени, убрав оттуда, в частности, изображение серпа и молота. Как ветераны 150-й дивизии, водрузившей знамя над Рейхстагом, относятся к попытке изуродовать этот священный стяг?

— Не только ветераны 150-й дивизии, но и все ветераны войны от Владивостока до Калининграда с возмущением говорят и пишут о готовящемся кощунстве. Каких только проклятий на встречах ветеранов мне не приходилось услышать в адрес Сигуткина — автора этого законопроекта!

Чего у этих сигуткиных чешется? Чего они взялись за нашу святыню? Чем она им мешает? Какое отношение нынешние думцы имеют к Знамени Победы? Никто из них, за исключением генерала Варенникова, не воевал. Воевал народ. Это символ его Победы.

— А вы не пробовали пообщаться с г-ном Сигуткиным, разъяснить ему, как бы помягче выразиться, ошибочность его поведения?
— Пробовал.

— Ну и как?

— У меня нет слов от возмущения. Дело было так. Позвонил ему по телефону. Представился сначала как читатель газеты «Советская Россия». Сказал, что ознакомился с материалом об обсуждении его законопроекта и хочу задать ему вопрос: какая необходимость «реформировать» еще и Знамя Победы? Он мне отвечает, что, мол, мы теперь живем в другом государстве. Дескать, символика должна соответствовать...

Тут уж я ему представляюсь по полной форме, говорю, что я генерал-лейтенант запаса, председатель совета ветеранов 150-й дивизии, участник (в звании младшего лейтенанта) штурма Рейхстага. Заявляю Сигуткину, что Россия — правопреемница СССР, значит, и символика должна быть соответствующая. Короче, говорю, что хочу с ним встретиться. А он мне отвечает, что у него, дескать, нет времени. Проще говоря, уклонился он от встречи со мной. Я расцениваю это как трусость.

Скажу больше и прошу вас точно передать мои слова: нечего им своими грязными лапами лезть к нашей всенародной святыне! Это Знамя весь народ — и солдаты (пехотинцы, летчики, танкисты, артиллеристы), и труженики тыла — незримо несли с 22 июня 1941 года. На полях сражений ради Победы сложили головы миллионы людей. И мы донесли это знамя до Рейхстага! Еще когда мы с боями продвигались к центру Берлина, вся страна, да и весь мир, замерли в ожидании. И когда появилось сообщение о водружении Красного флага, ликованию советского народа не было предела. Все поняли, что вот она — Победа.

Поэтому мы требуем: не трогайте наши великие символы! Оставьте Знамя Победы в том виде, каким оно было водружено на куполе Рейхстага.

— Какая-то идет мелкая возня не только вокруг серпа и молота, но вокруг Золотой Звезды, которую пытаются сделать белой, вокруг размеров Знамени?

— Да какое их дело! 9 знамен, по числу дивизий; которые пробивались к Рейхстагу, готовили в политотделе 3-й ударной армии. Нашей дивизии досталось знамя номер 5. В тех боевых условиях кто там вымерял по миллиметрам длину и ширину знамени? Нашли красный материал, сшили. Кому там было до пропорций. Главным была символика: красный цвет. Серп и молот, звезда.

— Кстати, непонятно, чего это российская Госдума взялась определять вид Знамени Победы? Воевали-то и победили под этим знаменем все народы СССР.

— Вот именно. Сержант Кантария — из Абхазии. Это широко известно. Но вот если присмотреться к кадрам кинохроники, то на куполе Рейхстага можно увидеть моего боевого товарища, лейтенанта Рахимджана Кашкарбаева из Казахстана. О нем мало известно. Но надо отдать должное президенту Назарбаеву. Он по моему ходатайству перед 55-й годовщиной Победы присвоил Кашкарбаеву звание Национального Героя Казахской Республики. Назарбаев правильно понимает, что народу нужны истинные герои.

А на подступах к Рейхстагу рядом со мной у последнего 45-миллиметрового орудия моего взвода остались лишь два пехотинца, которых выделил командир роты Герой Советского Союза лейтенант Петр Греченков. Это были совсем молодой рядовой Халаба и Иван Петрович Микулич из-под Минска. Микулич всю войну воевал в партизанском отряде. Так что боевой опыт у него был. Должен вам сказать, что мы перед штурмом Рейхстага получили пополнение из белорусов — бывших партизан. Вот это были настоящие солдаты. Почему белорусов и другие народы СССР не спрашивают о том, как должно выглядеть Знамя Победы?

— Почему-то молчат ученые-историки.

— Они не молчат. Многие из них, что гораздо хуже, участвуют в фальсификации истории. Институт военной истории Министерства обороны РФ в своей энциклопедии поместил статью о Знамени Победы — в ней все искажено. Я связался с ними, говорю: вот у меня на руках копии документов из архивов. Все было совсем не так, как у вас написано. А они мне отвечают, что получили статью за подписью министра обороны (тогдашнего) Грачева. То есть если есть подпись Грачева, то, мол, все абсолютно достоверно. А на деле — ложь.

Да еще и утаивают от потомков лица героев. Прихожу в прошлом году в Центральный музей Вооруженных сил. Там есть Зал Знамени Победы.

Смотрю, а из этого зала убрали бюсты Егорова и Кантарии. Нет даже портрета генерала Шатилова — командира нашей дивизии.

Спрашиваю у ответственного за этот зал Дементьева Аркадия Николаевича, в чем дело. А он всячески от ответа уходит. Пошел к начальнику музея. Тот ссылается на замминистра по воспитательной работе. Все это не может не вызывать гнев. Это антипатриотично.

Этих героев уже нет в живых. И бесчестно со стороны политиков и «ученых» корежить историю, когда ее творцы уже не могут ответить им.

Участники штурма Берлина просят о прямой трансляции обсуждения в Госдуме глумливого предложения о перелицовке Знамени Победы
Из средств массовой информации нам стало известно, что депутаты Государственной думы готовятся к обсуждению во втором чтении проекта Федерального закона «О Знамени Победы».

В связи с этим обращаемся к вам и убедительно просим не допустить изменения в копии Знамени Победы его символа и прообраза согласно предложению депутата А. Сигуткина, ибо это будет тягчайшим оскорблением как воинов, полегших на полях сражений с фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, умерших от ран, вследствие преклонного возраста и состояния здоровья, так и ныне живущих. Мы надеемся, что в день 61-й годовщины Победы над фашистской Германией достойный символ Победы будет гордо развеваться над головами шествующих ветеранов, доживших до этой знаменательной даты, и они не увидят сигуткинского глумления над Победой.

По представленному президентом и правительством, озвученному депутатом А. Сигуткиным (к сожалению, генералом Вооруженных сил России) проекту Федерального закона «О Знамени Победы», по результатам его обсуждения депутатами Государственной думы в первом чтении нами в ваш адрес было направлено обращение участников конференции городской общественной организации ветеранов. В нем осуждаются предложенные изменения символа и прообраза Знамени Победы, которое действительно было водружено (правда, без участия генерала А. Сигуткина) в Берлине над Рейхстагом в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года и символизировало победу над поверженным фашистским гарнизоном Берлина и неминуемым окончательным разгромом фашизма.

Учитывая, что на наше обращение от 12 октября 2005 года за № 284 мы до сего времени никакого ответа не имеем, просим обсуждение проекта Федерального закона «О Знамени Победы» во втором и третьем чтениях провести открытыми — с трансляцией по телевидению. Мы увидим, кто есть кто. Это и будем считать ответом на наши обращения.

Участники штурма Берлина: П. С. МАШТАКОВ, Герой Советского Союза; А. В. ИСАЕВА, Н. М. ЩЕЛКОНОГОВ.