Яблонька с яблочками и без
Девочка оказалась далеко не идеального здоровья. И лет ей было не очень много, когда её приёмная мама умерла. А папа остался с неродным ребёнком на руках. С ребёнком, которого очень часто нужно было показывать докторам.
Женщины обращали внимание на вдовца: он сделал всё-таки хорошую карьеру, а успех обычно бывает притягателен. Но претендентки не могли наладить контакт с его дочкой. И отношения с успешным мужчиной оказывались бесперспективными.
Женился он пять лет назад, когда старшей дочери стукнуло десять. Именно — старшей, потому что в новом браке у Него родился младший ребёнок. Его СОБСТВЕННЫЙ! Вот уж действительно: ломаная линия нашей судьбы складывается из наших поступков и проступков. Возможно, для Него родное дитя стало вознаграждением за непредательство неродного. И сейчас пятидесятитрёхлетний отец дочери-подростка и четырёхлетнего малыша счастлив по-настоящему. Он даже выглядит моложе, чем несколько лет назад. Как будто второе дыхание открылось или волшебно удлинились сутки. Но он успевает решительно всё: гореть на своей ответственной должности, быть внимательным к домочадцам, следить за здоровьем старшей, баловать младшего. Ради детей он способен и горы свернуть...
Думаете, вы начали читать рассказ в жанре сентиметальной фантастики? И вовсе нет! Идеальные мужчины существуют. А эту реальную историю я узнала от Надежды Андреевны БОГДАНОВОЙ, врача-реабилитолога центра здоровья «Неопант». Тема нашего разговора была — бесплодие. Увы, испытание бездетностью (даже если оно выпадает любящей паре) — одно из самых серьёзных.
Про «кукушек» и про подушки
По первой своей медицинской специальности Надежда Андреевна — врач-неонатолог (доктор, курирующий новорожденных детей). У медиков работа такая, что приходится сталкиваться с разными проявлениями того, что может быть в человеке намешано. Возможно, в родильном доме эти проявления видны ещё отчётливей. Одна плодится как кошка: легко и с завидным постоянством. И с таким же завидным постоянством, не желая обременять себя проблемами, доверяет своё потомство государству. Другая, приближаясь к барьеру сорока, ложится в больницу, имитирует беременность, подкладывая подушку. И ждёт, когда «кукушкин ребёнок» появится на свет, чтобы можно было забрать его в своё гнёздышко. При таком раскладе только муж и медицинский персонал знал, что ребёнок у зрелой женщины — неродной. Для остальных он — её кровиночка.
Хотя... Случалось и такое, что самые отчаянные из обречённых на бездетность дам даже мужа ухитрялись оставлять в иллюзии, что родная супруга и на самом деле беременна.
А медики, прекрасно понимая ситуацию, шли на подлог. В смысле: вели документацию по несуществующей беременности, лишь бы дать пришедшему в этот мир человеку семью, а женщине — вернуть счастье.
...Сейчас уже гадать сложно, да и не к чему. Может, те первые впечатления от работы в родильном доме, может, влияние имени... Но доктор Богданова, так уж складывалась её профессиональная судьба, работала и работает с бездетными парами. Дарит им надежду.
Подстелить соломку...
— Зарождение новой жизни — это всё-таки таинство. Но если двое решили, что им пора родить малыша, а малыш их желанию не внемлет, как определить момент, что паре, мечтающей стать папой и мамой, пора показаться специалистам?
— Лучше это делать сразу, как только двое решают жить вместе и в будущем планировать детей. У нас крупный город, и лучше сразу обследоваться, чтобы исключить возможность бесплодия. Потому что бесплодие лечится порой годами.
К тому же ритм жизни складывается сегодня так, что люди поздно создают семьи, откладывают рождение ребёнка до тех пор, пока не достигнут успехов в карьере и определённого финансового положения. В результате к специалистам обращаются люди в районе тридцати пяти, сорока лет. А если учесть, что детородный возраст сегодня стал ещё короче, чем даже два десятилетия назад, то, чем позже пара спохватывается, тем меньше шансов она себе оставляет на решение проблемы.
— Лечение бесплодия — процесс долгий. А мужчины обычно не любят лечиться. Да и вообще сама мысль, что проблема может крыться в них, — некомфортна. Проще женщину обвинить — и дело в шляпе.
— Я не думаю, что бесплодных женщин больше, чем бесплодных мужчин. Другое дело, что женщины обращаются к врачам чаще. Но даже если выяснится, что причина бездетности кроется в одном из супругов... Обычно я говорю таким парам: «Давайте не будем тратить время на поиски виновных. Время вам понадобится, чтобы использовать тот шанс, который ещё остался».
А мужчины действительно не любят лечиться, но — до определённого момента. Можно сказать, что для юноши детородная функция не настолько авторитетна, чтобы ради этого ходить по врачам. И нередко молодой человек опасается, что такие визиты способны ударить по самолюбию. Но в возрасте 35—40 лет мужчина, добившийся в жизни успеха, вдруг резко начинает ощущать потребность в ребёнке, которому бы можно было передать то духовное и материальное, что жизнью уже накоплено, ради которого планировались бы будущие достижения. И эта потребность в ребёнке велика оказывается настолько, что иначе — развод с женщиной, с которой у них невозможен ребёнок. А шансов с каждым годом становится меньше...
В Спарте считалось, что настоящий мужчина вырастет из мальчика, который до двенадцати лет воспитывался женщиной. Получается, что даже суровые спартанцы не оспаривали того факта, что женщины — главные воспитательницы. И сегодня по-прежнему очень многое зависит от женщины. Я думаю, она всё-таки найдёт те слова, чтобы мужчина решился пойти на консультацию. Пойти вначале ради женщины. Из любви, из уважения к ней. Но потом (я таких пар немало видела) отцы семейств говорили своим подругам спасибо именно за то, что вовремя УСПЕЛИ проблему решить.
А если основной курс лечения приходится проходить именно женщине... Что ж, это очень важный психологический фактор, когда самый близкий человек тебя поддерживает. Пары становятся ещё сплочённее.
Может, всё дело в солнце?
— Тем, кто надеется, что собственный ребёнок ещё будет, скорее всего, не обойтись без визитов к генетику, гинекологу-эндокринологу, урологу, андрологу. А чем реабилитолог может помочь?
— Он поможет сориентировать, каких специалистов ещё нужно пройти, чтобы найти точную причину бесплодия. Например, если причина кроется в аблитерации (сужении труб), то гинеколог-эндокринолог сбалансирует гормональный фон, а мы будем устранять физическую причину (допустим, снимем воспаление в трубах).
Известно: одинаковых людей нет. И одинаковых заболеваний тоже нет. Есть нюансы сочетаний. Поэтому реабилитационных программ существует более ста, чтобы можно было подобрать именно ту, которая персонально подойдёт человеку.
А если ещё конкретнее... Многие женщины из Москвы или Сибири беременеют и рожают, просто сменив климат на более тёплый, где солнечных дней в году бывает больше. Но если человек прижился, если в той же Сибири корни пустил, не всегда бывает просто пойти на переезд. Для такой будущей мамы мы постараемся сымитировать подходящий микроклимат, используя, к примеру, специальные лампы, заменяющие солнечное излучение. Их свет на самом деле близок по спектру свету солнечному. Сейчас, когда солнца не хватает особенно, можно получать его дополнительную порцию, гуляя в середине дня на воздухе и на свету.
Цветы на морозе
А вообще-то моя собеседница уверена, что заботиться о возможности продолжить род нужно... с самого детства. Лет с пяти, с шести, когда мальчишки и девчонки уже начинают понимать, чем они друг от друга отличаются. По-хорошему, надо научить малышей тому, что, повзрослев, они обязательно станут мамами и папами. А приходится порой видеть чадо уже полуспящим. Нынешние родители, чтобы обеспечить ребёнку достойную жизнь, должны работать, как вечные батарейки.
Не будем долго говорить о тех, кто «на дне» чувствует себя, как в своей тарелке. Ясно, если человека угораздило родиться в такой семье, он растёт, как городской тополь, пробивающийся сквозь асфальт. Как повезёт.
Но даже если наследник, как изысканный цветок, набирается сил в микроклимате родительской любви… Желая отпрыскам благополучия, благополучные папы и мамы, скорее всего, позаботятся прежде о том, чтобы у потомка была школа, дающая хорошее образование, университет, открывающий дорогу к интересной и оплачиваемой работе. И в этом любовно составляемом расписании на жизнь нередко забытым остаётся то, что состоявшийся мужчина, состоявшаяся женщина могут себя чувствовать не до конца счастливыми… Когда ребёнок, для которого расписание составлено, — действительно плод Её и Его любви, очень высока вероятность, что он по жизни будет любим, что его собственная семья на любви будет построена. Но… воспитывая из сына мужчину, а из девочки — истинную женщину, всегда ли мы их готовим к миссии родителей?
Из риторики к конкретным картинкам перейду. (О них моя собеседница напомнила.) В недавние нешуточные морозы немало юных красоток (чьих-то дочек) щеголяло в изящных коротеньких курточках, от холода, скажем прямо, мало спасающих. Молодые джентльмены (чьи-то сыновья) в летних джинсах тоже встречались нередко. Мода на термобельё у нас практически никак не приживается. А если прибавить к этому промёрзшие автобусы, заставляющие себя долго ждать, — то вот вам уже и поводы задуматься о возможных перспективах бесплодия.
«У нас в семье как раз в морозы гостила девушка из Японии. И она не стеснялась одеваться очень тепло. Потому что помнила: через несколько лет она станет мамой. Её так воспитали, — рассказывает Надежда Андреевна, — а наши девочки… Когда я их вижу, легко одетых, с пивом в руке и с сигаретой, — мне и жалко их, и больно, и обидно за них становится… Ну о каком здоровье, о каком продолжении нации после этого можно говорить? На мой взгляд, проблем с продолжением нации (и нации здоровой) станет меньше, если у нас, как во всех цивилизованных странах, здоровый образ жизни станет престижным».
Про детей родных и усыновлённых
— Но в той же Америке, где престиж здорового образа жизни на уровне государства поддерживается, бесплодных людей тоже хватает. Они решают проблему, усыновляя детей, а потом случаются трагедии, когда мальчишки и девчонки из приёмных семей отправляются прямо на небеса…
— Если о тех трагедиях с убийствами говорить… К сожалению, моральные уроды (простите за грубое слово) есть везде. В Америке и на Западе действительно хватает бездетных пар. В принципе, это, как и у нас, связано… с отношением к детям.
Мой муж — военный, и нам много пришлось поездить. В Африке я насмотрелась, как там женщины рожают, сколько придётся. (Страна мусульманская, аборты запрещены.) И мама, едва родив, снова ходит беременной. Понятно, что появление на свет человека там воспринимается как событие рядовое. И смертность женская, детская, в Африке высока.
На Западе, в Америке, да и у нас рождение ребёнка принято откладывать, пока не сделана карьера, пока не почувствуешь, что прочно стоишь на ногах. Но время, вне зависимости от того, где ты живёшь, идёт. И в мире вообще немало женщин, которые спохватываются поздно. Моя подруга, живущая в Манхэттене, — женщина самодостаточная и самостоятельная. Ей немногим за сорок и она, поняв, что шанса уже не осталось, планирует усыновить ребёнка.
В Штатах действительно усыновление распространено больше, чем у нас. Всё-таки уровни жизни у нас разные. И если русские, прежде чем на такой шаг решиться, взвешивают: справлюсь ли я, то у американцев подход к проблеме, я бы сказала, меценатский. Отдавая ребёнку любовь, заботу, вкладывая в него капиталы, они хотят отогреть его, возродить. Та же Шерон Стоун не скрывает, что воспитывает двоих приёмных мальчиков. Тот факт, что они приёмные, вовсе не мешает им быть в её глазах лучшими на свете.
— В одном из интервью Стоун полушутя сказала, что именно дети, а вовсе не «Основной инстинкт» — лучшее, что сделала она в жизни.
И всё же. Почему такое случается: теряя последнюю надежду, бездетные люди усыновляют или удочеряют ребёнка, а потом — нежданно-негаданно — их родной ребёнок заявляет о желании появиться на свет?
— Когда ребёнка лихорадочно ждут, постоянно думая, что и этот шанс не удастся использовать, что с каждым годом сил будет меньше, что родив, дай бог, в сорок, времени будет мало, чтоб на ноги его поднять, организм этим ожиданием изматывается. Потому что любое сильное ожидание связано с психологическим напряжением.
А когда в доме появляется пусть усыновлённый, но ребёнок, которого любят, о котором заботятся, человек не сжигает себя ожиданием. Стало быть, его организм мобилизуется, гормональный фон налаживается — и женщина беременеет, наконец. Можно сказать, что усыновление- удочерение — это один из факторов лечения бесплодия.
Обидные слова
— Наверное, очень многих женщин обидел термин: «старородящая»…
— На мой взгляд, этот термин допустимо использовать лишь в медицинских кругах. А женщина просто ДОЛЖНА всегда чувствовать себя молодой. Это поддерживает её эмоциональный фон (стало быть, и гормональный тоже). И неважно, рожает женщина в двадцать два или в сорок два года… Я знаю точно, что и после сорока женщина хочет рожать! У мам, ждущих желанного ребёнка, глаза светятся независимо от их паспортного возраста. У беременных, несущих достойно свой живот, — потрясающая грация. Моё сердце поёт, когда я просто на улице вижу или такую женщину, или «беременную пару», когда будущий отец бережно поддерживает будущую маму.
И горькие истины
— И всё-таки, есть ли возрастные границы, перейдя которые, имеет смысл распрощаться с мечтами о родном ребёнке?
— Если совсем честно, то на моей практике не было случая, чтобы первенец появился у женщины старше сорока, которая бы лечилась от бесплодия больше десяти лет. Хотя надеюсь, что среди моих пациенток такие ещё будут.
В конце концов, меня мама родила в сорок пять лет. Я была четвёртым ребёнком в семье, и после меня ещё одна девочка появилась на свет. Правда, мама поздно начала рожать по другим причинам: она вышла замуж после войны.
— Актриса Наталья Гундарева сыграла не одну роль матери. Среди её героинь были даже многодетные. А в жизни неэкранной у неё детей не было. Отвечая на вопрос, с этой темой связанный, она сказала: «Возможно, не дав мне ребёнка, Бог уберёг его или меня от чего-то страшного. Это сложно сказать, но если так выпало, как знать, может, на небесах смилостивились и освободили ребёнка проживать жизнь больного человека или, хуже того, преступника. О том, что не свершилось, не стоит жалеть».
Согласитесь, честно отказаться от иллюзий — тоже позиция…
— Перед собой вообще стоит быть честным. И если человек честно может себе сказать, что он НА САМОМ ДЕЛЕ все шансы испробовал, чтобы проблему решить, тогда не останется ощущения её незавершенности. Да, проблема разрешилась. Возможно, не совсем с тем результатом. Но жизнь продолжается. И жить можно «для дела, для работы», для любимого человека. Для себя, наконец.
Постскриптум
О себе Надежда Андреевна говорит, что всегда мечтала, чтобы бабушки помогали воспитывать двоих сыновей. Но кочевая жизнь жены военного внесла коррективы. Вести дом, заниматься мальчишками большей частью приходилось ей самой. Да и как доктор она вовсе не хотела терять квалификацию. А это значит — нужно как-то находить возможность ездить на курсы и семинары.
— По своей натуре мы, женщины, гибкие. И если очень захотим, то вполне сумеем совместить и карьеру, и материнство. Мне, например, мальчики, наоборот, помогали. Придёшь с работы усталая, а тебя ждёт ванна, приготовленная ими для меня. После такой ванны ты снова сил полна.
Мои сыновья с детства привыкли видеть меня улыбающейся. Если не улыбаюсь, значит, произошло нечто «из ряда вон». У нас как-то само собой получалось делиться прожитым днём. И мне очень приятно, что до сих пор наши отношения с сыновьями остаются доверительными и дружескими. Смею надеяться, что как мать я точно состоялась…