Ледовая трасса. Традиции. Память
Однако с наступлением известных времен эта жизнь, как и многое в стране, заглохла. Лишь теперь, стараниями энтузиастов, вновь дает знать о себе.
Организаторы постарались. И собрали на сей раз апологетов ледового спидвея почти что из России всей. По крайней мере из тех ее центров, где спидвей сегодня жив и находит всяческую поддержку, где «эти доблестные фанаты» хранят и культивируют традиции мастеров былых времен. Уфа, Стерлитамак, Ижевск, Вятские Поляны, Шадринск, Усть-Илимск, Владивосток и, разумеется, Новосибирск — подобной географии с «реанимацией» нашего мотодрома, стоявшего много лет памятником самому себе, покуда еще представлено не было.
«Хотя эта гонка, с точки зрения спортивной, не самая выдающаяся, — сказал Сергей Синцеров, главный судья соревнований. — Сезон как таковой уже закончился, ребята просто приехали почтить память Вячеслава Ивановича Дубинина. Мы договорились, что каждый едет по мере своих сил, не пытается любой ценой стать выше всех, не допускает каких-то суперэкстремальных моментов...»
Но им, суровым укротителям железных коней, без установки на борьбу — никак. И неискушенный (или, вернее, давно уже не искушаемый) взгляд нашего болельщика остроту «полноценной баталии» ощутил на все сто. Поистине экстракласс показали, в частности, представители Башкортостана — там означенные традиции оказались наиболее мощными. Там, по словам экспертов, спидвей мужественно (а как еще?) сумел перенести все тяжкие «разрушительные» времена. Благодаря все тем же энтузиастам, кто не мыслит себя вне скорости и ветра. Кстати, знают ли наши земляки, что становление этого вида спорта в сибирской столице отчасти связано со столицей башкирской? Зиждется оно, скажем так, на некоем «единстве и борьбе». За право двух городов гордо именоваться столицей спидвея.
А подать его обратно!
Юрий Дубинин, младший брат Вячеслава, ныне старший тренер Кировского спортивно-технического клуба РОСТО — ДОСААФ, вспоминает, как некогда вместе они записались в секцию мотоспорта. Занятия проходили близ 10-й школы, в которой братья учились. Добротной специализированной площадки в Новосибирске покуда не было — оттачивали мастерство на ипподроме, потом на конной дорожке в Чике... Именно ледовые гонки в 50-е годы прошлого столетия проходили на разных озерах, а в 60-е понемногу «переехали» на стадионы — «Спартак» и «Сибсельмаш».
И вот случись известному тогда уфимскому спортсмену Борису Самородову оказаться здесь... «Он в армии служил в Новосибирске, — это снова Сергей Синцеров, — увидел, как Слава ездит. И тут же пригласил его к себе. Тот согласился, поскольку условия для тренировок там куда лучше были!» Руководство местного спидвея изначально такую инициативу поддержало: стажировка на главном в Союзе треке для самого «настырного и перспективного» нашего спортсмена не прошла бы даром. И — не прошла! В составе башкирской команды Вячеславу Дубинину удалось стать вице-чемпионом Европы и СССР, а также бронзовым призером России (чемпионатов мира по этому виду спорта еще не проводилось). Но вскоре Николай Некрасов, Герой Советского Союза, в то время председатель Новосибирского областного комитета ДОСААФ СССР, пришел, мягко говоря, в недоумение: мол, сибирский ас — и вдруг не у нас? А вернуть его сюда! Сказано — сделано.
Боготворил сам вкус победы
За дальнейшее благое дело взялись они уже вместе — Некрасов и Дубинин-старший. Главным образом им обязан своим появлением наш мотодром (1965 г.) и открывшийся на его базе специализированный центр подготовки гонщиков. По инициативе Вячеслава Ивановича была создана спидвейная команда «Сибирь», первым тренером которой он стал. А спортсмены постепенно перешли с малых кубатур на мотоциклы с объемом двигателя 500 кубических сантиметров — класс, именуемый в профессиональной среде «международным». Потому как лишь в этом классе разыгрываются титулы чемпионов Европы и мира.
С первого же года существования команды ее участники стали добиваться внушительных результатов, в том числе на международной арене. Такие имена, как Вячеслав и Юрий Дубинины, Сергей Тарабанько, Валерий Хайкин, Анатолий Искачев, Габдрахман Кадыров, Владимир Пазников и многие другие, старшему поколению любителей спидвея хорошо знакомы. Чем запомнился Вячеслав Иванович друзьям по команде? Прежде всего — действительно своей настырностью, упорством, стремлением во что бы то ни стало покорить любые препоны и себя самое. Падения, в сущности, не выбивали его из седла: поднимался и снова давил на газ... Он любил побеждать. Боготворил сам вкус победы. В том числе — над собой. Увы, не сумел остановиться вовремя. Даже после перелома позвоночника долгое время продолжал выступать — в специально изготовленном корсете. И жил под наблюдением врачей. Не перенес очередной операции...
Кстати, с его благословения находили себе в спорте место не только гонщики. Сергей Синцеров, главный судья нынешних соревнований, допустим, в юности начал было гонять по треку. Но что-то там не задалось (не загналось?)... «Посмотрел тогда Вячеслав Иванович на меня и говорит, мол, хватит, кости ломать, иди-ка лучше в судейство, — вспоминает Сергей Александрович. — Ну, так часто бывает: не смог себя полностью реализовать как спортсмен — можешь вполне добиться успеха на судейском поприще».
Почему один сапог?
«Наверное, все мальчишки, которые сейчас смотрят это шоу, мечтают скорей подрасти и точно так же проехать по стадиону перед большим количеством публики», — упивается эмоциями комментатор. На ледовом кольце кандидат в мастера спорта из Уфы Сергей Болтачев демонстрирует чудеса владения техникой. В частности, вздымая ее «на дыбы» и вот так, на одном колесе, рассекая по стадиону. Официальная часть состязаний окончена, сейчас будут подведены итоги. «Все прошло относительно гладко, без особых приключений», — дает общую характеристику гонке главный судья. Не повезло только новосибирскому спортсмену Станиславу Кузнецову, действующему ветерану, мастеру спорта международного класса: сошел с дистанции, потянув мышцу.
Бывает. Имеющий глаза да видел: на поворотах эти отважные молодцы буквально ложатся на лед вместе со своим железным зверем, пришпоренным лихо: 400-метровый круг такая «буря на шиповках» пролетает за 20 секунд с небольшим. Равновесие же «зверь» удержит, если «наездник» при хорошем наклоне пособит ему, произведя ногой подобающий маневр. Практически на нее опираясь... «Папа, а почему они в одном сапоге?» — звонко любопытствует юный зритель. Видимо, обратив внимание на специальную защитную раковину, в которую спортсмен облачает рабочую ногу (левую, ибо гоняют традиционно-стадионно — против часовой). А вот почему! Представьте, каково бы им было — на означенной скорости да без защиты по ледяной крошке! В которую шипованные колеса по ходу разделывают изначально зеркальную гладь. «А теперь — очередной заезд. Выступает группа... по техническому обслуживанию трассы», — объясняет комментатор. И крошку в очередной раз максимально «заглаживает» на то предназначенная техника. Много тут разных хитростей на самом деле...
Такие загорелись ныне звезды
Пришел — увидел — захотел. Попробовал — понравилось — остался. Пожалуй, такова классическая схема попадания... да куда бы то ни было! В ту или иную секцию, студию, клуб и прочее. Спидвей — не исключение. Именно так подружился с этим спортом 11-классник новосибирской школы № 187 Максим Карчемаха. По итогам нынешних соревнований он получил приз в номинации «Властелин колёс», учрежденной нашей газетой. Ни спортсменов, ни профессиональных судей, откровенно сказать, среди ее журналистов не оказалось. Посему критерии мы утверждали, руководствуясь исключительно неким внутренним посылом. Вкупе с внешним эффектом: красиво, мощно, легко и рьяно. Похоже, зрительские симпатии склоняются к тому же. Комментатор — «конкретно для девчонок» — даже принялся представлять Максима подробнее. Например, по гороскопу он Водолей. «А потому и пришел в спидвей, что любит воду... в замороженном виде», — пошли импровизации.
«Что главное на трассе? Смотреть вперед и мыслями ни на что не отвлекаться. Думать лишь о том, чтобы победить, — сказал наш номинант в интервью газете. — Просто бороться. Самое сложное — это преодолеть себя, конечно. Преодолеть свой страх. Даже не перед трассой — может, перед самим собой?»
В официальном зачете же места распределились так: лидером гонки стал кандидат в мастера спорта из города Шадринска Эдуард Крысов, ни в одном из десяти заездов не уступивший соперникам. Второе место занял мастер спорта международного класса из Усть-Илимска Максим Барабошкин. Он умудрился единожды сойти с дистанции (техника подкачала) и проявить чудо эквилибристики, на ходу исправляя мотоцикл. Но набранных прежде и впоследствии очков хватило для призового места. Ну а третьим стал мастер спорта из Стерлитамака Артем Самородов. Замечательный внук своего замечательного деда, Бориса Самородова. Того самого, который некогда служил в Новосибирске и был так восхищен ездой нашего ныне прославленного земляка...
Вячеслав Дубинин
28.11.1938 – 15.08.1981
Мастер спорта международного класса. Вице-чемпион Европы 1964 г., вице-чемпион мира 1967 г., вице-чемпион СССР 1964, 1973, 1976, 1979 гг., бронзовый призер чемпионатов СССР 1967, 1975 гг., чемпион России 1967, 1975 гг., вице-чемпион России 1965, 1977 гг., бронзовый призер чемпионатов России 1964, 1965, 1976 гг. Неоднократный призер командных чемпионатов СССР в составе команды «Сибирь». Неоднократный финалист чемпионатов мира и СССР.