USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Добрый, озорной волшебник

Андрей НЕСТЕРЁНОК. Фото автора.



Не забывайте вдруг меня,
Не забывайте вдруг меня —
А я вас помнить буду вечно.

Для меня Юрий Магалиф — не только автор добрых и поучительных сказок «Приключения Жакони» или «Бибишка — славный дружок», перечитанных в детстве не раз. Юрий Михайлович запомнился и как президент клуба книголюбов «Книжная шкатулка». Раз в месяц мы собирались в магазине «Детская книга» на улице Ленина, напротив нынешнего здания областного театра кукол. Юрий Магалиф всегда придумывал неожиданные темы заседаний. А уж как он их вел! С первых минут, словно маг, «завораживал» мальчишек и девчонок. Сейчас многие из них стали родителями. Наверняка вспоминают встречи почти двадцатилетней давности.

Он водил дружбу с областным обществом книголюбов. Когда мастера слова не стало, председатель правления областного общества книголюбов Татьяна Пендюрина подкинула идею: «Давайте ежегодно проводить Магалифовские чтения». Скептиков нашлось немало. Но у Пендюриной, как показала жизнь, характер — кремень, добилась своего.

Есть шаблонное выражение — свет в душе. Но Магалиф нес этот свет и в мировоззрении, и в поведении, и в поступках. Он наперекор всему радовался жизни и умел жить. Это наслаждение жизнью — достаточно редкое у нас умение — очень хорошо выражено в его поэзии, еще, смею предположить, сильно недооцененной.

Ролен НОТМАН.Писатель, журналист.


На предложение охотно откликнулись школы и города, и области. Свою лепту внесла и Новосибирская епархия. Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон дружил с Юрием Магалифом.

В последние годы эстафету подхватил коллектив областной детской библиотеки имени А. М. Горького. Сейчас здесь идет конкурс изобразительного творчества и выставка «Жаконя, Котькин и другие». Новосибирцев также ждут литературные праздники «Добрый, озорной волшебник Ю. Магалиф».

...На днях прошло очередное заседание клуба «Бабушки и дедушки». Бывшие педагоги, инженеры и врачи были первыми посетителями выставки «Неизвестный Магалиф», которая открылась в областном обществе книголюбов.

— Юрия Михайловича я знала более двадцати лет, — говорит автор выставки, зам. председателя правления областного общества книголюбов Ирина Тарасова. — В начале восьмидесятых мы ездили с ним на Дни литературы в районы области. Встречи проходили в Домах культуры и клубах, школах, ПТУ, на фермах и полевых станах.

Перед сельчанами, как правило, выступала группа из двух-трех человек. В день приходилось делать по пять творческих встреч, а это — многокилометровые переезды...

Струящаяся в поэзии позднего Юрия Магалифа тихим осенним светом мудрость, вполне согласуясь с его кредо («я не люблю стихов с нравоучением»), не назидательна, не навязчива и не воспаряет горделиво над бренностью нашего бытия. Скорее наоборот — растворяется в нем, придавая ему неповторимый вкус и аромат.

Алексей ГОРШЕНИН.Писатель, критик.


Гвоздем программы, как и всегда, был Магалиф, замечательный рассказчик. К зрителям выходил в конце встречи, когда выступающие буквально падали от усталости.

А на прощание Магалиф успевал и смешное стихотворение прочесть, и частушку пропеть.

...Заходим в большую комнату. На полках — фотографии писателей-сибиряков. Некоторых, увы, нет в живых. Остались документы, рукописи, переписка.

На видном месте — портрет Юрия Магалифа. Поистине исследовательскую работу провела Ирина Тарасова, собрав под «одной крышей» около трехсот экспонатов: письма, книги, рукописи, афиши, акварели, картины в масле и резьба по дереву. Глядя на них, убеждаешься, что расхожая фраза «О Магалифе мы знаем все или почти все» теряет смысл.

Здесь же — фотографии и личные вещи первой жены писателя — Ирины Михайловны, дочери царского генерала. От нее остались раритеты — семейные фотографии, сделанные в девятнадцатом веке: уклад жизни, быт, одежда. Благородные, одухотворенные лица.

На полке — фотографии родителей Юрия Михайловича, переписка. Как известно, Магалиф был отправлен по этапу в Новосибирск, в ГУЛАГ, он располагался на Учительской. Осужденные строили Чкаловский аэродром. Этому периоду жизни Юрий Магалиф посвятил стихи.

Любитель природы, он часто и много бродил по лесным тропинкам и таежным чащобам. Памятью об этих прогулках стали покрытые лаком коряги, скульптуры, вырезанные из дерева. Мастер на все руки, он «извлекал» из дерева чудесные фигурки, поначалу скрытые от постороннего взгляда. В этом ему помогали глаз художника, рука скульптора.
Юрия Магалифа можно было с полным основанием назвать «человек-оркестр» — так щедро одарила его природа разнообразными талантами. Не случайно в одном из стихотворений он признавался:
И от зари
до вечной ночи —
Несут меня и держат
прочно
Палитра,
Перышко
и Грим.

Юлий МОСТКОВ.Писатель.


Есть здесь и книга Сервантеса «Дон Кихот» на французском языке. Небольшой толстый томик, изданный на хорошей бумаге в 1809 году. Оказывается, Магалиф его читал в заключении. Лет до десяти он разговаривал только на французском.

Тамара Федоровна Магалиф, вдова писателя, сказала, что Юрий Михайлович никогда не жаловался на судьбу. А она у него была не мед, такого натерпелся. Даже вспоминая лагерную жизнь, он говорил: «Интересно, там я пробыл пять лет, и сложно было, но все равно это время вспоминаю с благодарностью. Я познакомился с интересными людьми, узнал что-то новое, много читал. Кстати, в лагере была шикарная библиотека, можно было взять любую книгу...»

Первая книга для взрослых у него вышла в 1958 году, в то время Юрий Михайлович еще не был реабилитирован. В том же году в Новосибирском книжном издательстве был отпечатан тираж книги «Приключения Жакони». У новинки началось триумфальное шествие по стране.

А чтобы сказку сочинить,
Совсем немного надо:
Всю эту мелюзгу любить
Из ближнего Детсада!

Их строгих пап
и добрых мам,
И бабушку с лукошком;
Любить туманы по утрам
И дождик за окошком;

Про жизнь задиристо
трубя,
Любить и гнев и ласку;
Но больше всех
любить тебя —
Мою Живую Сказку!

Юрий МАГАЛИФ.


Всемирно известный актер Юрий Никулин переписывался с Юрием Магалифом. Весной 1979 года Юрий Михайлович получил бандероль, в ней книга Никулина «Почти серьезно» с дарственной надписью: «Прекрасному писателю Юрию Михайловичу Магалифу, его семье и, конечно, Жаконе — самые добрые пожелания от автора этой книги».

На снимках: экспозиция книг сказочника; Ирина Тарасова представляет Жаконю.

Фотографии статьи
025-22.jpg
025-23.jpg