USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Ложки» обманутых вкладчиков нашлись?

Эльвира НОВИКОВА. Фото Оксаны МАМЛИНОЙ.



В редакцию газеты «Советская Сибирь» позвонили наши читательницы — из числа обманутых вкладчиц «Русского дома «Селенга». «Какая-то организация, которая снимает офис в центре города, обещает вернуть часть денег пострадавшим от аферистов, — рассказывают они эмоционально, — но при этом снова собирают деньги! Возможно, это мошенники? Разберитесь, пожалуйста!» Ваш корреспондент отправилась по названному женщинами адресу.

За железной дверью одной из бывших квартир — длинный коридор, вдоль которого сидят и стоят люди. Около четырех десятков. Тусклый свет освещает пожилые, усталые лица. Скорее всего, все они пенсионеры, отчаянно балансирующие на грани бедности и нищеты. Как сказал классик, бедность еще прилична, а нищета — ужасна. Чтобы прожить на сегодняшнюю «среднюю» пенсию, они жестоко экономят буквально на всем. Поэтому пожилые люди, в надежде вернуть хотя бы часть когда-то потерянных «кровных», готовы обречь себя на хождение по многочисленным инстанциям и многочасовое стояние в очередях. Действительно, добраться до самой обычной железной двери, на которой нет даже намека на нарисованный очаг, как в каморке папы Карло, не так просто.

Одна из претенденток на аудиенцию, Надежда Семеновна, рассказала, что здесь уже третий раз: «За один день принимают не более 35 человек, я никак не могла попасть в списки. Сегодня вот приехала в 7 утра, записалась под номером 32. Есть надежда, что вернут мне хотя бы две тысячи рублей. Хотя в 1994 году я отдала в «Русский дом «Селенга» все свои деньги — два миллиона рублей».

Стоящий рядом с ней Анатолий Федорович поведал свою печальную историю: в 1997 году его дочь положила на счет «Русской недвижимости» 1 миллион 600 тысяч рублей, судьба которых канула в неизвестность. «Дочка подала иск в суд, — продолжает мужчина, — и выиграла дело. У нас есть исполнительные листы, по которым должны работать приставы. Но с кого брать деньги? Организации нет. И почему-то здесь решение суда не берут во внимание. Обещают вернуть только одну тысячу рублей. Зачем тогда мы судились? Получается, что в нашей стране путь закона ведет в тупик?»

В длинной очереди есть люди, которые предпринимают уже вторую попытку найти справедливость. Валентина Яковлевна вспоминает: «Несколько лет назад в офисе на улице Трудовой одна общественная организация тоже принимала у нас документы. Мне тогда пришлось изрядно потратиться: оплатить взнос и еще — за доверенность адвокату. Оказалось, что все это было зря. Денег нам так и не вернули. Якобы Москва не выделила».

Народ, стоящий в коридоре, утверждает, что сейчас для получения компенсации необходимо собрать пакет документов и снова заплатить некие «взносы» — от 80 рублей и выше. Впрочем, принимают деньги и документы не у всех. Вот из кабинета вышла расстроенная женщина. Галина Васильевна — обманутая вкладчица компаний ООО «Орион-Инвест» и «Русского дома «Селенга». Она сетует, что простояла в очереди три дня: «В свое время я вложила в компании мошенников 200 тысяч рублей, по тем временам это было 100 долларов. Несколько лет назад получила за них компенсацию 200 рублей. Сейчас мне сказали: «Все, больше вам не положено». Но почему же тогда объявления никакого не написали, чтобы люди время зря не теряли?»

В общем, вопросов возникло немало. Пролить свет, наверное, смогут те, кто находится за вожделенной коричневой дверью. Очередь безропотно пропускает меня вперед. В небольшой комнате два письменных стола, за которыми сидят немолодые женщины. Именно они являются таинственными новосибирскими робин гудами? Впрочем, председатель общественной организации по защите прав вкладчиков «Сибиряк» Любовь Гапонова все намеки на таинственность сразу отметает: «Наша организация существует уже 10 лет, мы зарегистрировались 4 апреля 1996 года. За это время мы помогли 18 тысячам обманутых вкладчиков получить компенсации из федерального государственного общественного фонда, который находится в Москве, на общую сумму 13 миллионов 200 тысяч рублей. Ветераны войны и труженики тыла получают компенсации уже в третий раз. Например, в прошлом году получили деньги 600 человек. Сумма возврата каждому из них была увеличена до 5 тысяч рублей». Она указала на стену, где на видном месте красуется почетная грамота, подписанная самим Виктором Толоконским… Мошенникам, которые в течение 10 лет обирают народ, просуществовать так долго да еще получить награду из рук губернатора вряд ли удалось бы. Судя по всему, обмана здесь нет.

А нынешний народный ажиотаж, по словам председателя, вызван тем, что с 23 марта 2006 года сумма компенсационных выплат жертвам махинаторов выросла с одной тысячи до 10 тысяч рублей. То есть обманутые вкладчики, которые во время вакханалии 90-х пострадали по-крупному, сейчас могут претендовать на большие суммы. Даже в том случае, если частично до этого они уже получали компенсацию. Добрый робин гуд, который возвращает обиженным часть средств, — федеральный общественный фонд по защите прав вкладчиков, головной офис которого находится в Москве. «Деньги на счет этого фонда, — объясняет Любовь Петровна, — поступают от приватизации государственных промышленных предприятия на территории нашей страны. Это два процента от общей суммы оценки предприятия. Фонд, в свою очередь, уже перечисляет средства в регионы». Таким образом, государство берет на себя ответственность за то, что не смогло проконтролировать мошенников, обманувших многих граждан. Можно сказать, «ложки» нашлись...

Сегодня здесь принимают документы от экс-вкладчиков 13-ти организаций, руководители которых весьма недурно нагрели руки на народном горе. В «черном списке» — «Русский дом «Селенга», «Русская недвижимость», «Хопер-Инвест», «Орион-Инвест», финансовая промышленная компания «Стайлинг» и другие. Последняя, как утверждает Любовь Гапонова, попала в этот список впервые. Между тем в свое время реклама «Стайлинга» вызвала такое доверие, что многие ее вкладчики даже продавали квартиры…

Но чтобы вернуть часть средств, необходимо успеть сдать документы и зарегистрироваться до 20 мая. Потом сформированные списки будут завизированы в областной администрации и отправлены в Белокаменную. Если все пойдет по плану, в конце четвертого квартала этого года из Москвы будет получено «добро». И в начале 2007-го на счета экс-вкладчиков должны быть перечислены средства.

А куда все же идут взносы, которые платят граждане? Во-первых, по словам председателя, идут они на погашение затрат, связанных с деятельностью общественной организации «Сибиряк» (в соответствии с уставом). Во-вторых, один процент с первой тысячи и 0,5 процента с каждой последующей — это банковский сбор и т. д.

На снимках: великое стояние в, казалось бы, забытых очередях.

Фотографии статьи
067-13.jpg