Волны рейдерских атак докатились до Новосибирска
В связи с растущей инвестиционной привлекательностью Сибирского региона многие аналитики прогнозируют рост активности рейдеров в крупнейших городах Зауралья. «Первая ласточка» этого неприятного и весьма криминального явления уже зафиксирована в Новосибирске. Речь идет о попытках претензий на имущественные комплексы на Красном проспекте, 188 (магазин «Сибиряк») и Гоголя, 19 (магазин «Эхо»), приблизительная рыночная стоимость которых составляет более десяти миллионов долларов США.
Несколько слов о предыстории сегодняшних событий. В конце 90-х годов прошлого века гражданка Ирина Брейкина зарегистрировала ООО «Элон Плюс», которое в 1999 году являлось одним из участников приватизации нежилых помещений по Красному проспекту и улице Гоголя. По сути своей «Элон Плюс» являлось фирмой-«прокладкой», созданной специально для этих целей. В 2002 году ООО «Элон Плюс» было ликвидировано, о чем есть запись в Едином государственном реестре юридических лиц, оставив за собой задолженность свыше пяти миллионов рублей по договорам 1999 года. Решениями арбитражного суда Новосибирской области от 23 сентября 2005 года и решением Федерального суда общей юрисдикции Центрального района города Новосибирска от 8 декабря 2005 года, вступившими в законную силу, были признаны ничтожными договоры купли-продажи (приватизации) нежилых помещений на Красном проспекте и ул. Гоголя. Таким образом, никаких прав на эти помещения ООО «Элон Плюс» не имеет, а последние покупатели данных имущественных комплексов признаны арбитражем добросовестными приобретателями.
Тем не менее гражданка Брейкина продолжает утверждать, что именно она является законной владелицей спорных помещений. По словам генерального директора ООО «Респект» (Москва) Александра Головина (фирма управляет собственностью по Красному проспекту, 188) и адвоката Павла Федотова, столь абсурдную, с юридической точки зрения, позицию гражданка Брейкина отстаивает не без веских на то оснований. По словам адвоката Федотова, одна из главных пагубных последствий рейдерства — увеличивающиеся суммы «откатов». В шумном рейдерском конфликте в Новосибирске, как он считает, без недобросовестных представителей ветвей власти не обошлось. Чего стоит хотя бы беспрецедентное решение Новосибирского арбитражного суда первой инстанции, который решил, что участник давно ликвидированного юридического лица (Брейкина) становится обладателем имущественного комплекса, официально принадлежащего другим лицам. Благо 16 марта 2006 года арбитраж второй инстанции положил конец этому абсурду, но, как заверил Павел Федотов, он обязательно доведет данный факт до высших судебных инстанций страны.
Вторая попытка, поскольку очевидно, что первая не удалась, заполучения имущества была предпринята гражданкой Брейкиной в феврале этого года, когда она подала заявление окружному прокурору на возбуждение уголовного дела в отношении менеджера Евгения Велижанина, генерального директора новосибирского ООО «СибПродИнТорг», — одного из участников приватизации муниципальных предприятий «Сибиряк» и «Эхо». Через несколько дней ОБЭП Центрального района выносит постановление о возбуждении уголовного дела в отношении гражданина Велижанина по статье 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупных размерах»). На этом странности не закончились — дело, подведомственное милиции, будет вести следователь окружной прокуратуры.
Очевидно, гражданка Брейкина и стоящие за ней структуры готовы на многое ради отчуждения не принадлежащего им имущества. Рейдерство многие склонны воспринимать лишь по эффектным телесюжетам, когда группы автоматчиков врываются в офисы предприятий. Рейдерство «цивилизованное» — это скорее масса «доказательных» документов, по которым принимаются нечеткие судебные решения. А пока прежний собственник отстаивает права в различных инстанциях, имущество продается либо закладывается под банковский кредит. По неофициальным данным, рейдер готов идти на затраты до 30 процентов от стоимости имущества, на которое он претендует. Учитывая, что только магазин «Сибиряк» оценивается в 10 — 11 миллионов долларов, то игра действительно стоит свеч.