USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Искаженный образ

Подготовила Лариса РАКИТЯНСКАЯ.



Просто не надо внимания на это обращать.)

Доказательства того, что обращать внимание все-таки надо, приведены мной рядом. Это новая статья Трудового кодекса, которая будет вот-вот принята в Государственной думе; образчики рекламной продукции. Если кто-то считает абсолютно правильным такое отношение к большей половине человеческого рода, может дальше статью не читать.

Ироническое отношение к женщинам, определяющее их дурочками, которые только и думают о нарядах, мужчинах и о том, как бы обобрать и надуть мужчин, существует в общественном сознании рядом с пафосно декларированным уважением к женщине-матери, женщине-жене, хранительнице семейного очага. Реальные женщины к этому относятся скептически. Ведь любая из нас прекрасно знает, кто отвечает за все: детей, семейный бюджет, домашний уют. Точно так же, как и то, насколько при этом защищена. Хотя бы от того, чтобы не услышать с экрана телевизора высказывание Владимира Вольфовича: «Женщина — лучший друг человека наряду с лошадью и собакой». Или от оскорбления Филиппа Киркорова в случае, если вы журналистка. И не говорите мне, что такое могло произойти и с мужчиной! Не произошло и не произойдет.

Все это настолько же «хорошо», насколько «хорошо» бесконечное использование женской сексуальности в рекламе. Полуодетая, полураздетая, готовая к употреблению или уже использованная — догадаться предлагается смотрящим: женщина воспринимается с экрана или печатной страницы не субъектом с личной волей, характером и судьбой, а объектом. Правильней, предметом.

Недаром психологи говорят о возрастающей асексуальности мужчин и подсознательном страхе перед женщинами. При столь массированном внушении зависимости от женского либидо у человека могут возникнуть какие угодно отклонения психики. Механизм, похожий на возникновение отвращения после переедания: у кого-то шоколадом, у кого-то колбасой...

При этом до сих пор самую большую неприязнь (сравнимую, с моей точки зрения, в сталинские времена с отношением к «врагам народа») вызывают женщины, ставящие вопрос о своих правах. Забавно, что в обществе, где почти половину бюджета семьи обеспечивают женщины (а в семьях матерей-одиночек единственный кормилец — она сама!), говорить о том, что права женщины постоянно нарушаются, не принято, почти неприлично. А в качестве доказательства могу привести такой факт: на заседании Координационного совета Новосибирской области профсоюзные лидеры ясно сказали о том, что в сфере образования и здравоохранения (где большинство работающих женщины) поступает большое количество подтвердившихся при проверках жалоб на нарушение трудового законодательства. И это в бюджетной сфере! Что уж тут говорить о правах женщин в негосударственных структурах.

Женский образ, подаваемый исключительно как сексуальный, внушает обществу представление о женщине, чьи способности находятся исключительно в сфере частной. Любовница, жена, мать, домохозяйка, красавица — но уже никак не умный деловой партнер! Попробуйте вспомнить, вот так сразу, хоть один рекламный образец женщины, в котором она предстает предпринимателем, известным ученым, исследователем, руководителем? Это не значит, что таких женщин нет. Это значит, что нам просто-напросто навязывают сексистское представление о женщине. Как о недалеком, зависимом, обслуживающем или помогающем мужчине существе, часто прильнувшем к мужскому торсу, как плющ к опоре.

Как приманке для мужчин, желающих развлечься. Например, во время туристической поездки. (В туристических буклетах иллюстраций с женщинами в 2—3 раза больше, чем с мужчинами.)

Как нежном, милом, послушном, красивом и ухоженном существе (все эти качества ей нужны для того, чтобы хорошо устроиться в жизни, потому что единственное предназначение женщины — выйти замуж и родить детей).

Помимо того, что этот образ далек от жизни и примитивен по сути, он мешает женщинам реализовываться в жизни. Потому что правда жизни состоит в том, что от женщины сегодня требуются огромное мужество, ответственность и уверенность в себе. Качества, традиционно приписываемые мужчинам. Иначе ей не справиться с теми тяжелейшими ситуациями, с которыми она постоянно сталкивается на работе и дома. А эксплуатация инфантильно-женственного и агрессивно-сексуального образа создает ложное восприятие женщины собой и окружающими людьми, близкое к психологическому насилию и часто ведущее к душевному надлому. Попробуйте-ка сами быть готовы в любой момент выполнить тяжелую (как морально, так и физически) работу, но выглядеть и чувствовать себя при этом беззаботной и нарядной, как порхающая по цветам бабочка.