Люди оказались крепче
— Краска мороза не выдержала, — как бы извиняясь за изъян на лице родного предприятия, поясняет старший мастер цеха Валерий Прищепа. — И в самом цехе та же картина. Вот дождемся весны и наведем полный порядок.
Да, мороз здесь погулял от всей своей разбойничьей души. Под его натиском не выстояла не только краска. В январе частенько перемерзал, например, воздухопровод, и тогда приходилось отогревать его старым дедовским способом — паяльной лампой. В одной из канав, где стоят локомотивы, лопнул рельс.
«Морозные» проблемы сыпались как из рога изобилия. Но коллектив цеха выдержал их напор и наглядно продемонстрировал свой высокий профессионализм. По их вине не было сбоев, депо полностью выполнило свои обязательства перед движенцами. Однако есть повод назвать деповских ремонтников не только профессионалами, но и настоящими героями. А чтобы у вас не возникло сомнений на этот счет, заслуженно, мол, или не заслуженно именую столь высоким званием, придется хотя бы вкратце рассказать об условиях, в которых они работали в лютые холода.
Цех технического обслуживания (ТО-2), готовит электровозы непосредственно к постановке их под пассажирский состав.
В Барабинске, как, наверное, заметили многие пассажиры, стоянка поезда не менее пятнадцати минут. За это время отцепляется электровоз, который привел поезд на станцию, а взамен ставится новый. Новый — в смысле прошедший тщательное обследование на пригодность к работе и получивший гарантию надежности.
Вот этой работой и занимается цех ТО-2. Каждый электровоз на его площадке в течение двух часов полностью обследуется бригадой ремонтников. Работа напряженная. Ночь или день, мороз или жара на дворе, а ритм поставки электровозов на линию сорвать нельзя. Потому что тогда «полетит» расписание движения поездов и вообще начнется кутерьма и неразбериха, чего на железной дороге никак не должно быть.
Главные требования к ремонтникам — работать быстро и в то же время качественно. И с этим вполне справляется сравнительно небольшой коллектив. В каждой смене три механика, три аппаратчика, один «крышевик» (специалист по аппаратуре, расположенной на крыше локомотива: по токоприемникам, изоляторам и т. п.) и моторист, осматривающий двигатели. Плюс мастер. У каждого верный глаз и верное ухо: многие дефекты определяются визуально и на звук. Неисправный узел «звучит» иначе.
Вы скажете: все, как у всех. Все железнодорожники должны быть профессионалами в любых погодных условиях, иначе как же нам быть уверенными в безопасности любой своей поездки? И зимой всем железнодорожникам приходится несладко. Так где же героизм?
А все дело в технологии, которая не позволяет производить ремонт ТО-2 в теплом помещении. По нормам, разница в наружной и внутренней температурах воздуха должна быть не больше пяти градусов. И при всем желании создать людям комфортные условия работы отапливать помещение цеха нельзя. Кроме того, здесь регулярно открываются ворота для входа и выхода локомотивов. Вот и представьте: на улице мороз минус сорок пять градусов, а в цехе в лучшем случае — минус сорок. А смена длится двенадцать часов.
Слесарь-механик Борис Ануфриев рассказывает: работают они не первый год, к морозам привыкли. Ну пожарит неделю тридцатиградусный, потом отпустит, а тут ведь как зарядил под сорок да за сорок, а потом и к пятидесяти стало гнуть. В общем, крепко досталось.
— Как согревались-то?
— Ну «замес» ведь на два часа рассчитан. Свою работу сделал — и можно передохнуть минут 15 — 20 в конторке. Там всегда был горячий чай, из столовой булочки приносили. Что еще? Зимние голицы выдавали. Но, конечно, если крутить мелкие гайки — все равно голицы снимали.
«Замес», на языке железнодорожников, — это партия электровозов, которые одновременно становятся на ремонт или техобслуживание. В цехе ТО-2 один «замес» — шесть электровозов.
Второй слесарь-механик, Александр Пед, добавляет: еще мазь против обморожений выдавали, хорошо помогала.
— Никто не обморозился и никто не заболел. Единственное — уборщица в январе бюллетенила, а остальные все находились в строю. Знаете, даже весело было, бегать приходилось быстро.
Впрочем, быстро бегать приходилось не только ради согрева. Запсиб и Свердловская железная дорога, как здесь говорят, «едут одним парком», то есть электровозы не делятся на свои и чужие, обслуживаются все на равных. А в морозы Свердловская дорога «захлебнулась»: ее локомотивы не пошли. Основная причина — непригодная смазка, которая при минус 25 градусах «колом стояла». А машины приписки Барабинского депо были основательно подготовлены к зиме и работали безотказно. В результате получилось, что обе дороги поехали на наших локомотивах.
Но уж и нагрузка на ремонтников увеличилась вдвое. Все работали без выходных и, что называется, с подхода. Запас готовых электровозов быстро растаял, и если обнаруживалась неисправность, самим же приходилось ее устранять. Меняли и токоприемники, и контроллеры машиниста, и БВ (быстродействующие аварийные выключатели). В спокойное время неисправный электровоз просто сняли бы с линии и отдали на ремонт в другой цех, теплый. В январском же цейтноте приходилось все брать на себя. Стояли, как солдаты на оборонном рубеже.
Теперь ситуация значительно легче. Морозы отступили, свердловские локомотивы тоже включились в работу, и в Барабинском депо вновь создан резерв готовых электровозов. Рабочие начинают получать отгулы, приказом начальников отделения дороги и депо люди поощрены за самоотверженный труд в экстремальных условиях.
На нашу просьбу поименно назвать отличившихся ремонтников старший мастер Валерий Прищепа ответил категорическим отказом. Пояснил, что выделить кого-то нельзя, потому что все работали на пределе человеческих возможностей. Потому и победили.
…Сегодня в цехе идет обычная рабочая смена. Подготовлен к выводу очередной «замес». Сменный мастер Алексей Бирюков по радиотелефону подает команду:
— Третья канава, пять метров назад! Поехали!
Из кабины доносится ответ машиниста:
— Понял. Выгоняю.
В распахнутые ворота один за другим выходят готовые локомотивы. Мимо проносится электричка. Валерий Прищепа добавляет к уже сказанному:
— И электропоезда у нас ходили по расписанию. Ни одного рейса не сорвали. Хотя в вагонах, конечно, было холодновато…
На снимках: слесарь технического осмотра Алексей Карбовский; электровозы готовы к работе; слесари-механики Борис Ануфриев (слева) и Александр Пед;