USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Берегись автомобиля?

Павел РОДИОНОВ.



Эта история началась в 2003 году, когда генеральный директор и единственный акционер ЗАО «Сибэкспресс» Михаил Леденев обратился за кредитом во Всероссийский банк развития регионов, надежный банк с государственным участием федерального уровня. В качестве залога предложил 38 грузовых автомобилей и прицепов «Вольво». Ранее эти машины были приобретены «Сибэкспрессом» в лизинг у компании «Вольво Восток», представляющей всемирно известную фирму «Вольво» в России. На момент передачи машин в залог ВБРР право собственности на транспортные средства было за «Сибэкспрессом». Будучи на пике деловой активности, «Сибэкспресс» мотивировал необходимость крупного займа дальнейшим расширением бизнеса.

Залоговую стоимость машин эксперты оценили в 59,9 миллиона рублей, под них ВБРР ссудил компании 50 миллионов рублей сроком на один год. По итогам комплексной проверки ВБРР и его активов Центральным банком Российской Федерации выданный «Сибэкспрессу» кредит был отнесен к высшей категории надежности. По условиям договора в случае невозвращения кредита право собственности на заложенные транспортные средства переходило к банку.

До этих пор ситуация была предельно понятна и прозрачна. То, что случилось потом, и положило начало череде судебных разбирательств, в центре которых оказалось доныне крупнейшее транспортное предприятие. А именно: «Сибэкспресс» смог получить еще в общей сложности 210 миллионов рублей в Сбербанке (центральное отделение в Новосибирске), в новосибирских филиалах «Промстройбанка», «Транскредитбанка», «Автобанк-Никойла», «Промсвязьбанка». Проблема только в том, что в качестве обеспечения по этим кредитам «Сибэкспресс» передал в залог все тот же автопарк, ранее уже заложенный ВБРР. Сделано это было без предварительного письменного разрешения банка, в нарушение договора между банком и «Сибэкспрессом».

А дальше... Дальше в августе 2004 года прокуратурой г. Новосибирска в отношении Леденева М. П. было возбуждено уголовное дело по факту незаконного получения кредитов коммерческих банков. В это же время начинается процедура банкротства на «Сибэкспрессе». На транспортниках висело 350 миллионов рублей долга, и надежды на восстановление платежеспособности компании таяли, как дым из выхлопной трубы.

В феврале 2005 года ряд кредиторов «Сибэкспресса» принял решение ходатайствовать о признании «Сибэкспресса» банкротом и направил документы в арбитражный суд. Последний принял соответствующее решение и назначил конкурсного, а затем и внешнего управляющего.

Вопрос о том, какое имущество осталось у «Сибэкспресса», вызвал новую волну разбирательств между банками-кредиторами, «Сибэкспрессом» и компанией «Вольво Восток»», с которой, как выяснилось, «Сибэкспресс» за приобретенные грузовики до конца не рассчитался.

За всеми этими судебными баталиями остались незамеченными те люди, которые и заставляют груду штампованного железа приносить пользу.

В «Сибэкспрессе» в силу тяжелого финансового положения перестали платить зарплату водителям-дальнобойщикам. В результате часть машин оказалась разукомплектованной. И это осталось бы только проблемой банка, который доказал свои права на машины и неоднократно через местную прессу информировал об этом. Но руководство транспортной компании сдало грузовики в аренду все тем же самым дальнобойщикам. Последние, с точки зрения закона, превратились в «недобросовестных эксплуатантов», которые, сами того не осознавая, извлекали выгоду из чужого имущества.

Окончательную точку в нескончаемой череде казуистических судебных процессов 21 февраля 2006 года поставил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, который безоговорочно признал права ВБРР на бывшие автомобили «Сибэкспресса».

Кредитная история завершилась, людская, однако, продолжается. Большинство машин до сих пор находится в пользовании у незадачливых арендаторов. Правовых позиций у этих водителей нет никаких, и грузовики у них могут забрать в любой момент. Но учитывая, что для многих дальнобойщиков и их семей эксплуатация машин может быть единственным источником средств к существованию, ВБРР предпочитает договориться с ними, не обращаясь к судебным приставам. По словам начальника юридического департамента ВБРР Вадима Богдана, «банк готов выслушать и услышать нынешних эксплуатантов своих машин». Более того, как отметил он, «ВБРР может предложить им долгосрочную аренду с правом выкупа, либо продажу с рассрочкой, либо другие взаимовыгодные варианты». Банк готов идти навстречу людям и учесть затраты дальнобойщиков, эксплуатировавших машины и вложивших свои деньги в ремонт, замену запчастей (не забываем о том, что некоторые машины им достались разворованными). Перепродавать эти грузовики банк ни в коем случае не рекомендует — такие действия будут означать, что как продавцы, так и покупатели станут на скользкий путь.

Надеемся, что у этой истории будет свой законный конец, который принесет спокойствие честным людям. Как после длинной дороги.