Первопроходец
Героический поход Ермака дал основание летописцам считать эту дату гранью, от которой принято вести гражданское летосчисление Сибири.
Но о Сибири русским людям было известно и до похода Ермака. Начиная с XI столетия, со времен удельно-вечевой Руси, предприимчивые вольные люди Великого Новгорода вели торговлю с юграми, племенами, обитавшими по ту и по другую сторону северной части Югорского (Уральского) горного хребта, на границе нынешней Сибири.
В летописи Нестора от 1096 года рассказывается о новгородце Гуряте Роговиче, который вел меновую торговлю с юграми, менял русские железные изделия на пушнину: «…дает им нож ли или сакиру, они дают соболь, куницу или белку». Впервые в русских летописях название «Сибирская земля», как географический термин, упоминается лишь в 1407 году.
В 1465 г. архангельгородский летописец повествует о царе Иоанне III Васильевиче (находился на престоле 27.10.1462 — 27.10.1505гг.), который повелел устюжанину Василию Скрябе «воевать югорскую землю». С ним пошли разные вольные люди, которые победоносно прошли за югорскую землю.
В 1484 г. полоненные князья Вогульские, Югорские и Сибирские присягали на верность Иоанну III, который с 1488 г. начал титуловаться «князем Югорским».
В 1554 г. царь Иоанн IV Грозный (находившийся на престоле 6.12.1533 — 18.3.1584) в своей грамоте к королю английскому Эдуарду именует себя «Повелителем Сибири».
Год спустя, в 1555 г., в Москву прибыли послы от сибирского князя Эдигера, которые поздравляли царя Иоанна Грозного с покорением в 1552 г. царств Казанского и Астраханского, бывших под властью татар, и били челом царю московскому от всей Сибирской земли, чтобы царь взял их «в свою волю и под свою руку». Царь, в знак согласия, наложил на них дань: в год — по 1000 соболей да посланнику царскому за данность — 1000 белок. Посланники от князя Эдигера согласились на эти условия и в сентябре 1557 г. добросовестно выслали царю московскому полную дань.
Но так продолжалось недолго. В 1563 г. с юга, из Бухары, пришел на реку Тобол хан Кучум, сын Мартазин, из породы хана Шибана, потомка древнего завоевателя Чингисхана. Он убил сибирского князя Эдигера и его брата Бенбулата, назвался царем сибирским и подчинил себе бывших данников московского царя.
Прошло несколько лет, и только 12 июня 1579 г. начался поход Ермака за завоевание Сибири. В этот день войско Ермака Тимофеевича, состоящее почти из пяти тысяч человек, после молебна и торжественного произнесения обета доблести и целомудрия, поплыло на стругах вверх по реке Чусовой покорять неведомую Сибирь.
Войско Ермака было организовано по татарскому обычаю и по примеру Чингисхана. Сам он был воеводою или полководцем, под ним стояли два атамана, за ними следовали четыре есаула, отправлявшие адъютант- скую и секретарскую должности. Это был главный штаб. Все войско делилось на роты по 100 человек в каждой, коими повелевали сотники. В каждой роте было по два пятидесятника и по десяти десятников. При войске находились вожаки, толмачи (переводчики с языка на язык), писаря, трубачи и сурначи (играющие на сурне, музыкальной трубке, дуде, оглушительно резкого звука), литаврщики и барабанщики, три священника да старец-брадель, который ходил без черных риз, но круг церковный знал, церковные правила правил, кашу варил и припасами заведовал.
При дружине была подвижная часовня. Позднее образ Святого Николая Чудотворца с серебряным позолоченным венцом хранился в Тобольской архиерейской ризнице. Эта историческая святыня была увезена в 1826 г. архиепископом Тобольским и Сибирским Евгением в Москву и преподнесена императору Николаю I.
Снабжение Ермака обеспечивали Строгановы, организаторы его похода, крупнейшие русские купцы и промышленники из поморских крестьян. Они наделили войско тремя пушками, на каждую роту дали по знамени с иконою, на каждого человека ружье, по три пуда ржаной муки, по пуду сухарей, по два пуда крупы и толокна, по пуду соли и полоть ветчины на двоих (полоть — полстяга мяса, половина туши, вдоль разрубленной).
Справка родословных Ермака
Дедушка Ермака — Афанасий Григорьевич Аленин, был посадский человек города Суздаля. У него было два сына — Радион и Тимофей, получившие прозвище Алениных — Повольских. У Тимофея родилось три сына — Гаврила, Фрол и Василий, который и был Ермаком Тимофеевичем.
В молодости Василий ходил на строгах по Волге и Каме, был артельным кашеваром, за что и получил прозвище Ермак. Это слово означало артельный котел, а на повельском наречии — ручной жерновой камень.
Начиная с мая 1580 г. дружина Ермака с боями продвигалась внутрь Сибирского ханства, забирая города, лежавшие по рекам Туре, Тоболу, Иртышу. Утром 23 октября 1581 г. Ермак поднял казаков, объявив им о предстоящей битве и со слезами на глазах, как отмечают летописцы, призвал к мужеству и храбрости в этот последний и решительный бой. Это было победоносное сражение. Казаки одержали блистательную победу.
Кучум, захватив свои богатства и родных, бежал в Ишимскую степь.
С вестью о разгроме хана Кучума Ермак направил в Москву своего атамана Ивана Кольцо и шесть казаков. В челобитной грамоте царю он сообщал о взятии Сибирского царства и столицы Искер, а также просил прощения в учиненных прежде им самим и его товарищами разбоях, а для поддержки своей просьбы послал в дар царю собранные сокровища мягкой рухляди — 60 сороков (2400) соболей, 20 черных лисиц и 50 бобров.
В ожидании результатов посольства к царю Ермак со своей дружиной продолжал свое ратное дело.
Принесенные Иваном Кольцо в Москву известия о покорении Сибирского царства обрадовали Иоанна Грозного, и «гнев царя переложился на милость». Царь повелел служить молебен в московских церквях и раздать милостыню нищим, а члены посольства Кольцо получили «не малое число денег» и кусок сукна.
Ермаку и всем его людям были прощены прежние их преступления и посланы к нему в подарок два богатых панциря, серебряный ковш, шуба с царского плеча и кусок сукна. Ермаку было вручено временное управление завоеванными областями, впредь до прибытия царских воевод.
В марте 1583 г. в Искер возвратился из Москвы Иван Кольцо с царскими милостями, а 2 ноября 1583 г. в Сибирь прибыли князь Семен Болховской, стольник Иван Глухов и 500 стрельцов для управления покоренной Сибирью.
В августе 1584 г. Ермак Тимофеевич, возвращаясь с 50-ю казаками из похода вверх по Иртышу, решил переночевать на небольшом острове, невдалеке от устья реки Вагая. Утомленные за день казаки заснули крепким сном, лазутчики хана Кучума выследили место ночлега Ермака и под прикрытием темной ночи и проливного дождя прокрались в лагерь и перерезали отряд сонных казаков. Лишь двум из них удалось избежать ножа — казаку, принесшему страшную весть в Искер, и Ермаку. Проснувшись, Ермак успел схватиться за оружие и, отбиваясь от нападавших татар, бросился в Иртыш, чтобы спастись от преследования на первой попавшейся лодке, но, обессилив, потонул.
Тяжелый панцирь, подаренный Ермаку царем, погрузил его на дно Иртыша. Это случилось в ночь с 5-го на 6-е августа 1584 года.
Так оборвалась жизнь Ермака — Василия Тимофеевича Аленина, народного героя, стяжавшего себе неувядаемую славу покорителя Сибири, проложившего широкий путь для русской государственности, которая вместе с хлынувшей волной народного переселения распространилась на всю Великую Сибирь.
Изучая материалы по истории Сибири, я случайно обнаружил интересные факты и их оценку Григорием Николаевичем Потаниным.
«При Петре I сосланный в Сибирь пленник из-под Полтавы шведский офицер Сталенберг нашел в Сибири книгу, трактующую историю рода Чингисидов. Эта книга, переведенная на европейские языки, ставшая богатым достоянием ориенталистов (ориенталист — знаток культуры и языков восточных народов), свидетельствует о высокой культуре и государственности народов, населявших Арало-Каспийскую равнину.
Ее автор Абуль-Гази-Багадур, потомок Чингисхана, по линии Джюджи (Батыя), в 1663 г. покинув Хивинский престол, начал писать эту историю, законченную его сыном и признаваемую самой достоверной историей того времени».
Если бы не российский завоеватель, писал Г. Н. Потанин, то Сибирь могла бы стать достоянием тюрко-киргизской культуры.
Многое за это время ушло и кануло в Лету, но тот подвиг, который совершили казаки Ермака, навсегда останется в памяти народной. «После свержения татарского ига и до Петра Великого, — восхищенно пишет Валентин Распутин, — не было в судьбе России ничего более огромного и важного, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз. Только перед этим одним фактом наше воображение в растерянности замирает, словно бы застревает сразу за Уралом, в глубоких снегах».
Вот несколько штрихов о том, как Россия чтит подвиг Ермака Тимофеевича.
В 1621 г. в связи с открытием в Тобольске Сибирской епархии, ее первый архиепископ Киприон составил синодик Тобольского собора для вечного поминовения Ермака с его сотоварищами. Ежегодно в первую неделю Великого поста церковь оглашала сто семь имен, погибших в сражении за Искер казаков, и при этом пелась вечная память.
В 1839 г., через 258 лет, на память потомству император Николай I повелел поставить в Тобольске мраморную колонну с надписью «Покорителю Сибири — Ермаку». На одной из сторон колонны высечен год покорения Сибири — 1581, а на второй — год смерти Ермака — 1584.
Ровно через 300 лет, 26 октября 1881 г., в Петербурге состоялось торжественное празднование гражданского юбилея — трехсотлетия присоединения Сибири к России, причем участники юбилейного торжества решили ежегодно день 26 октября отмечать устройством торжественных собраний.
14 декабря 1882 г. в память юбилея Сибири и с целью увековечения имени ее покорителя было высочайше повелено 1-му полку Сибирского казачьего войска именоваться впредь Сибирским казачьим № 1 Ермака Тимофеевича полком.
В 1899 г. в честь Ермака в России был построен первый в мире ледокол водоизмещением 8730 т, способный форсировать тяжелые льды. В 1904 г. 6 мая в Новочеркасске, в центре донского казачества, Ермаку Тимофеевичу установлен бронзовый памятник (скульптор В. А. Беклемишев).
В 1910 г. Томское общество ознаменовало день 26 октября торжественным открытием Высших женских курсов — первого женского университета в Сибири.
С 1920 г., после введения совместного обучения, женские учебные заведения перестали существовать, и эта памятная дата была забыта. Возможно, новосибирцы воскресят проведение таких дней и превратят 26 октября в традиционный гражданский сибирский праздник. Пусть это будет «информацией к размышлению».
Последний раз внимание общественности к истокам Сибири было привлечено в год четвертого столетия исторического бытия Сибири. Это событие было отмечено проведением в Новосибирске 13 — 16 октября 1981 г. Всесоюзной научной конференции «Сибирь в прошлом, настоящем и будущем».
Три года назад, 26 августа 2003 г., новосибирцы отмечали 300-летие основания Умревинского острога, первого «государева» поселения на территории, ныне входящей в состав Новосибирской области. Это событие для многих было неожиданностью, оно всколыхнуло нашу историческую память. В Заельцовском районе, для связи времен, одну из улиц назвали именем Умревинского острога.
Чувство исторической общности объединяет людей. И это понятие стоит выше любых политических воззрений. Только на фундаменте уважения исторического прошлого своей Родины возможны общность и единение людей.
Учитывая положение города, как центра Сибирского федерального округа, возможно, стоит подумать о создании в Новосибирске обелиска в честь присоединения Сибири к России, на котором будут размещены имена наиболее выдающихся личностей, чьи судьбы связаны с Сибирью (в пределах 21 — 23 человек).
В летописи Сибири немало именитых людей-первопроходцев, путешественников, исследователей, организаторов хозяйственного общеустройства, умных, талантливых управителей, великих пионеров инженерной мысли, просветителей, людей высоких помыслов, духовного величия, пользующихся почетной известностью в науке, культуре, литературе и искусстве.
В свое время в центре Москвы, у Кремлевской стены в Александровском саду, был воздвигнут обелиск. Его история, в связи с высказанным предложением, представляет особый интерес. Изначально официальное его название было: «Романовский обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых». Он представлял собой четырехгранный шпиль, выполненный из серого финского гранита, установленный на кубическом основании и увенчанный двуглавым орлом, ниже которого располагается герб Романовых — лев со щитом и мечом. Еще ниже были перечислены имена Романовых и гербы губерний и областей Российской империи, а также гербы великих княжеств (архитектор С. И. Власьев). Открытие обелиска намечалось приурочить к юбилейной дате — 21 февраля 1913 г. — дню, когда на Соборе был избран царем Михаил Романов. Но фактически оно состоялось 10 июля 1914 г.
После Октябрьской революции 1917 г. памятники «царям и их слугам» стали сносить. Романовский обелиск, по предложению В. И. Ленина, оставили. Но его содержание трансформировали: эмблемы и надписи царствующих династий были убраны, а на фасадной плоскости обелиска были начертаны имена 19 выдающихся мыслителей и деятелей борьбы за освобождение трудящихся: Маркс, Энгельс, Либкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Томас Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайлов, Плеханов.
Кубический постамент обелиска украшен рельефным орнаментом, в центре которого, в венке, высечены надписи «РСФСР» и ниже — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (архитектор Н. А. Воеволжский).
Так, волею исторических событий монархический памятник стал революционным, вобравшим в себя все метаморфозы российской политической истории XX века. В этом качестве он был торжественно открыт в 1918 г. в честь первой годовщины Октябрьской революции.
В 1966 г. обелиск был перенесен в центр Верхнего Александровского сада, к декоративному гроту «Руины», сооруженному по рисунку О. И. Бове в 1821 г., где находится и сейчас.
Если говорить о нашем, сибирском обелиске, место которому в Новосибирске, то предлагается начертать на нем следующие имена:
Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири, открывший «дорогу на простор», «встречь солнцу» тысячам русских переселенцев;
Ремезов Савва Ульянович (1662 — 1720 г.г.) — первый сибирский ученый, самоучка, картограф и историк, создатель первого русского географического атласа Сибири;
Ползунов Иван Иванович (1728 — 1766 г.г.) — сибирский изобретатель и теплотехник;
Словцов Петр Андреевич (1767 — 1843 г.г.) — летописец, автор двухтомного издания «Историческое обозрение Сибири»;
Аносов Павел Петрович (1799 — 1851 г.г.) — горный инженер-металлург, генерал-майор, начальник Алтайских горных заводов, Академией наук РФ учреждена премия его имени;
Сперанский Михаил Михайлович (1772 — 1839 г.г.) — реформатор Сибири, автор либеральных преобразований России, генерал-губернатор Сибири;
Алябьев Александр Александрович (1787 — 1851 г.г.) — композитор, весь мир проверяет голоса коларатурного сопрано на его «Соловье»;
Ершов Петр Павлович (1815 — 1869 г.г.) — писатель, автор бессмертной сказки, известной детям всего мира, «Конек-Горбунок»;
Менделеев Дмитрий Иванович (1834 — 1907 г.г.) — выдающийся химик, весь мир познает природу, руководствуясь таблицей Менделеева;
Ядринцев Николай Михайлович (1842 — 1894 г.г.) — исследователь Сибири, этнограф, археолог, писатель, редактор газеты «Восточное обозрение»;
Меженинов Николай Павлович (1838 — 1915 г.г.) — выдающийся изыскатель и строитель железной дороги, один из создателей Великого Сибирского рельсового пути, награжден знаком «За содействие духовному просвещению Сибири»;
Суриков Василий Иванович (1848 — 1916 г.г.) — живописец, передвижник, создатель картин «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березово», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»;
Сколозубов Николай Лукич (1861 — 1915 г.г.) — агроном-селекционер, организатор первой в Сибири селекционной станции, создатель «Сибирского гербария»;
Потанин Григорий Николаевич (1835 — 1920) — исследователь Центральной Азии и Сибири, удостоен звания «Почетный гражданин Сибири»;
Муравьев-Амурский Николай Николаевич (1809 — 1881 г.г.) — граф, генерал от инфантерии, с 1849 по 1861 г.г. генерал-губернатор Восточной Сибири;
Макушин Петр Иванович (1884 — 1926 г.г.) — просветитель, первый в Сибири открыл книжный магазин и первую в России публичную библиотеку, удостоен звания «Почетный гражданин Сибири»;
Обручев Владимир Афанасьевич (1869 — 1956 г.г.) — геолог и географ, академик, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии, АН СССР учреждена премия его имени, первый профессор Томского технологического института;
Крячков Андрей Дмитриевич (1876 — 1950 г.г.) — выдающийся зодчий, автор около 100 крупных зданий, построенных в городах Сибири;
Туполев Андрей Николаевич (1888 — 1972 г.г.) — сибиряк, авиаконструктор, академик, трижды Герой Социалистического Труда, создатель около 100 типов самолетов;
Лаврентьев Михаил Алексеевич (1900 — 1980 г.г.) — академик, инициатор и создатель Сибирского отделения Академии наук СССР;
Покрышкин Александр Иванович (1913 — 1985 г.г.) — прославленный летчик Великой Отечественной войны 1941 — 1945 г.г., трижды Герой Советского Союза, маршал авиации.
Эти имена священны для каждого культурного человека.
Создание в Новосибирске обелиска в честь присоединения Сибири к России — это не только необходимость выразить отношение города к выдающемуся историческому событию, но и желание увековечить наиболее именитых предков, способствовавших преобразованию Сибири, повышению ее престижа и духовно-нравственного величия.