USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Свободу не получишь на Майдане

Алексей ЖАРИНОВ.
Новосибирск — Киев — Новосибирск.
Фото Владимира ПАВЛОВСКОГО.



Насчитал около пятидесяти таких предвыборных свидетельств, окрашенных в самые разные цвета и оттенки. И иконостас святящихся от предвкушения скорой победы лиц — женских, мужских, умудренных опытом политической борьбы и новичков избирательной кампании. Среди портретов лидирует узнаваемая Юлия Тимошенко с заплетенной косой и броскими слоганами: «За справедливость!», «Украинскому народу — честное правительство!»

Были и другие претенденты на моральные ценности. Один из них — Виктор Пустовойтенко, светлым взором внимающий к избирателям с призывом: «Мораль та порядок!». «Киеву — среднюю зарплату 3000 гривен!» — вещает еще один плакат с надписью — РКП(б).

26 марта на Украине состоятся самые драматичные в истории этой страны парламентские выборы. Их можно назвать «четвертым туром» президентских выборов, начавшихся еще осенью 2004 года: после появления нового парламента фактически завершится правление президента Виктора Ющенко — ему придется отдать большинство своих полномочий парламенту и новому премьеру.

Еще Леонид Кучма, собираясь покидать пост президента Украины, придумал провести в стране политическую реформу. Ее смысл заключался в превращении Украины в парламентско-президентскую республику: президент становится церемониальной фигурой, а парламент усиливается. Именно последний формирует правительство, а ключевой фигурой в государстве становится премьер-министр.

Трудно было предположить в то время, удастся ли осуществить эту реформу. Ведь многие оппоненты полагали, что Кучма таким образом расчищает место под себя. Однако до президентских выборов изменить конституцию не удалось. Как говорится, история сыграла злую шутку. Реформе помогла «оранжевая революция». В декабре 2004 года, в самый разгар Майдана, команда Кучмы предложила революционерам компромисс: «третий тур» президентских выборов в обмен на принятие политреформы. Таким образом Виктору Ющенко позволили выиграть президентские выборы, но с одним условием: через короткий срок, когда пробьет час вступления в силу политреформы, его президентские полномочия превратятся в фиговый листок власти.

Этот момент наступил. С 1 января нынешнего года политическая реформа действует, и теперь украинцам нужно избрать новый, всесильный парламент. Виктор Ющенко вольно или невольно стал заложником этой политической игры и уже испытал бессилие перед парламентом, когда депутаты осудили подписанное соглашение о поставках на Украину российского газа по новым, повышенным ценам. Этот акт «предательства» вызвал бурю эмоций в Верховной раде и среди национал-патриотов. «Ветераны Майдана», разбившие палаточный лагерь недалеко от здания правительства Украины, представляющие в основном маргинальные слои населения, остались, по их мнению, последним бастионом завоеванных оранжевой революцией прав и свобод, выставили на всеобщее обозрение лозунг-вердикт: «Ехануров, пам’ ятай — тебе звiльнено!» А действия Верховной рады всем известны: она проголосовала за отставку правительства Еханурова, поставив первый раз перед Виктором Ющенко вопрос ребром: мы теперь главнее в формировании правительства. И это задолго до того, когда в соответствии с политической реформой будет избрана новая Верховная рада. Еханурова удалось отстоять апелляцией к Конституционному суду и угрозой общенародного референдума о доверии Верховной раде. Но это пока. А что будет после 26-го марта?

Конечно же, Виктор Ющенко попытается снять с себя заклятие Кучмы и отменить политреформу. Но сможет это сделать только в том случае, если большинство в парламенте будет принадлежать его сторонникам — блоку «Наша Украина». Голоса у команды президента отбирает его вечная подруга-соперница Юлия Тимошенко, которая еще в сентябре, уходя с поста главы правительства, пообещала вернуться в премьерское кресло после выборов.

Хорошие шансы избраться в Верховную раду имеют две силы, входившие в «оранжевый лагерь»: Социалистическая партия Александра Мороза и блок «Пора — ПРП» во главе с бывшим чемпионом мира по боксу Виталием Кличко.

На другом фланге — «бело-голубая» команда, рассчитывающая на реванш за поражение годичной давности. Партия регионов Виктора Януковича имеет самый высокий рейтинг, но вряд ли сумеет сколотить коалицию. Его шансы станут выше, если он объединит усилия с блоком нынешнего спикера Рады Владимира Литвина и договорится с кем-то из «оранжевых». Всего же в выборах примут участие 45 политических партий.

Выборы определят не только, кто персонально будет руководить Украиной после 26-го марта и какова будет правительственная коалиция. Новой власти предстоит либо продолжить полномасштабную войну с Москвой по всем направлениям, разгоревшуюся как раз под выборы, либо попытаться разрешить газовый, мясомолочный, флотский, языковой и прочие конфликты между Россией и Украиной.

Кстати, развязка этих конфликтов видится участниками политического процесса отнюдь не по единому сценарию. Если премьер Юрий Ехануров, представляющий команду Виктора Ющенко, заявил на встрече с нами, российскими журналистами: «Украина в газовых вопросах должна перейти на рыночные цены. И мы перейдем...», то Юлия Тимошенко в своих предвыборных речах ратует за денонсацию газового соглашения. А мнение «бойцов Майдана» мы уже излагали. Чтобы не возвращаться дальше к теме Майдана, замечу, что лозунги, окружающие палаточный городок, малооптимистичны: «ПроТАКали Украiну!», «Так, нас РОСпродали».

Первый лозунг напоминает об оранжевой эйфории, когда на флажках, шарфах, куртках митингующих на Майдане были начертаны слова: «Так Ющенко!» («За Ющенко!»). Второй намекает на непатриотичную газовую сделку с Россией.

Кстати, «ветераны Майдана» чувствуют себя неплохо. Каждый день от палаток доносится запах украинского борща или наваристой каши. По вечерам играет веселая музыка. А сами «ветераны» угощают наведавшихся гостей горилкой с салом и хорошей порцией патриотического снадобья в виде охаивания нынешних властей, упустивших из рук «свободу революции». От этих псевдопатриотических идей веет известным синдромом — паразитированием на светлой идее свободы. Многие из «обманутых», видимо, полагали, что после обретения в декабре 2004 года свободы наступит скорый рай. Но оказалось, что для достижения рая необходимо вкалывать — настойчиво и упорно.

Выборы 26 марта решат не только, кому по-настоящему править на Украине — парламенту или президенту? Но и во многом предопределят экономическую ориентацию государства: интегрировать его в Евросоюз, НАТО, ВТО или реанимировать экономическую кооперацию России и Украины, сложившуюся во времена СССР. На встрече с российскими журналистами премьер Юрий Ехануров вспоминал о «хорошем прошлом», когда Луганский тепловозостроительный завод поставлял локомотивы для всей страны. Сейчас завод простаивает. Экономические связи прерваны.

Судя по всему, пока руководство страны делает ставку на Запад, его советников, его инвестиции. О российских инвестициях говорилось скупо и неохотно. И это добавляет значительное количество сторонников оппозиции. Ее красноречивый лозунг против западной экспансии можно увидеть в самых оживленных местах Киева. Его суть: «НАТО — нет. ЕЭП (единое экономическое пространство с Россией, Белоруссией, Казахстаном) — да. Русский язык — да». Очень конкретный и притягательный лозунг. Он, мне кажется, содержит больше энергетики, чем многочисленные призывы о чести и морали.

Побывав в Киеве, еще раз убедился: что бы ни утверждали политики о российско-украинских конфликтах, на уровне простых людей не ощущалось этих разногласий. Чувствовалось доброжелательное отношение к нам, «северным соседям». Продавцы, служащие различных контор, офисов «не брезговали» переходить с украинского на русский язык, были предупредительны и вежливы. Видимо, потому, что наше историческое родство дало глубокие корни: в культуре, обычаях и нравах, семейных, родственных связях. Если же говорить о бизнесе, то его представители уже давно общаются на понятном языке взаимного уважения и сотрудничества. Об этом свидетельствовал «круглый стол» «Украина — Россия: перспективы сотрудничества», организованный Торгово-промышленной палатой Украины. Выступая на нем, руководитель департамента экономических связей с Россией и СНГ Минэкономики Украины Владимир Шевченко признал, что «еще со времен СССР Россия и Украина сильно скооперированы. Взаимозависимость и взаимодополняемость наших экономик по-прежнему остается очень высокой, и нужно это использовать для быстрого экономического роста наших стран...»

Хотелось, чтобы так в действительности и было. Но динамика развития наших взаимоотношений во многом будет зависеть от того, кто будет избран в парламент Украины 26 марта.

Фотографии статьи
045-11.jpg