Великая Британия и гранит науки
Биг Бэн по-прежнему мерит сутки не от полуночи до полуночи, а от одного времени чаепития до другого и в ясной свежести хмурого утра хорошо виден из разных мест Лондона. А замечательный советский фильм о Шерлоке Холмсе во время путешествия по самой Британии не вспомнился ни разу — прибалтийский антураж той ленты так же далек от оригинала, как восковая фигура от своего прототипа.
Как это ни странно, остался лишь империализм. Но за окном все-таки XXI век — колонии давным-давно живут самостоятельной жизнью, и империализм переродился до неузнаваемости. Теперь он стал культурным и приобрел к своему новому статусу немаловажный, в имиджевом отношении, знак «плюс». В 1934 году на свет появился «Британский Совет по связям с другими странами». За семидесятилетнюю историю эта организация не только сменила название, оставив в нем лишь первые два слова, но и превратилась в мощнейшую и, пожалуй, одну из самых разветвленных мировых сетей, призванных популяризировать свою страну — Великую Британию.
Раскинув свои ветви практически по всем отраслям культурной жизни (в сферу деятельности, помимо искусства, входит сотрудничество в области науки, образования и прочее, и прочее) и по 110 странам мира, одним из своих пятнадцати российских отростков Британский Совет в начале весны зацепил и автора этих строк: выиграв конкурс журналистов, пишущих об образовании, я отправился в пресс-тур по Великобритании. Дабы непосредственно «на местности» ознакомиться с тем, как, чему и кого учат в этой островной стране.
Могучий остров
Водная 32-километровая полоса Ла-Манша (называемого, кстати, в самой Британии Английским каналом) легла превосходным буферным рвом, оградив менталитет островных жителей от пыли густонаселенного перепрелого барака «Европа», а историю этой страны — от многих и многих перипетий беспокойной, часто дерущейся цивилизации.
Результат — феноменальная страна, которая, всю жизнь подсознательно страдая комплексом неполноценности все из-за той же обособленности, проявляла и проявляет неимоверную активность во всех сферах. Словно провинциал, зубами вгрызающийся в Москву и добивающийся порой в несколько раз больше, чем расслабленный коренной житель столицы, Британия находится в постоянном тонусе. Ей просто надо быть лучшей, первой, иначе — подкрадется плеснь застоя и динамичная Европа затопчет. Первая паровая машина, первое в мире метро, изобретение телефона, футбола, Всемирной паутины (WWW), сделавшей интернет доступным миллионам простых пользователей... — пальма первенства крепко засела в руках англичан.
Образование как образ жизни
Разумеется, все это было бы невозможно без одного из самых основополагающих, самых массивных «китов» — образования, в том числе потрясающе развитой высшей школы. Девяносто шесть университетов «цветут и пахнут». Конечно, степень «цветения» разная, но масштабы вливаний государственных и спонсорских средств все равно поражают...
...Полчаса езды от центра Лондона. Городок Хэтфилд графства Хэртфордшир. С одной стороны горизонта — огромный комплекс университета, с другой — гигантский фитнес-центр, с третьей — «Галерея» — многоуровневый супермаркет с кинотеатром и... все. Оказавшись в городке в воскресенье вечером (официальный визит в Хэртфордширский университет был намечен на следующий день), спросил у чудом встреченных на пустынных аккуратных тротуарах девушек: куда, мол, у вас тут можно пойти прогуляться, посмотреть чего-нибудь — достопримечательности какие-нибудь?.. После минутного мозгового спазма одна из них выдала то, что я уже начал и так подозревать: «Вообще-то здесь пойти особо некуда. Разве что в магазин, в нем кинотеатр есть. Но сейчас, скорее всего, «Галерея» уже закрыта».
Я глянул на часы — семь вечера. Что ж, подумал я, идеальное место для учебы: сходил на лекции, разрядился в спорткомплексе, сбегал в магазин за продуктами, посидел в круглосуточно работающей библиотеке, упал в кровать в уютном компактном кампусе и утром — опять на лекции. Ничего не отвлекает от «гранита науки». Единственный «оазис разврата» — магазин, работающий до шести вечера!
Но когда на следующий день мы прошлись-познакомились с Хэртфордширским университетом, стало понятно, что назвать такой образ жизни «сухим» нельзя, даже если заниматься учебой с утра до ночи. Начиная от потрясающего выбора специальностей, возможностей самореализации — доведения своих курсовых и дипломных проектов до осязаемой стадии на современнейшей технологической базе, физически начинаешь ощущать, что учиться — самое интересное занятие на свете.
Останавливаю пару смуглокожих парнишек. Сами считают себя албанцами, но родились и выросли в Англии. На стереотипный вопрос «Трудно ли учиться?» как-то хором, словно близнецы, пожимают плечами... «Так ведь мы сами выбираем тот набор и количество предметов, которые хотим освоить за время учебы. К тому же, видите, насколько велики возможности для студента, для его реализации, что ни надрываться, ни скучать не приходится — учеба просто всласть!»
Всласть становится и простая прогулка по спорткомплексу университета: огромный бассейн, тренажерный зал размером с небольшой аэропорт, десятки залов для баскетбола, волейбола, еще для чего-то... Ах да, у входа внутри спорткомплекса — искусственная скала высотой метров двадцать для секции альпинистов. Понимаешь, что поход сюда после учебы становится не тривиальным «рывком к здоровью», а времяпрепровождением, легко побеждающим в увлекательности посещение того же кинотеатра.
«Цена вопроса» — создание университетского комплекса высочайшего технологического уровня — 120 миллионов фунтов стерлингов (около 6 миллиардов рублей), «влитых» в эту молодую точку на образовательной карте (Хэртфордширский университет основан в 1992 году). Цифра по своему порядку сопоставимая со всем российским национальным проектом «Образование». Такое сравнение не стоит рассматривать как камень в наш огород. Проводить параллели неуместно. Хотя бы потому, что площадь всей Великобритании — 244 тысячи квадратных километров — всего лишь в полтора раза больше ста семидесяти тысяч, приходящихся на одну только Новосибирскую область. Да и задачи у нас пока другие, нежели у страны с многосотлетним стажем капитализма.
Примечателен не сам хэртфордширский пример, а то, что это — явление. Таких университетских центров по стране — масса. Причем идет масштабное финансирование не пресловутых оксфордов-кембриджей, а достаточно молодых учебных заведений, которые порой с самого своего рождения становятся мощнейшими вселенными образования. И это вкладывание средств — не просто дорогая плата за ту самую пальму первенства. Британия превосходно умеет стократ возвращать вложенные кровные фунты. Причем речь идет не только и не столько о статусе образованной и высокотехнологичной державы. Отлаженный эффективный механизм взаимовыгодной смычки вузы—наука—бизнес—экономика — тема, достойная отдельной статьи.
Девять дней одного учебного года
Девять дней, шесть городов, самые разные учебные заведения. Языковая школа в южном приморском городке Торки, университеты в Эдинбурге, Вустере и Саутгэмптоне, колледжи и научные центры... Где бы мы ни были, вывод напрашивался один. Он словно звенел в сером ясном воздухе всей Британии: если хочешь, чтобы твоя страна процветала — вкладывай деньги в образование. В современном мире, когда территориальные и примитивные споры за доминирование остались позади, ставка на обучение подрастающих специалистов — единственно верное вложение капитала государства. Конечно, круг проблем, связанных с необходимостью держаться «на гребне волны», не ограничивается вопросами финансирования. И мы обязательно поговорим о них в последующих публикациях, чтобы увидеть, благодаря чему маленькой островной стране удается оставаться поистине Великой Британией.
Продолжение следует.