USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Ирина Слуцкая:характер, случай, судьба

Подготовила Татьяна ШИПИЛОВА.



Основной секрет ее обаяния — в природной эмоциональной искренности, которую при всех ухищрениях Слуцкая избыть не может.

...Перед произвольной программой она стала разминаться подальше от раздевалок — в коридоре, среди шныряющих туда-сюда журналистов. Почему? Не хотела видеть ненавистных соперниц, которые выступали раньше нее? Но в этот день все выступали раньше нее! А вдруг кто-то из них — Коэн или Аракава — откатается на «отлично»? И пройдет к раздевалкам королевой. И бросит уничижительный взгляд. Ирине не нужны были лишние стрессы.

Чтобы оградить Слуцкую от нежелательных контактов, ее свита на всякий случай контролировала все подступы к фигуристке. За выходом на лестницу приглядывал врач Виктор Аниканов. Дорогу на трибуны взяла на прицел женщина в строгом сером костюме — известный российский арбитр Марина Саная. Ну а тренер Жанна Громова выступала в роли личного телохранителя.

Как только завершилась последняя заливка льда, Слуцкая начала интенсивную разминку. Постояла на мостике. Совершила по периметру коридорного закутка несколько пробежек. Потом зашла в какую-то комнатку и сменила красный спортивный костюм на сценический.

— Потолкайся хорошенько, — поступила команда от Громовой.

Слуцкая начала выполнять прыжки. Кажется, даже в три оборота. В коридоре, ширина которого едва превышает два метра!

— Хорошо, теперь поприседай глубоко, — это уже доктор.

Ирина добросовестно стала выполнять и это указание. В это время с трибун донесся голос диктора. На лед приглашали ее первую конкурентку — американку Сашу Коэн, которая занимала после короткой программы первое место. В зал идет разведчик из лагеря Слуцкой — Саная. Потом возвращается в лагерь и сухо констатирует: «У Коэн два падения». Ноль эмоций на это сообщение. Потом начинается выступление Шизуки Аракавы. Японка катается чисто и получает от судей просто невероятную уйму очков.

В стане Слуцкой этот прокат никак не комментируют. Теперь Ирине, чтобы побеждать, надо менять заявленную программу, вводить в нее каскад 3+3. Иначе даже при идеальном катании первой оставят Аракаву. Но никакого совещания по этому поводу не проводится.

КСТАТИ
Два года назад врачи вынесли Ире приговор: васкулит. Диагноз жуткий – тяжелейшее системное ревматическое заболевание, с которым не то что на чемпионство рассчитывать, но и на лед вряд ли вернуться удастся. Ирина потеряла форму, набрала лишние килограммы. Гормональные препараты, на которых она тогда сидела, давали о себе знать. К тому же каждый шаг давался с трудом в самом прямом смысле: сосуды на ступнях лопались, ноги распухали, ходить было безумно больно. Медики твердили, что надо избегать холода, физических нагрузок и стрессов. Были и слезы, и истерики. Но любовь к фигурному катанию пересилила все. И постельному режиму Ира предпочла... мировое первенство в Дортмунде! Пусть тогда она стала только девятой, неважно. Ведь ее несокрушимая воля и вера в себя с блеском прошли испытание на прочность!
А год спустя, на мировом первенстве в Москве (2005 год), отважная девушка и вовсе добилась невозможного — выиграла соревнования с рекордным количеством баллов, показав предельно сложную и красивую произвольную программу.
Ирина отнеслась к той по-настоящему фееричной победе философски, отметив, что не мы выбираем себе болезни, скорее они выбирают нас. Когда ей становилось совсем плохо, она думала о том, что может служить хорошим примером людям, которые оказались в подобной ситуации. Ей хотелось показать им: верьте, боритесь!


Ирина присаживается на скамейку и с остервенением начинает завязывать шнурки на коньках. Кажется, шнурки вот-вот порвутся. Но они выдерживают. Громова, склонившись к Слуцкой, что-то сосредоточенно шепчет.

— Да мы можем все! — кричит в ответ Ирина, поднимает голову и обводит взглядом окружающих. Будто оценивая: верят они ей или нет?

...Ну а дальше все как в страшном сне. Падение и сумма баллов, которой хватило лишь на третье место.

В микст-зоне Ирина, соблюдая субординацию, появляется после Аракавы и Коэн. У каждой камеры задерживается не более чем на тридцать секунд. В тот вечер все телекомпании мира получили один сюжет: дежурная улыбка, красивые слова о радости, связанной с получением олимпийской бронзы.

По пути к пресс-центру глава Bosco уговаривает Ирину посетить «Русский дом».

— И что я там буду людям говорить? — Ира ежесекундно вытирала глаза, чтобы, не дай бог, не потекла тушь. — Здравствуйте, я та самая Слуцкая, которая не может нормально прыгнуть пять прыжков, да?

Из медалисток на пресс-конференции россиянка появилась первой. Молниеносно вернула «на место» выражение лица для журналистов и бодро стала отвечать на вопросы. Говорила на английском, что Олимпийские игры есть Олимпийские игры, а медаль есть медаль. В Солт-Лейк-Сити ей было гораздо сложнее. Она тогда по-английски почти не изъяснялась, а по-русски привыкла говорить что думает...

Сегодня Ирина является пятикратной чемпионкой России, семикратной чемпионкой Европы (1996 г., София, Болгария; 1997 г., Париж, Франция; 2000 г., Вена, Австрия; 2001 г., Братислава, Словакия; 2003 г., Мальме, Швеция; 2005 г., Турин, Италия; 2006 г., Лион, Франция). Она четырежды побеждала в финалах Гран-при, дважды «брала» золото на мировых первенствах – в 2002 году в Нагано (Япония) и в 2005 году в Москве, а также стала вице-чемпионкой Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити в 2002 году.


Когда в зал вошли Коэн и Аракава, Слуцкая попыталась незаметно уйти. Но не тут-то было. Ведущая уверяла, что к нашей спортсменке еще много вопросов. Но они посыпались к Саше Коэн. Та заявила, что вовсе не ожидала получить медаль за такое неровное выступление. Слуцкая саркастично кивнула. «Как же, не ожидала! — всем своим видом говорила она. — Да ты, крошка, уверена была, что хоть на пузе всю программу откатаешь, все равно с медалью уедешь!»

Фотографии статьи
036-22.jpg