Архитектор, художник и летописец Сибири
Все это — сюжеты акварельных и графических рисунков Василия Александровича, передающих нам его эмоциональный настрой — бодрый, строгий или лирический, но всегда позитивный. В его работах отражен не только созидательный процесс архитектурного преображения Сибири, и в особенности нашего города, но и запечатлен облик прежнего, уходящего Новосибирска.
Имя архитектора Василия Александровича Касаткина прочно засветилось на архитектурном небосклоне Новосибирска в 30-е годы прошлого века, когда он приехал сюда после окончания Омского художественно-промышленного техникума. Здесь началась его активная и плодотворная профессиональная деятельность. Молодого талантливого специалиста — архитектора-техника, графика — привлекают к своим проектам ведущие архитекторы Новосибирска — А. Д. Крячков, Б. А. Гордеев, И. Т. Воронов, В. М. Тейтель. Он участвует и в реставрации, и в строительстве новых зданий. По его проектам и при его соавторстве построено немало объектов жилого и общественного назначения и в Омске, и в Новосибирске, и в других сибирских городах. В Новосибирске Касаткин под руководством Б. А. Гордеева и А. Д. Крячкова разрабатывал чертежи таких известных зданий, как облисполком и 100-квартирный жилой дом на Красном проспекте, хорошо известную старожилам баню на Логовской, которую уже давно снесли.
Начавшаяся война прервала созидательную деятельность молодого талантливого архитектора на четыре года. Сапером в звании старшего лейтенанта Василий Касаткин прошел Украину, Курск, Сталинград, Румынию, Молдавию, Латвию и Литву. Свой опыт проектировщика он использовал при строительстве укреплений и переправ.
Профессиональная меткость глаза и цепкая зрительная память очень пригодились при устройстве и разминировании минных полей. Ведь этой опасной работой приходилось заниматься в любую погоду, в мороз и слякоть и чаще — в ночную пору. Так что любая неточность могла стоить жизни и ему, и его боевым товарищам. Василий Александрович, зная, что минер ошибается лишь однажды, щедро делился своим опытом с молодежью: сам он в свои 33 года по фронтовым меркам считался стариком. Его учебные рисунки различных типов мин, и наших, и вражеских (кстати, также представленных на художественной выставке в Доме журналиста), спасли жизни сотням людей.
Его фронтовой альбом полон самых разных военных зарисовок. Несмотря на напряженную обстановку войны, ему изредка, на привале, удавалось сделать пару зарисовок карандашом, тушью, а то и его любимой акварелью. Если была возможность раздобыть краску и бумагу. Домой в конце 1945 года привез он около 60 этих рисунков в планшете старшего лейтенанта. Остальные пропали на фронте.
Ратный труд Василия Александровича Родина отметила орденом Красной Звезды и медалями, в том числе и самой для него дорогой — «За оборону Сталинграда».
Вернувшись к любимой проектной работе, архитектор Касаткин не прекращает рисовать все свободное время. Зарисовки мирных городских пейзажей, давно знакомых улиц и уголков все больше увлекают его. Ведь в военных работах, несмотря на весь его оптимизм, проступает гнетущая атмосфера фронта — разрушенные архитектурные сооружения, разбитые дороги, переправы и мосты. Ему, творцу и созидателю, особенно горько было видеть безжалостную гибель рукотворных сооружений, нередко — большой исторической ценности. Теперь же в его произведениях появились радостные тона. Он охотно делает зарисовки новых зданий, теснящих старые деревянные домишки, противопоставляя милую старину неумолимо надвигающемуся новому. Его эмоции противоречивы: ностальгия по уходящему и гордость за бурное развитие нового.
Работы Василия Касаткина хранятся в музеях Омска, Москвы, Волгограда и Новосибирска. Он подлинный архитектурный летописец Новосибирска, как никто другой выразивший движение и рост города в своей живописной графике. Это передает даже «география» его объектов: Дом памяти Ленина и речной вокзал, цирк и стадион «Спартак», кинотеатр «Октябрь» и многие другие известные нам здания.
Особенный акцент в своих акварелях он делает на главных магистралях города — Вокзальной, Красном проспекте, улицах Гоголя и Советской, Орджоникидзе.
По его проектному предложению в Первомайском сквере была установлена бетонная скульптура медвежонка, созданная известным скульптором Галиной Макашиной, любимая ребятней нескольких поколений.
Историческая тема Касаткина родилась не только из его профессиональных архитектурных зарисовок, но и из-за острого глаза профессионала, тонко подмечающего главные штрихи быстротекущего времени. Разумеется, это не фотодокументы, не эскизы и не рисунки «на память». Это живописные картины и городские панорамы, наполненные собственным чувством, пристрастием и отношением, собственным пространственным мышлением и освещением. Он воздает должное и строительной технике, и причудливым строительным лесам, передавая через них динамику и масштабы жизнеутверждающего строительного бума развитого социализма в Сибири. Интересно, что изображенные на рисунках краны, экскаваторы, бульдозеры и леса дают ощущение динамики жизни города, а графика рисунков живописна и лишена сухости чертежа, но при этом предельно точна в построении перспектив и масштабов сооружений.
Органичное композиционное и пространственное мышление архитектора, его превосходное владение масштабом и техникой построения воздушной перспективы придают рисункам Касаткина необычайную достоверность.
Творческая жилка свойственна и дочерям Василия Александровича. Обе они, и Ольга и Наталья, трудились в проектных институтах. Они бережно хранят творческое наследие отца, устраивают выставки, публикуют репродукции в книгах и журналах. При поддержке музея истории архитектуры они не дают новосибирцам забыть имя дорогого им человека, так много сделавшего для города.
В книгу «Мой Новосибирск» включены 10 работ Касаткина, в журнале «ПРО Сибирь» помещена статья доктора архитектуры С. Баландина о его творчестве с 29 иллюстрациями. Шесть репродукций Василия Александровича есть и в недавно вышедшем юбилейном издании книги «Сердце сибирской столицы», правда, несколько затерявшихся среди множества ярких фотографий.
— Хотелось бы, — говорит Наталья Васильевна, младшая из его дочерей, — выпустить художественный календарь с акварелями отца и продавать его по доступной цене, чтобы его могли приобрести как можно больше рядовых горожан, желающих познакомиться с творчеством отца. Собственно, один календарь с репродукциями его работ уже был издан для фирмы «Ливна», но, к сожалению, в продажу не поступал.
Дочери мечтают, чтобы в магазинах появился альбом рисунков Василия Александровича, но их финансовые возможности крайне ограничены. Может быть, наш город, которому Касаткин посвятил все свое творчество, отдаст свой запоздалый долг творцу, ушедшему из жизни 13 лет назад. Есть и прямой повод: в 2008 году архитектору и художнику исполнится 100 лет со дня рождения.
— Да, изысканная, прозрачная акварель Касаткина — для подлинных знатоков, и их немало в Новосибирске, — говорит художник Владимир Николаевич Курилов, — они в полной мере ценят его владение кистью, да и мало кто еще, кроме него, рисовал Новосибирск: в этом ему равных нет. Так что качественно изданный альбом его художественных работ был бы хорошим подарком сибирякам.
На снимках: Василий Касаткин; Красный проспект на пересечении с улицей Державина; Красный проспект 1950 года. Теперь на этом месте — магазин «Под строкой»; на строительстве спортивного комплекса стадиона «Спартак» (фото с рисунков Касаткина).