USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Повышение пенсионного возраста — последний патрон в обойме

Подготовила Наталья ЗУБРИЦКАЯ совместно с отделением ПФР по Новосибирской области.



Отвечает на этот и другие вопросы, связанные с этой темой, советник председателя правления ПФР Владимир ВЬЮНИЦКИЙ.

— Многих взволновала информация, которая была якобы из первых уст...

— Могу успокоить читателей газет и всех российских пенсионеров, нынешних и будущих: никаких планов повышения пенсионного возраста в обозримой перспективе ни у Пенсионного фонда, ни у Правительства РФ, ни у какого-либо органа исполнительной власти нет. Все, о чем написали некоторые СМИ в последнее время, основано на информации, запущенной одним-единственным пензенским журналом, который в силу то ли некомпетентности, то ли по каким-то иным причинам, исказил полученную им информацию и тиражировал ее как сенсацию федерального масштаба. На деле же, повторяю, повышения пенсионного возраста в ближайшие годы не произойдет и никакой работы по подготовке каких-либо нормативных документов по данному вопросу не ведется.

— Но все же и раньше проходила информация со ссылкой на председателя правления ПФР о повышении пенсионного возраста…

— …И мы ее всегда опровергали. Ибо Пенсионный фонд не является сторонником скоропалительного принятия таких непопулярных решений, затрагивающих всю страну. Но складывается впечатление, что в стране есть силы, которые хотели бы провести повышение пенсионного возраста. Правда, таким образом, чтобы ответственность за эту инициативу легла не на них, а на Пенсионный фонд и его руководство. Поэтому и пытаются безосновательно инициатором этой идеи в очередной раз объявить председателя правления ПФР.

— Но ведь бюджет Пенсионного фонда сейчас исполняется с дефицитом. И, повысив пенсионный возраст, вы могли бы этот дефицит ликвидировать. Иными словами, у ПФР есть объективный интерес в повышении пенсионного возраста…

— Повышением пенсионного возраста дефицит бюджета ПФР не ликвидировать. Еще в 2001 году, когда обсуждались иные действующие пенсионные законы (модели), звучали предложения о повышении пенсионного возраста с целью, снизив расходы ПФР, стабилизировать его бюджет. Но расчеты наших специалистов уже тогда показали, что это крайне непопулярная мера, экономически весьма неэффективна и могла обеспечить экономию расходов пенсионной системы не более, чем на 10 — 12 миллиардов рублей. Конечно, с той поры стоимость процентного пункта бюджета ПФР выросла как за счет роста доходов, так и за счет роста массы ежегодно выходящих на пенсию. Но все же и сегодня экономия расходов за счет повышения пенсионного возраста покроет в лучшем случае треть существующего дефицита нашего бюджета. Стоит ли во имя такого сомнительного результата идти на столь непопулярную меру?

— И все же председатель правления ПФР говорит, что рано или поздно повышение пенсионного возраста неизбежно!

— Рано или поздно — да. Но это не значит — в ближайшее время. Для пенсионной системы решающим критерием здесь является соотношение работающих и пенсионеров. Пока число работающих ощутимо превышает число пенсионеров (а в России сегодня на одного пенсионера приходится 1,7 работающего), у нас нет морального оправдания для повышения пенсионного возраста. Но как только число пенсионеров сравнивается с числом работающих или начинает его превосходить, повышение пенсионного возраста неизбежно. Подобные ситуации сегодня имеют место в странах Западной Европы и даже в Соединенных Штатах, несмотря на ежегодный завоз туда молодой рабочей силы.

— А как обстоит дело с Россией?

— У нас происходят те же процессы старения населения, что и в других развитых странах. Но пока у нас демографическая ситуация не столь остра, как у других. В частности, численность работающих и пенсионеров у нас, по оптимистичному и пессимистичному прогнозу, должна сравняться в интервале от 2025 до 2035 годов. К этому времени будут основания ставить вопрос о повышении пенсионного возраста.

— А что же тогда означают озвученные председателем правления ПФР предложения о повышении пенсионного возраста «на полгода за год» и так далее?

— Мы изучаем и анализируем опыт мировых пенсионных систем по всем проблемам, в том числе и по вопросу повышения пенсионного возраста. А этот опыт показывает, что, когда приходит время изменять пенсионный возраст, для населения гораздо комфортнее, если возраст этот повышается не резко и одномоментно, а поэтапно, на протяжении некоторого периода на относительно небольшие величины. Только об этом и говорил, отвечая на вопросы журналиста, Геннадий Николаевич Батанов — о способе повышения пенсионного возраста, когда это станет неизбежным. Но никак не о том, что это произойдет буквально завтра.

— А возможно ли повышение пенсионного возраста в стране до того времени, когда сравняется численность работающих и пенсионеров?

— С точки зрения интересов пенсионной системы, торопливость здесь нежелательна. Но решение о повышении пенсионного возраста нигде не принимается самой пенсионной системой. Везде в мире это ответственнейшее политическое решение всегда принимает высшее руководство. Возможно, возникнут обстоятельства, которые будут побуждать повысить пенсионный возраст в более ранние сроки. Но стоило бы вспоминать в таких случаях образную формулировку предшествующего руководителя Пенсионного фонда Михаила Юрьевича Зурабова, который, обсуждая проблему повышения пенсионного возраста, всегда говорил, что эта мера — последний патрон в обойме, после принятия этого решения других мер уже не остается. Поэтому ни одно правительство, ни одна власть никогда не торопятся принимать это решение, пока есть возможность обойтись другими мерами. И пока общество не готово к такому шагу.

Поэтому нынешним и будущим пенсионерам не надо беспокоиться по поводу публикаций о повышении пенсионного возраста, они не соответствуют действительности. А журналистов мы просили бы проявлять большую ответственность и не создавать на ровном месте дутые сенсации, которые будоражат страну и больно ранят сердца пожилых людей.