USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Представления романтические и прагматические

Ролен НОТМАН.



Еще раз убедился в этом, читая в «Вестнике РАН» весьма интересную статью директора Института социологии РАН доктора философских наук Михаила Горшкова «Об устойчивости и изменчивости общероссийского самосознания», которая «оснащена» различными таблицами и диаграммами.

Мозаика представлений наших людей вобрала все цвета. Но совсем не радуги. Отечественная история к мажорным цветам радуги не очень располагает. Например, в мировосприятии старшего поколения Октябрьская революция 1917 года до сих пор активно выделяется среди самых значимых событий истории России. А россияне до 35 лет к таким событиям относят продвижение страны по пути рыночной экономики. Социологи это относят к поколенческой и региональной специфике.

Традиционная Россия (к ней относят средние и малые города, сельскую местность) в первую очередь обращена к достижениям советской эпохи, а мегаполисы, крупные областные центры поддерживают в большей степени, как пишет Горшков, события, «связанные с ликвидацией «железного занавеса», демократизацией политической жизни, осуществлением рыночных преобразований».

Но вот что удивительно и отрадно: расхождения в представлениях, в мировосприятии в российском обществе не приводят к расколу. Роль «межпоколенческого буфера выполняют средние возрастные группы, которые своим сбалансированным отношениям к событиям отечественной истории уравновешивают крайние позиции и оценки».

Это, с моей точки зрения, совершенно правильная фиксация. Но не более, чем фиксация. За скобками остается объяснение, почему «межпоколенческий буфер» срабатывает. Легче всего предположить два варианта. Первый — уникальная и безграничная терпимость нашего народа, который извлек бесценный опыт из тех трагических событий, когда брат воевал с братом, а сын шел против отца. Люди устали от противостояния. Врачами фиксируется и вторая причина: многолетняя усталость народа. Всего, в целом. Это даже генетиками фиксируется.

Какие общенациональные идеи поддерживают россияне, %


Преждевременная смертность, массовые физические поражения в здоровье детей, слабеющий институт семьи — все это не только проявления неправильного образа жизни, недоедания или переедания, недооценка спорта или воспитания, а еще и всеобщей, почти тотальной усталости народа. Она появилась давно, а проявилась полностью только в последние годы. Двадцатый век сильно поспособствовал этой усталости.

В статье Горшкова приведена таблица, показывающая, какими достижениями в истории страны россияне гордятся. Вот первые три места этого деления по рангам: победа в Великой Отечественной войне; послевоенное восстановление страны и великие российские поэты, прозаики и композиторы. Я бы и сам все точно так же бы расположил, но не забывая, что и победа в войне, и восстановление страны потребовали от народа колоссальных усилий, подтачивающих людей даже с железным здоровьем. Ни история, ни власть не давали нашему народу передышек для восстановления и укрепления того, что на казенном языке называется человеческим потенциалом.

Чем еще гордятся наши люди... по таблице? Отечественной системой образования, выдающимися царями и императрицами, мучениками и святыми Русской православной церкви, ликвидацией «железного занавеса», достижениями отечественной медицины, Российской армией и т. д. С безусловным одобрением воспринять этот перечень трудно. Если хотя бы вспомнить нынешнее состояние нашей армии со всеми ее челябинскими ужасами, дедовщиной и утопленными боевыми кораблями. Весьма ограничен в таблице и круг мучеников и святых, которыми можно гордиться. А разве не мученики те, которые построили каналы и заводы, заготовили миллионы кубометров леса, считаясь «врагами народа»? Или те великие российские поэты и композиторы, которых власть преследовала, а то и убивала, как бешеных собак?! В сущности, можно смело обобщать и так: у нас народ мучеников. И от этого его усталость. Кстати сказать, она все чаще проявляется во внезапных смертях.

Исторические периоды, в которые предпочли бы жить различные поколения россиян, %


Совсем недавно умер в Томске академик Сергей Дмитриевич Коровин. Он был человеком в расцвете сил. Во всяком случае, производил именно такое впечатление, когда мы с ним совсем недавно проводили «круглый стол», подготавливая очередной выпуск газеты в газете «Наука: сибирский вариант». И вот этот человек идет кататься на лыжах, а потом, без всяких предварительных примет, враз, мгновенно умирает. Разрыв сердца — едва ли правильный диагноз. Это усталость, накопленная годами переработкой, бесконечными заботами и нервотрепкой. И при этом наши люди не отторгают ни рыночную, ни плановую экономику. Баланс в их представлениях вполне соблюдается. У них романтические, даже идеалистические представления вполне сочетаются с прагматическими. Как отмечает профессор Горшков в своей статье, Федор Михайлович Достоевский когда-то утверждал, что «только человек приобретает чаемые им «хлебы», как перед ним сразу же возникает вопрос о смысле» жизни.

Но сейчас не то время. Ныне прагматическая направленность массового сознания россиян явно усилилась. «Традиционные ценности постепенно восстанавливают свое влияние на общество, переходящее от романтических увлечений к реальной жизни. Тем самым ценностно-смысловое ядро российского менталитета продолжает демонстрировать удивительную устойчивость и непохожесть». Полагаю, что и эту мирную непохожесть можно отнести к предметам гордости российского общества.

Напомню, что читатели гордятся и отечественной системой образования. Но, как думается, с некоторым отставанием, опозданием.

Раньше надо было гордиться, когда действительно мы умели на всех уровнях образования подготавливать и воспитывать первоклассных специалистов. Сейчас мы принизили эту свою гордость и даем «задний ход». И снова с опозданием, когда уже выпущены в свет тысячи спецов, которые не владеют родным русским языком, эстетически бесчувственны, теоретически беспомощны и ни к каким абстракциям не приспособлены. Они «заземлены» по самую макушку и крутятся в жизни среди нескончаемых прагматических дел и забот. Это специалисты без идеалов, с очень ограниченным интересом к жизни.

Сейчас надо обязательно сказать, иначе осудят: конечно, не все у нас такие специалисты. Но они есть, и их немало. Юристы, которые не нужны, инженеры, которых не берут на работу, журналисты, которые не пишут, строители, которые не строят.

Так что гордиться нашим образованием приходится с большими оговорками. Впрочем, как и во всем. В тех же представлениях, в которых романтика вполне мирно уживается с прагматикой. Надолго ли?

Фотографии статьи
025-12.jpg
025-13.jpg