USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Ни тишь, ни гладь, а все же благодать

Елена КОСТИНА. Фото Бориса МОСКВИНА.



Не знаю, что вы на этот счет думаете, а мне кажется, что в день зарплаты мы похожи на детей, которым наконец вручили долгожданный подарок. И неважно, что это потом и кровью заработанные рубли, а не манна небесная, все равно радостно.

С улицы доносился визг и многоголосый смех сельской детворы, валяющейся в сугробах и тем счастливой. Как все-таки замечательно жить в местности с таким чудесным названием. Благодатное! И окрестности не подкачали — села Студеное и Хорошее, где, по словам Владимира Денисовича, озерцо имеется еще краше, чем в самом Благодатном. Кажется, тут люди даже в хмурое утро должны просыпаться с улыбкой на лице, а беды и невзгоды — бежать прочь, как черт от ладана.

Но на самом деле картина не такая благостная. Тревожит сельчан судьба села Хорошего, где акционерное общество приказало долго жить и люди стали разъезжаться да разбредаться. Как и везде, молодых меньше, чем старых, и последние уже не метят в долгожители, а первые, не видя для себя перспектив, получив высшее образование, ищут работу в городе. И все же жизнь идет, и, кажется, совсем не таким чередом, как в городе. И небо светлее, и воздух нежнее, и люди улыбчивее. И даже замотанного городского жителя, заглянувшего в этот мирок на часок-другой, охватывает чувство гармонии бытия. Ощущают ли это сами благодатненцы, не ведаю, не спрашивала.

Согласно достоверным историческим данным, родилось село Благодатное давным-давно, во времена Пушкина и Жуковского. Правда, жили ли в нем люди хоть сколько-нибудь грамотные и знакомые с произведениями знаменитых русских пиитов, неизвестно. Обучать сельских детишек грамоте в семидесятых годах девятнадцатого столетия начал отставной ефрейтор Иван Ермолаевич Чигиринов. А ровно век назад, в 1906 году, открыли в селе церковно-приходскую школу с трехгодичным обучением. Так что нынче Благодатненская школа отмечает свой столетний юбилей.

Некоторые из первых учеников делились своими воспоминаниями. «В школе я учился неплохо, — вспоминал П. К. Макаренко, — но, помню, один раз не подготовил Закон Божий. Меня за это поп поставил на колени до конца учебных занятий. А когда я пришел домой, об этом уже знал отец. Взял он опояску, зажал мою голову между ног и хорошо мне всыпал. Вот так-то и учили». Ну, на колени поставить часа на три — это, конечно, поп палку перегнул. А насчет опояски скажу так: редкий родитель не воспользуется ею, чтобы напомнить своему чаду, что домашнее задание делать все-таки надо. Да и чья судьба плачевнее — сегодняшнего неуча, безнаказанно пропускающего занятия, или тогдашнего зубрилки, через палку усваивавшего знания, — это тоже вопрос спорный.

Как говорят источники, после революции школа стала четырехлеткой, а палочную дисциплину в ней отменили. Преподавание в ней вели учителя. Судьба местной церкви и попа Салчанского сложилась печально. По рассказу заведующей музеем Раисы Даниловны Мыльниковой, в известные годы служителя культа арестовали и в тридцать седьмом расстреляли.

— Два года назад ко мне приезжала его внучка, — говорит Раиса Даниловна, — побывала здесь, посмотрела.

Мы проходим вдоль стендов и полок с самыми причудливыми экспонатами.

Эта маленькая хрупкая женщина с искрящимся взглядом в музее, как в своей горнице, знает всякую вещь и каждую любит. Она и бывший директор школы, Иван Васильевич Мартыко, были энтузиастами музейного дела и еще в семидесятых прошлого века стали собирать поначалу малочисленные и отрывистые сведения по истории села и своей школы, а потом и систематизировать их и оформлять. Сначала сделали стенд, потом выделили уголок, а позже и настоящее удобное помещение. Учительскую. А теперь у музея целых два зала. Второй, что поменьше, хранилище древностей получило в подарок от Владимира Денисовича. Его директорский кабинет.

Иконы в красном углу не дань моде. Даже в самые что ни на есть партийно-выверенные времена школьный музей рядом с «идеологически благонадежными» экспонатами хранил эти отголоски жизни прошлой. И хотя они напрямую были связаны с историей школы, выросшей из церковно-приходской, какой-нибудь заезжий инструктор райкома вряд ли бы понял и оценил задумку. Наверное, не заезжал. А иконы были роскошные. Настоящие, старинные, бережно хранимые бабушками где-нибудь в сундуках, под ворохом тряпок. А лет пять назад, во время ремонта, ушлые людишки «приделали иконам ноги». Так что теперь на их месте экспонаты тоже религиозные, но значительно менее ценные. Хотя, с точки зрения веры, пожалуй, кощунственно говорить о большей или меньшей ценности иконописных ликов.

Старинными прялками, утюгами и прочей утварью сегодня мало кого удивишь, а вот настоящее ярмо, которое «влачил народ» до 1861 года, я как-то раньше не встречала. Раиса Даниловна подробно рассказала мне, как эту деревянную дугу, похожую на мелкое коромысло, надевали на спину быка, а потом снизу в отверстия заправляли упряжь. Рядом с этими чудными вещами из настоящего теплого дерева примостились новейшие экспонаты из пластика, стекла и прочего «сора цивилизации». Первые здешние компьютеры под именем «Кодис М». Даже я таких не припомню. А кое-кто из девчонок и мальчишек, весело стучащих пальчиками по клавиатуре в классе информатики, может подумать, что эти «компы» с ярмом одного возраста.

Семьдесят лет назад (юбилей на юбилее!) школа стала семилетней. А еще спустя двадцать лет — и средней. В первой половине шестидесятых хозспособом построили нынешнее аккуратное, теплое и светлое здание. Снимки старой школы сохранились. Их подарил музею Владимир Иванович Щетинин, сын Ивана Тимофеевича Щетинина, руководившего работой педагогического коллектива в предвоенный год и трагически погибшего от вражеской пули.

В отличие от соседнего села, где до шестидесятилетия Победы не дожил ни один фронтовик, в Благодатном есть пять ветеранов, а посему стенд, посвященный Великой Отечественной, постоянно пополняется новыми сведениями. Нынче один из местных пареньков ездил в составе областного поискового отряда на места боев под Мурманском и привез немало ценных находок. Не где-нибудь, а в музее фронтовики частенько встречаются с поколением уже не внуков, а правнуков своих и рассказывают о том, что сохранила их израненная память.

Кто-то скажет, что профессиональный художник потрудился, а на самом деле все картины, и на военную, и на мирную тематику, написаны не кем иным, как Иваном Васильевичем Мартыко, ветераном войны и бывшим директором. Мы хотели навестить героя ратных дел и подвижника музейного дела дома, чтобы не тревожить излишне, но он по-солдатски в минуту собрался, надел пиджак с наградами, браво расправил плечи и в сопровождении супруги быстренько прибыл к школе, как на сборный пункт.

— Как здоровье, Иван Васильевич? Чем занимаетесь на заслуженном отдыхе?

— Да только что с рыбалки вернулся. Не удалось сегодня половить: куда ни сунешься, кругом вода под снегом, а то бы я ужин семье обеспечил. Я ж по рыбалке дважды чемпион. И охотник неплохой.
На просьбу назвать своих любимых учеников ветеран отмахнулся, мол, вот пусть нынешний директор говорит, для меня все ученики хорошие. «А вообще-то, у нас и генерал в выпускниках числится», — похвастался он.

Числятся также среди выпускников Благодатненской школы отличные педагоги и врачи, экономисты и агрономы. Трудно не заметить, как много вышло из этих стен будущих кадровых военных и сотрудников МВД. Это ли не плоды отличного военно-патриотического воспитания?! И даже нынешний глава района, Александр Павлович Гофман, тоже когда-то здесь ручку тянул к потолку, желая получить пятерку. Говорят, учился неплохо, без троек. А если и озорничал когда, все равно не скажут, как ни пытай.

Я поймала себя на том, что старый штамп о мирной жизни с мая 1945 года по сегодняшний день как-то потускнел и затерся. Дело даже не в первой и второй чеченских кампаниях, точнее, не только в них. Еще недавно замалчивавшаяся война в Афганистане обросла массой достоверных деталей и подробностей и стала фактом новейшей истории. Вот они — портреты ребят из родного села, глотавших афганскую пыль и проливавших кровь «за братский народ». Рядом с ними фото мальчишек, прошедших Чечню. Витя Пиникер, Андрей Бородин, Вася Тарадойна, Саша Мыльников, сын Раисы Даниловны, хранительницы музея. Сегодня конституционный порядок в бывшей мятежной республике в числе других ребят поддерживает Асхат Амиржанов.

А на следующей стенке рассказ о тех, кто пошел служить в армию и кому это еще предстоит. Здешние сорванцы в подавляющем большинстве «косить» не собираются и даже о дедовщине, приводящей в дрожь их матерей, судят свысока: мол, через все испытания пройти надо и через это тоже. Крепкий не сломается. После очевидного и повсеместного провала в военно-патриотическом воспитании в перестроечные годы сегодня эта тема на пике ребячьего интереса и всячески поддерживается педагогами и комитетами по делам молодежи. Для благодатских мальчишек и девчонок искрой послужила их победа в районной «Зарнице» в 2001 году, после которой пламя было уже не унять. Усилий «сверху» не понадобилось.

Стали маршировать, осваивать русский рукопашный бой и культивировать в себе интерес к истории. Неважно какой: истории села или страны в целом, ратного подвига народа или становления цивилизации. Все интересно, все затягивает. Командует юными патриотами педагог по основам безопасности жизнедеятельности (на редкость неблагозвучное и трудновыговариваемое название для такого замечательного предмета) Сергей Иванович Сниткин. Он сам еще не так давно протирал штаны за школьной партой и под руководством нынешнего директора, Владимира Денисовича, совершал лыжные походы, так что мальчишеский азарт и жажду приключений не растерял.

— Нынче мы хотели трехдневный лыжный переход в Краснозерское организовать, с ночевками в сельских школах и прочей романтикой, да вот морозы помешали, — сетует он.

Но и без этого девчонки и мальчишки не скучают. Участвуют и побеждают в соревнованиях, выезжают в гости в погранотряд, пополняют коллекцию своего школьного музея. Организовать четыре года назад военно-патриотический клуб «Застава» Сергею Ивановичу помог «один дембель». Анатолий Яченко, в прошлом ученик Благодатненской школы, работал в районном комитете по делам молодежи, так что имел кое-какой «административный ресурс». Например, автоматы, которые мы в свое время запросто разбирали и собирали на уроках начальной военной подготовки, теперь имеются только в комитете по делам молодежи и выдаются только на время. А гимн для «Заставы» Сергею Ивановичу пришлось сочинять самому.

Может, чего и не хватает Благодатненской школе в материальном смысле, как всем нам в это непростое время, зато с духовностью, с исторической памятью здесь все обстоит замечательно. Свой столетний юбилей она встречает как уважаемый всеми долгожитель — в окружении верных друзей, любящих детей и внуков.

Школа приглашает своих выпускников на празднование столетия 23 февраля в 17 часов.

Фотографии статьи
030-22.jpg
030-23.jpg
030-24.jpg
030-25.jpg
030-21.jpg