USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Природные катаклизмы — в режиме нарастания

Эльвира НОВИКОВА.



Как считают специалисты, эта тенденция сохранится и в будущем — из-за глобального потепления климата погода все более неустойчива, так что ее экстремальные явления будут только нарастать.

В мировом масштабе ситуация выглядит еще более трагично: за последнее десятилетие в результате стихийных бедствий на планете погибли 622 тысячи человек, пострадали два миллиарда человек. Именно поэтому метеорологической службе во всем мире сейчас уделяется особое внимание.

Заместитель руководителя Западно-Сибирского управления гидрометеослужбы Роман Гесс рассказал на пресс-конференции, посвященной Всемирному метеорологическому дню (23 марта), о «кухне» прогнозов. По информации о состоянии погоды в глобальном масштабе составляются научно обоснованные прогнозы бурных паводков, климатических аномалий, стихийных бедствий. Зная о природных катаклизмах заранее, можно спасти человеческие жизни и существенно снизить последствия.

О том, какое настроение у небесной канцелярии, лучше всего знают во Всемирной метеорологической организации Международной прогностической индустрии. Это комплексная система национальных метеорологических центров разных стран Всемирной метеорологической организации (ВМО), объединивших свои усилия в мониторинге. К слову, не так давно впервые ВМО отметила работу пяти новосибирских метеорологических станций — в Барабинске, Кошагаче, Александровской, Колпашеве, Бийске — похвальными грамотами.

Европа нам поможет
Всего в Западной Сибири сейчас действует менее двух сотен гидрометеорологических станций, на всей обширной территории России — 1675, еще 1874 гидрометеорологических поста, есть и космический мониторинг. И все же для точного мониторинга погодных явлений и тем более предсказаний зарождающихся смерчей, шквальных ветров, для которых не существует международных границ, число таких наблюдательных пунктов явно недостаточно (на каждые 50 км должен быть наблюдательный пункт или метеорологическая станция). Да и техническое оснащение оставляет желать лучшего. ВМО уже несколько лет заботит такая ситуация в России, поэтому начиная с 2001 года через Европейский банк развития Росгидромету выделяются средства для технического переоснащения. Например, в этом году на переоснащение вычислительных центров в Москве, Новосибирске и Хабаровске Европейский банк уже выделил 80 млн долларов. Еще порядка 30 миллионов рублей планируется выделить из федерального бюджета России. Однако когда дело дойдет до покупки современного оборудования для станций, расширения наблюдательной сети (в том числе спутников, дрейфующих буев), до разработки современных математических моделей прогнозов погоды — неизвестно. В России практически отсутствует высотная сеть наблюдений. В общем, в этой сфере мы позади всего цивилизованного мира. Поэтому неудивительно, что в нашей стране ежегодный ущерб от стихийных бедствий составляет 30 — 60 миллиардов рублей.

К слову, метеорологи призывают не слишком доверять сводкам погоды, выставленным в интернете. Начальник Новосибирского гидрометцентра Людмила Воронина объясняет: «Как правило, в интернете прогноз составлен только на основании математических численных моделей, поэтому с большой погрешностью. Между тем синоптики учитывают еще и другие многочисленные факторы, поэтому во всех странах официальный прогноз составляют гидрометеорологические службы».

Лето будет нормальным
Вообще синоптики не любят долгосрочные предсказания. И все-таки, идя навстречу пожеланиям граждан, это сделали. По предварительным данным, температура апреля будет колебаться в пределах от 0 до плюс 2 градусов. Уже в конце первой декады дневная температура ожидается выше нуля. Осадков должно быть около и больше нормы.

Май ожидается теплым и сухим. К слову, как утверждают специалисты, этот феномен длится уже 12-й год подряд. Хотя до этого за последние 100 лет май в Сибири был другим — прохладным и сырым. Нынче столбики термометров в дневное время должны подниматься до плюс 10 — 11 градусов, а во второй декаде — еще выше.

Лето в этом году по температурному режиму должно быть близким к норме. Понятно, что отдельные дни могут быть жаркими, что в Сибири не редкость.

Весеннее половодье в этом году тоже не должно преподнести неприятных сюрпризов.

Ожидается, что уровень воды в Оби составит около 80 процентов от средней многолетней нормы. Хотя малые реки могут выйти из своих берегов. Дело в том, что арктические морозы, которые так долго властвовали в регионе в январе, заморозили малые речки до самого дна. И теперь растаявшая под лучами солнца вода бежит по льду, иногда меняя русло речек.

Пить воду можно, козленком не станешь
Как сообщил начальник Западно-Сибирского центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Виктор Чирков, в этом году впервые качество природных поверхностных вод проверялось по более жесткому универсальному комплексному индексу, который приближен к международным стандартам. «Если до сих пор, — продолжает он, — проверка шла по пяти показателям, то теперь — по 17. Наверное, поэтому качество воды оказалось несколько ниже». По словам Чиркова, заметно в этом году ухудшилась вода в реке Оби близ села Дубровино, которое находится ниже по течению реки сразу за мегаполисом. Город в 2005-м, по сравнению с предыдущим годом, стал больше сбрасывать аммонийного и нитритного азота, нефтепродуктов и железа. Но рекордсменом по загрязнению остается несчастная река Каменка. Ее воды нынче квалифицируют как недопустимо грязные. Хотя еще в 2004 году река была просто грязной.

Но новосибирцам не стоит паниковать. Как утверждает начальник центра, возле городского водозабора вода в Оби достаточно чистая. В основном благодаря тому, что в своем многоводье река Обь пока еще способна растворить все отходы цивилизации. Помогает в этом и своеобразный отстойник — водохранилище. Так что пока новосибирцы могут пить воду из кранов спокойно — козлятами не станут.

Что касается состояния атмосферы, то Новосибирск на фоне других сибирских городов выглядит весьма неплохо. Индекс загрязнения атмосферы, который вычисляется из среднегодовых показателей, лучше только у Омска — 10 единиц. У столицы Сибири — 10,6, в Кемерово — 11,3, в Иркутске — 16,2, Новокузнецке — 19,8. А вот в Братске зашкаливает за 35. И все же над нашим мегаполисом в тихие дни нередко висит смог. Поэтому спальные районы, учитывая розу ветров, нужно располагать на юге, то есть за Затулинским жилмассивом, где сегодня огромные неосвоенные территории.

Виктор Чирков сообщил и печальный факт: впервые центр по мониторингу загрязнения окружающей среды приостановил свою деятельность из-за долгов перед коммунальщиками и энергетиками. Из-за финансовых проблем сейчас часть сотрудников находится в вынужденном отпуске. «Государство и Росгидромет, — поясняет он, — финансируют наш центр только на 50 процентов, остальное мы должны заработать сами. Хотя решаем чисто государственные задачи».
Впрочем, к таким парадоксам экологам и метеорологам не привыкать...