Тепло сохранит шуба из… полиуретана
— Вполне понятно и обосновано возмущение людей, когда они платят за отопление и горячую воду немалые деньги и видят открытые трубопроводы, по которым оплачиваемое ими тепло греет улицу, — говорит генеральный директор ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» Александр Кожин. — Поэтому одна из наших первоочередных задач — восстановление изоляционного покрытия тех трубопроводов, которые были проложены достаточно давно или варварски разукомплектованы, из-за чего миллионы гигакалорий тепла уходят в атмосферу. В программу по восстановлению изоляции включено 31,5 км теплотрасс, на эти цели будет затрачено в 2006 году 103 млн рублей.
Вместе с Александром Юрьевичем мы побывали на объектах, где ведется работа. Один из них на участке по ул. Ипподромской, где над автомагистралью проходит так называемая Писаревская теплотрасса.
— На моей памяти этот переход диаметром 700 см и протяженностью около 150 метров лет десять стоял без обшивки. Легко представить, сколько гигакалорий тепла уходило в атмосферу. Сейчас он полностью приведен в порядок. Здесь установлена изоляция из пенополиуретана — материала нового поколения, широко используемого в Европе. Он устойчив к воздействиям внешних температур, имеет длительный срок службы, — говорит, показывая обновленный трубопровод, Александр Кожин. — Впервые этот материал мы применили в прошлом году при строительстве пятой нитки трубопровода от ТЭЦ-5 к ПНС-11. Установка такой теплоизоляции производится в 5 — 6 раз быстрее, чем с применением стекловаты и металла, которыми пользовались прежде.
Немаловажна и такая особенность нового материала, как его непривлекательность для воров и вандалов. С сожалением приходится констатировать, что плачевное состояние многих надземных теплопроводов — результат элементарного хулиганства, стремления на халяву разжиться сборщикам металла или не в меру хозяйственным дачникам. Новый теплоизоляционный материал, как подчеркивают специалисты, не представляет экономического интереса для разного рода правонарушителей, ему трудно найти применение и в личном хозяйстве — крышу им не перекроешь, на дачу не увезешь.
— Хотелось бы, чтобы жители города бережнее относились к трубопроводам. Например, в прошлом году мы восстановили теплоизоляцию по территории школы № 184 в Заельцовском районе. Она простояла две недели и была полностью снята, видимо, школьники порезвились, — с сожалением рассказывает Александр Юрьевич.
Надо отметить, что подобная «резвость» обходится энергетикам, а значит, и всем нам, горожанам, недешево. Сегодня разрешенная норма теплопотерь по Новосибирску, защищенная специальными испытаниями в 2003 году, порядка 14 процентов от годового объема транспортируемой тепловой энергии. Это 1 725 тысяч гигакалорий в год, что составляет примерно 700 млн рублей. Поэтому каждая сотня гигакалорий, улетаемых в атмосферу из-за отсутствия хорошей изоляции, — это дополнительные миллионные расходы.
— Средний норматив теплопотерь по стране в пределах 7 процентов. По нашим ориентировочным подсчетам, в этом году за счет установки теплоизоляции мы сократим потери тепла до 12 процентов от годового объема. В следующем году эта работа будет продолжена, и процент потерь сократится до минимума, — заверяет гендиректор «Новосибирскгортеплоэнерго».
Сейчас уже выполнено более 20 процентов программы, намеченной по монтажу и восстановлению новой теплоизоляции на этот год.
Закончены работы на ул. Даргомыжского, идут работы в Первомайском районе, на улицах Светлой (частный сектор), Палласа, Объединения, Индустриальной.
— Предполагаем, что к апрелю сделаем весь намеченный объем. В этом заинтересованы и мы, и ЗАО «Новосибирскэнергоспецремонт», которое непосредственно ведет монтаж. Летом, когда начинается подготовка к новому отопительному сезону, мы не отвлекаем народ на эти работы, — делится менеджерскими секретами Александр Юрьевич, когда мы подъезжаем к следующему объекту — теплопроводу, протянутому между автомагистралью и пятиэтажками по ул. Индустриальной.
Рабочие здесь завершают укрепление специальным клеем полиуретанового покрытия, в которое аккуратно упакованы трубы. Еще недавно «одетые в лохмотья» старой изоляции, эти трубы будут скоро покрашены в зеленый цвет и сольются с зеленью кустарников и травы.
В Новосибирске в отличие от других городов, например Кемерово или Астрахани, теплопроводов, протянутых по улице, относительно немного — менее трети от общей протяженности теплосетей, хотя монтаж и обслуживание надземных теплопроводов значительно дешевле и удобнее, чем подземных. 31,5 км — это половина протяженности труб большого диаметра, на которых необходимо заменить изоляцию. Вторая половина теплопровода будет «переодета» в следующем году. Кроме этого, в программе предусмотрены работы по восстановлению изоляции труб, которые проходят по подвалам зданий. Они тоже не в лучшем состоянии, из-за чего возникает парение, на которое жалуются жильцы, особенно первых этажей. Больше всего таких домов в Заельцовском и Дзержинском районах.
— В планах на ближайшее будущее у нас еще одна масштабная программа — по установлению циркуляционных линий горячей воды приблизительно на 85 км теплотрасс, которые на данный момент находятся в нерабочем состоянии, — рассказывает Александр Кожин.
— Циркуляционная вода не проходит очистку, поэтому металлический трубопровод за пять лет забивается шлаками, выходит из строя, из-за чего в квартирах не работают полотенцесушители. На новых участках мы будем устанавливать пластиковые либо полиэтиленовые циркуляционные трубы, которые гарантированно будут эксплуатироваться 50 лет. Таким образом мы закроем еще одну проблему. Требует замены и насосное оборудование в подвалах жилых домов. Мы уже начали менять старые отечественные насосы на менее шумные импортные, эта работа также продолжится.
Так появившаяся два года назад теплотранспортная компания «Новосибирскгортеплоэнерго» шаг за шагом восстанавливает тепловое хозяйство города и, что особенно важно, не только меняет трубы, оборудование, а ведет эту работу на качественно новом уровне, применяя новые технологии и современные материалы.
— Выполнив программу по восстановлению теплоизоляции трубопроводов, а также другие программы, мы решаем несколько задач. С одной стороны, снижаем затраты на оплату технологических потерь при транспортировке теплоносителя, что дает возможность потребителям получать больше тепла за те же деньги. С другой стороны, поскольку теплопотери включены в тариф, то, в конечном счете, создаем предпосылки для снижения цен на отопление и горячую воду, — заключает Александр Кожин.