USD 102.5761 EUR 107.4252
 

И труд был творчеством

Елена КОСТИНА. Фото Бориса МОСКВИНА.




Потому, что в выходной, когда многие заняты домашними хлопотами или махнули на рыбалку, голова руководителя полна мыслей о предстоящей трудовой неделе, и в частности о планерке, с которой завтра начнется рабочий день.

— С чем я приду к людям? Что с собой принесу? Какой заряд? Как человек будет чувствовать себя всю трудовую неделю? Вот о чем я всегда думал в воскресный день, — говорит Борис Степанович.

Он признается, что, и будучи начальником депо, и став главным инженером, а затем, возглавив отделение дороги, он вместе с руководителями среднего и низшего звена всегда старался, чтобы производственный процесс был творческим, чтобы каждый человек чувствовал себя активным участником всего, что делается на железной дороге. Чтобы он ощущал общую со всеми ответственность и мог гордиться общими победами. Чтобы не закостеневал, что ли, а вдумчиво и творчески, в лучшем смысле этого слова, подходил к каждой производственной операции.

Пожалуй, в этом и заключается жизненное кредо Голодникова. Однажды, тридцать с лишним лет назад, он в острой политической дискуссии доказал парторгу, что работников локомотивного депо на трудовые победы скорее подвигнут не цитаты из постановлений ЦК партии, а слова одного из любимых писателей нашего героя, Алексея Максимовича Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже самый грубый — возвышается до творчества…». Эти задевающие за душу слова красовались на стенде у входа в депо и украшали диплом «Мастер — золотые руки», который вручался лучшим работникам, тем, кто не допускал брака.

В работе случалось всякое. Как-то, к огромному огорчению Голодникова, на планерке, но уже отнюдь не в торжественной, а скорее в скорбной обстановке пришлось лишать мастера, допустившего брак, и диплома, и двадцатипятипроцентной надбавки к зарплате. Понуро стоявший человек вдруг махнул рукой и решительно сказал: «Я все равно его завоюю снова!»

«Нам не нужно было наказывать человека, — говорит Борис Степанович, — он сам и наказал себя, и отругал и, поразмыслив, поставил цель. Разве не это главное?»

Маленький бюст Максима Горького украшает одну из верхних полок книжного шкафа в уютном кабинете Бориса Степановича. Здесь остались самые любимые и самые нужные книги, а всю свою богатейшую библиотеку, собранную за большую жизнь, наш герой подарил районной библиотеке. Пусть ребятишки читают. Может, станут романтиками. Может, поймут что-то самое важное в этой жизни, что позволяло поколениям их отцов и дедов жить, любя Родину и дорожа личной честью.

На полке с экономической литературой обращают на себя внимание красивые тома «Экономикс». Они напоминают нашему герою о перестроечных ветрах, когда экономические принципы развитого социализма вмиг обесценились и на смену им пришли иные, рыночные или капиталистические, о которых имелись только смутные представления, почерпнутые из вузовской политэкономии.

— Тогда вышел первый в России перевод с английского двухтомника «Экономикс». Это сейчас книги в столице и в Новосибирске появляются на полках книжных магазинов почти одновременно, а тогда могли пройти месяцы, прежде чем желаемое издание попало бы тебе в руки. Я срочно командировал в Москву Петра Николаевича Рубежанского, попросил привезти четыре экземпляра «Экономикс». Один двухтомник мы отправили Аркадию Ивановичу Андрееву в управление дороги. Другой — Анатолию Вячеславовичу Давыдову, он сейчас заведует кафедрой экономики в НИИЖТе, профессор, доктор экономических наук, а у нас, на Карасукском отделении, когда-то работал начальником планового отдела. Один, конечно, оставил себе и очень внимательно изучил, чтобы знать, по каким принципам теперь будет жить экономика страны, — говорит Борис Голодников.

На других полках я заметила еще две интересные статуэтки. Это паровозы разных моделей. Одна оказалась подарком Александра Витальевича Целько, в то время заместителя министра путей сообщения, а другая — презентом к 60-летнему юбилею от начальника Алтайского отделения дороги. Обе славные машины напоминают Борису Степановичу не только о близких сердцу людях, сделавших эти подарки, но и об очень интересном факте его биографии.

Паровоз был серии «Л» под номером 36-12. Командовал им машинист Левандовский. А кочегаром одно время служил совсем еще зеленый студент Тайгинского техникума Боря Голодников. Паровоз ходил: Тайга — Мариинск, Тайга — Болотная. Однажды в пути случилась такая история…

— Это было очень интересно, с точки зрения воспитания. Отправляясь в рейс, мы полностью загрузили тендер углем. И вот я по неосторожности или по незнанию, теперь уже не скажу, открыл дверцы, которые ведут на тендер, и завалил углем всю будку. А перед Болотным как раз затяжной подъем, и надо, чтобы давление пара постоянно держалось в норме. Машинист мне, во-первых, преподнес урок различных выражений, мол, будь здоров, парень, а потом они вместе с помощником начали в две лопаты кидать уголь в топку. Меня же Левандовский посадил на свое место. Страшно! Чувствую, машина вот-вот должна сорваться в буксование. Я — регулятор на себя, и слышу голос машиниста: «Молодец!». Так общими усилиями и справились.

Подъезжаем к станции, а люди смотрят... А мне-то, знаете, как приятно, что они видят меня на месте машиниста. Это было настолько здорово в воспитательном плане. С одной стороны, урок— как можно по глупости подвести своих товарищей. А с другой — урок высочайшего доверия. Я эту историю потом не раз рассказывал локомотивным бригадам.

На деньги, полученные за работу кочегаром, Боря Голодников купил себе модное короткое пальто и отличные часы «Молния» с цепочкой. В то время для молодого паренька был настоящий шик. Что еще важнее, сын смог подарить отцу радиолу «Эстония», которой тот очень гордился. А маленькое происшествие на подъеме перед Болотным навсегда врезалось в память как важный жизненный урок. Борис Степанович уверен, что у каждого человека, и тем более у руководителя, который принимает ответственные решения, должно быть право на ошибку. Сама жизнь и те замечательные люди, с которыми ему довелось начинать свою трудовую биографию, научили его этой истине. И в дальнейшем, уже сам будучи руководителем, он никогда не рубил с плеча.

В шестьдесят втором году молодой специалист, имевший в «багаже» два красных диплома, один — техникума, а другой — Омского института инженеров транспорта, прибыл на такую же молодую станцию Карасук по распределению. Здесь все только начиналось, закипало. Движения, по сути, еще не было, только на отдельных участках. Молодое пополнение стучало молотками сначала с утра до обеда, а потом с обеда до вечера. Борису Голодникову начальник депо как-то сказал: «Чего дурака валять, давай-ка иди в ремонт, в депо. Вас же этому в техникуме учили?!» Так наш герой стал помощником мастера. Но пробыл им недолго. Уже осенью тот же начальник депо назначил его старшим мастером, чем вызвал некоторую растерянность и смятение в душе молодого специалиста. Особенно неловко было перед старшими товарищами, которые еще вчера были твоими наставниками, а сегодня ты должен ими руководить. Но хоть и было страшновато, пришлось втянуться. «Примерно через месяц стало полегче. Здорово помогала сильная техникумовская подготовка, особенно по части технологии обработки металлов», — говорит Борис Степанович.

Он по сей день искренне благодарен замечательным педагогам техникума, людям самоотверженным, все свои знания, всю душу вкладывавшим в мальчишек, пришедших к ним из-за школьной парты. Не раз в трудные моменты жизни Бориса Голодникова выручали его умелые руки.

— Однажды был такой случай. Машинист, как говорят, «подковал» на все двенадцать, то есть все двенадцать колесных пар — ползуны. Тепловозов не хватает. Что делать? Вызывать токаря? Так воскресенье же! Пока отыщешь человека... Требовалось срочно что-то предпринять. И тогда я, начальник депо, и Александр Денисович Голубов, мой заместитель, сами, вдвоем, обточили все колесные пары.

Таких случаев в копилке нашего героя воз и маленькая тележка. Не потому, что ему хотелось погеройствовать, а потому, что он был твердо убежден в силе личного примера. Отношение к делу, которое демонстрирует руководитель, лучше всяких слов и лозунгов зажигает огонек в сердцах тех, кто находится рядом.

Те, кто хорошо знает Голодникова, помнят самые разные случаи, и даже такие, когда ради пользы дела он шел на нарушения. Как-то раз требовалось срочно заварить одну из пробок бака дизельного топлива на локомотиве. Сварщик категорически отказывался, мол, в баке топливо, а что если рванет?! И тогда Борис Степанович предложил: «Давай сейчас дозаправим под горловину, и я сяду на бак, а ты заваришь». Так и сделали. Голодников был убежден, что взрыва не может произойти, и потому пошел на осознанный риск. Случалось ему и в кабину крана забираться, когда дело требовало, а крановщика было не сыскать. Опасно? Да. Нарушение технологии? Конечно. Но жизнь не укладывается в жесткие рамки инструкций и приказов. И умение руководителя, что называется, прочувствовать момент, взять на себя ответственность за очень важное решение — это едва ли не главная составляющая его авторитета.

— Помните, в Сочи было страшное крушение электрички, триста погибших из-за того, что машинист девчонок в кабину пустил?! Тогда вышел строжайший приказ: никого в кабину не сажать, иначе — строжайшие меры. Провожу планерку, все это разъясняю. И тут один из машинистов спрашивает: «А как вы поступите, если зимой в сорокаградусный мороз солдат едет на тормозной площадке?» Тишина повисла. Отвечаю: «Я посажу в кабину». А что мне оставалось делать? Сказал то, что думал, искренне.

Многое в характере Бориса Степановича, по его собственному признанию, от отца, железнодорожного мастера Степана Степановича Голодникова. В годы войны старший Голодников трудился в железнодорожных мастерских на станции Кольчугино — делали запчасти для паровозов.

Чтобы рабочие, придя утром, сразу могли работать, ночью в мастерских подростки грели металл. Дети есть дети, баловались. На разогретые наковальни огромных молотов (самый крупный из них был весом две с половиной тонны) наливали воду и подставляли прут металла. От удара молотом происходили своеобразный взрыв воды, мгновенное парообразование и выброс. И вот однажды вырвало кусок металла, который, отлетев, вонзился в перекрытие мастерских. Крыша вспыхнула и очень быстро сгорела. Но главное — вышло из строя оборудование. Все были в растерянности: что делать?

Степан Степанович Голодников предложил сделать вместо чугунных станин молота — стальные. Большинство инженерных работников были категорически против. Но он рискнул. Взял сталь толщиной пятьдесят миллиметров и сделал. Эти молоты не только выполнили свою задачу в годы войны, но и в послевоенное время еще долго служили.

В аккуратной папочке бережно хранятся посеревшие и пожелтевшие вырезки из старых газет. В одних говорится о трудовых победах С. С. Голодникова и его товарищей, а в других сам Степан Степанович делится опытом, рассказывает о новаторских идеях и их воплощении. Самоотверженный труд железнодорожников в военные годы, их потрясающая самоотдача и чувство ответственности, словом, все то, что Борис Степанович мальчишкой видел своими глазами, в дальнейшей жизни не раз становилось темой бесед на собраниях в трудовых коллективах. Голодникову не нужно было искать книжные примеры. Яркие, зовущие за собой примеры жили в его памяти.

Пацаненком Борис очень любил бывать у отца на работе. Его привлекали механизмы. Сам воздух в мастерских был какой-то другой. Он будоражил фантазию, хотелось творить. В очень юном возрасте наш герой получил первую в своей жизни зарплату — за мастерски сделанную фирменную табличку на кран. Вняв отцовскому совету, он после седьмого класса решил пойти в техникум, понимая, что семье живется тяжело и пора самому становиться на ноги. Из полуголодного детства помнится большая перемена в школе, которую ждали с особым нетерпением. Взгляды девчонок и мальчишек то и дело обращались к двери, в надежде, что она распахнется и в класс внесут огромный поднос с крошечными, как раз в размер спичечного коробка, кусочками хлеба и чай. А после уроков — айда на станцию смотреть на эшелоны с искореженной военной техникой, которую везли на Кузнецкий комбинат.

В сердце человека, видевшего разруху, живет неистощимая тяга к созиданию. Всю дальнейшую жизнь Борис Степанович созидал. Он, как гид по музею, может провести вас по Карасуку и показать объекты, к которым он имел самое непосредственное отношение. И экскурсия эта продлится не час и не два. А если вы захотите объехать все станции, некогда входившие в состав Карасукского отделения дороги, то и дня окажется мало.

Отцовский пример всегда вдохновлял Бориса Степановича на нестандартные, смелые в техническом отношении решения.

— Петр Филиппович Мысик, бывший в то время главным инженером дороги, наверняка помнит эту историю. Станок для обточки колесных пар не был смонтирован, так как строители не сделали фундамент, для которого требовалось забить шпунтовое ограждение. Это было требование геологии — в Карасуке кругом плывуны. А в действующем депо проделать эту операцию невозможно — опасно, могло быть даже обрушение. Я спонтанно предложил, что можно использовать конструкции, оставшиеся от башенных кранов со складов песка. Собрали скорлупу диаметром 12 метров. Грунт помаленьку выбирали, и конструкция садилась под собственным весом. Когда достигала отметки земли, наваривали второй слой, затем третий и так решили проблему.

Они впервые в Карасуке применили подводное бетонирование на канализационных станциях. Они были единственными, кто смог нарушить монополию «Союзкислорода», доказать в Москве собственную компетентность и получить право на проектирование и строительство кислородной станции. Съездили в Киев, взяли типовую документацию, переработали, привязали к местности, оборудование нашли на БАМе и возвели уникальный объект, который сегодня снабжает кислородом пять районов области. Мало кто верил, что это возможно, но Голодников никогда не отступал перед трудностями.

— Это очень грамотный, эрудированный, чрезвычайно начитанный человек, — говорит Николай Александрович Кичанов, председатель узлового совета ветеранов, а в прошлом заместитель начальника отделения дороги по пути и строительству, трудившийся бок о бок с Борисом Степановичем более тридцати лет. — О чем ни зайдет разговор на совещании или просто в дружеской компании — о пути, о технике, об организации производства, о культуре, — он обо всем расскажет подробно и интересно. Борис Степанович всегда в курсе всего нового. Держит руку на пульсе, так сказать. И это очень помогало и помогает ему в работе.

Секрет заключается, наверное, в том, что Карасукское отделение во все времена было полигоном министерства по внедрению передовых технологий. По мнению нашего героя, это отделение вообще уникальное. «С самого дня основания это всегда была работа «под колесами»», — говорит Борис Степанович. — Сначала строили первые пути, потом вторые пути, потом пришла эра электрификации и под конец технической централизации участка Карасук — Кулунда. Словом, сплошная стройка. Всегда большие капитальные затраты, формирование новых коллективов, серьезная кадровая политика... Все это требовало от руководителей высочайшей грамотности и тонкого знания дела.

Неудивительно, что на заре электрификации, понимая, что имеющихся знаний и опыта для работы в новых условиях будет недостаточно, Голодников, в то время главный инженер отделения дороги, предложил группе специалистов (около сорока человек), несмотря на занятость, получить заочно второе высшее образование. Чего это стоило, только они знают. Учились без отрыва от производства. Зато эффект был впечатляющим. Все работы производились профессионально, и ремонт электровозов сразу пошел, и, что самое главное, не было ни одного случая травмирования из-за неграмотного обращения с электрическим током.

Еще один, можно сказать, побочный эффект того массового похода за вторым высшим образованием — семь кандидатов технических наук, вышедших с Карасукского отделения дороги. Борис Степанович вообще считает, что это отделение воспитало и вырастило целую плеяду очень ярких, талантливых руководителей. Нынешний начальник Западно-Сибирской магистрали Александр Витальевич Целько в свое время был заместителем начальника отделения. Здесь трудились Валерий Иванович Шачнев и Петр Николаевич Рубежанский. Здесь начинали свой путь Альберт Николаевич Бевзенко и Владимир Николаевич Пустовой, дослужившиеся до заместителей министра. Значительный след Карасукское отделение оставило и в биографии Владимира Даниловича Макагона, руководителя экономической службы дороги. И еще немало имен можно назвать.

Почему Голодников не пошел на повышение, хоть его не раз звали и на Красноярскую дорогу, и в управление Западно-Сибирской дороги (в частности, Василий Борисович Николаев предлагал должность главного инженера, очень ругал за упрямство), а последним было приглашение от Фадеева с Октябрьской дороги на должность заместителя начальника дороги по локомотивам и локомотивному хозяйству? «Мне всегда казалось, что я больше смогу сделать и принесу пользы здесь, на этом месте», — говорит Борис Степанович. И те, кто его хорошо знает, абсолютно с ним согласны.

— Борис Степанович — это наш учитель, — говорит заместитель председателя территориального комитета профсоюза, а в прошлом начальник технического отдела движения отдела перевозок отделения дороги, Виктор Филиппович Лисаченко. — Я попал в депо в семьдесят первом, когда он работал начальником депо. Первое, что поражало, это порядок во всем и безграничный авторитет этого человека и уважение к нему со стороны всех работников. Это прежде всего человек дела и человек слова. И тогда, и сегодня я ни секунды не сомневался, что в любом вопросе получу от него помощь. А уж о том, сколько он сделал для отделения дороги, для Карасука, для простых людей, и говорить не приходится.

Звания и награды говорят сами за себя. Борис Степанович Голодников кавалер орденов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, почетный железнодорожник, почетный ветеран Западно-Сибирской дороги. За большой вклад в развитие Карасука он был удостоен звания почетного жителя этого города.

Голодников и его коллеги всегда жили и работали не только в соответствии с планами руководства страны, но и со своими, личными панами. Так, программа по обеспечению каждой молодой семьи отдельной квартирой к 2000 году в целом по стране не была выполнена, а на Карасукском отделении дороги вплотную приблизились к выполнению этой задачи. У Бориса Степановича сохранилась ценная записная книжечка, в которую год за годом вносились экономические показатели деятельности отделения и данные по вводу жилья.
«1974 год — 12 000 квадратных метров, 1976 год — 10 000, 1980 год — 14 000, 1981 год — 19 000, 1984 — 9000 квадратных метров…»

«Сняли проблему жилья в Славгороде, в Камне-на-Оби, в Карасуке. В Купино этого сделать не удалось, так как город был не канализован», — вспоминает Борис Степанович. Для успешного осуществления этих планов в Купино построили кирпичный завод, в Карасуке практически с нуля возвели цех железобетонных изделий, создали строительную организацию «Прогресс». На промежуточных станциях появлялись детские сады, школы — таким образом решалась важнейшая задача по закреплению кадров. Идея строительства вокзала станции Баган возникла, когда во время квартального осмотра, проезжая, увидели, как в мороз мать с детьми в ожидании поезда стоит и спрятаться от непогоды негде. «Нас никто не принуждал строить эти объекты. Жизнь заставляла и ответственность перед людьми», — говорит Борис Степанович. Строились вокзалы в Шипицыно, в Чистоозерном, в Бурле.

С последним произошла просто анекдотичная история. Возводить новый вокзал не разрешали, а только лишь пристройку к старому. Комиссия приезжает принимать объект. Старый вокзал на одной стороне, а новое здание — на другой. Представитель банка, молоденькая, но очень дотошная дама по фамилии Твердохлеб, спрашивает: «А как же, по-вашему, вокзал с пристройкой соединяются?» «Так, кабелем», — под дружный смех коллег отвечает нерастерявшийся Голодников.

Хитринка помогла ему и бассейн в Карасуке построить, назвав объект не «бассейном» (на строительство которых существовало ограничение), а «лечебно-оздоровительным комплексом для локомотивных и составительских бригад». «Это было очень сложное инженерное сооружение, — говорит Борис Степанович. — Большая заслуга в общем успехе принадлежит тогдашнему главному инженеру отделения Аркадию Ивановичу Андрееву, который отвечал за техническую, инженерную часть».

Карасучане и сегодня частенько видят Бориса Степановича Голодникова энергичным, озабоченным, деловым. Ведь он не из тех, кто, выйдя на заслуженный отдых, отдыхает. Да, посидеть на природе в одиночестве, поразмышлять, пообщаться с пчелами на любимой пасеке — это наш герой любит, что скрывать. И посидеть вечерком за хорошей книжкой тоже не откажется. Но и сегодня у него есть настоящее серьезное дело. Борис Степанович — признанный специалист по части энергосбережения, занимается производством и внедрением тепловых насосов.

Сын и внук нашего героя, как и все Голодниковы, унаследовали тягу к технике, получили блестящее образование, стали настоящими профессионалами в области электроники. Внук Дмитрий пишет диссертацию. Во всех трудностях и во всех свершениях рядом с Борисом Степановичем его супруга, Раиса Моисеевна, в прошлом медицинский работник. В августе они отметят 45-летний юбилей совместной жизни.

Фотографии статьи
013-23.jpg
028-23.jpg
028-24.jpg
028-25.jpg
028-26.jpg