USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Он обрушил «денежный занавес»




Все началось, когда в ноябре 1991 года Егор Гайдар стал вице-премьером правительства и одновременно министром экономики и финансов. В это же время кресло председателя Государственного комитета РСФСР занял «приватизатор всей России» Анатолий Чубайс.

В своем программном заявлении Егор Гайдар заявил о необходимости укрепления рубля, стабилизации экономики и приватизации госимущества... Получилось с точностью до наоборот. Рубль рухнул, экономика дестабилизировалась.

2 января было объявлено о либерализации цен. Егор Гайдар обещал ее ненадолго (месяцев на 6 — 8) и ненамного (раза в 3). Позже Егор Гайдар хвастался, что обрушил «денежный занавес» (видно, лавры Горбачева ему спать не давали), имея в виду потерю 100 миллиардов рублей сбережений, хранившихся на счетах сбербанка. При тогдашнем паритете цен это соответствовало почти такой же сумме долларов. Любопытно, что, не собираясь возмещать потери многолетних денежных накоплений своему народу, правительство признало все долги, включая царские, перед западными кредиторами и обязалось их выплатить.

В конце 1991 года в Чечне возникло движение Дудаева. Российское правительство официально согласилось на передачу ему половины всего вооружения, находившегося в Чечне. Остальное взяли сами.

В течение первого же года реформ прилавки наполнились продуктами, чем младореформаторы очень гордились. То, что купить их могли тогда единицы, младореформаторов не волновало. Кстати, уже в 2003 году Михаил Касьянов, отвечая в Государственной думе на вопрос: «Когда зарплаты бюджетников будут равны прожиточному минимуму?», — честно ответил, что правительство не сделает этого никогда. Потому, что «если повысим зарплату, то они сметут все с полок магазинов, и магазины будут пустыми».

Что касается остальных результатов шоковой терапии, которую пережила наша страна в результате реформирования экономики, то падение производства в 2 раза (больше, чем в годы Гражданской войны), переход 85% населения за черту бедности, разрушение военного и экономического потенциала России, уменьшение продолжительности жизни на 5 лет, уменьшение всей численности населения без надежды ее возвратить к дореформенному уровню, детская безнадзорность и сиротство, говорит само за себя.