Купцы русские, продавцы заморские...
Я была точно такой же. Жгучее желание самостоятельности возникло аккурат к началу летних каникул. Про рабочий энтузиазм и не говорю. В общем, я рванула к приятно бряцающей монетками мечте.
Вопрос о том, кем работать, был довольно сложным. Озеленение родного города отпало сразу — мне хватало грядок на горячо любимой даче. Перспектива расклейщика объявлений тоже не воодушевляла. На прочие работы требовалась санитарная книжка, на получение которой я бы потратила пару недель, половину еще несуществующей зарплаты и несколько километров нервов. Решение пришло неожиданно: в соседнем гастрономе я увидела двух симпатичных девушек в кепочках, весело трещавших о преимуществах покупки каких-то суперчипсов. «А что? Неплохо», — подумала я и поинтересовалась, как же называется должность профессионального развешивателя лапши на доверчивые уши драгоценных потенциальных покупателей. Слово оказалось, как любят современные работодатели, заморское —промоутер.
Итак, цель найдена, и я пошла на штурм. Трудности возникли сразу. Во-первых, никому не нравился мой юный возраст. Во-вторых, примерно в половине компаний все-таки требовали санитарную книжку. В-третьих, некоторые работодатели разработали такую систему штрафов, что получить хотя бы треть зарплаты представлялось невозможным. Я заметила интересную закономерность: чем темнее полуподвальчик, в котором находится фирма, тем больше у нее претензий. Тем не менее моя меркантильная мечта со временем сбылась.
Для начала нужно найти агентство. Самое надежное — знакомое, иначе можно «напороться» на нечестных работодателей, и зарплаты не видать. Затем позвонить и договориться о визите в офис. Там вы заполните анкету, не забудьте оставить фотографию, поинтересоваться о зарплате (в среднем — 50 — 60 рублей в час) и о системе штрафов. А дальше — запасайтесь терпением, особенно если дело происходит в середине лета. Это «мертвый сезон», во время которого агентству хватает уже сложившегося коллектива. Лучшее время — начало осени. Рано или поздно в вашей квартире раздастся звонок, и вас любезно пригласят на тренинг. На нем расскажут условия акции, график работы, особенности рекламируемого продукта. Затем самое «страшное» — кастинг.
Потенциальных промоутеров всегда вызывают больше, чем требуется, — для того чтобы выбрать наиболее подходящих. Учитывается все, в особенности аккуратный внешний вид, вежливость и подвешенный язык. Кстати, новичков редко берут сразу — они слишком застенчивы и не обладают «профессиональным нахальством». Но через пару-тройку кастингов вас возьмут обязательно. И тогда начнется типичная жизнь рекламного работника низшей ступени. Например, поездки в так называемые «аппендиксы» — Академгородок, Родники, Бердск.
Если вас таки заставят обуться в изящные туфельки на шпильках (вместо традиционных кроссовок), то по степени экстрима это сравнится лишь с неожиданным исчезновением рекламного материала, оставленного на попечение сотрудников магазина, в котором вы работаете. Еще о минусах: прилипшая сладкая улыбка и ставшая патологической неспособность достойно отвечать на придирки покупателей...
Положительных моментов тоже немало. Город вы будете знать как свои пять пальцев. У вас разовьются неплохие способности психолога — все окружающие станут считать вас самым милым и внимательным человеком на свете. А чего стоит хотя бы то, что теперь на экзаменах вы не будете давиться собственными словами — вы просто уболтаете препода! Бабульки на скамейке станут уважительно шушукаться при вашем приближении к подъезду. Родители снисходительно разрешат приходить «на час позже». Ну и, конечно, ма-аленькая финансовая независимость.
А вообще быть промоутером очень... весело. Где еще, случайно встретив одноклассника, ты от всей души скормишь ему банку аджики, которую он (как окажется после) терпеть не может. А отказаться не может из приличия — чтобы не распугать покупателей. Или услышишь глубокомысленное изречение напарника: «Да, мы обезьяны за стеклом, которым, заметь, платят деньги». Или во время речевки (т. е. в самый неподходящий момент) на тебя нападет жуткая икота. И в этом, пожалуй, самая полезная сторона работы промоутера — ты начинаешь относиться к себе с изрядной долей юмора. И, поверьте, это очень помогает в жизни.