USD 106.1878 EUR 112.0200
 

Другая нефть?

Подготовлено по материалам «Парламентской газеты».



Работа нефтяников направлена на постоянное увеличение добычи углеводородного сырья. Было время, когда рост добычи достигался любым способом. Эпитет «хищническая» уже стал обязательным при описании добычи нефти.

Но сегодня владельцы нефтегазовых месторождений проявляют все большую ответственность за недра, за жизнь и здоровье людей. Нефтяные компании вкладывают немалые средства в новейшие технологии, позволяющие наращивать производство без вреда для месторождений и окружающей среды. Но правовые обоснования работы в столь сложной отрасли хозяйства, как нефтяная, к сожалению, пока несовершенны.

Обвинения нефтяников в незаконном предпринимательстве не выдерживают критики. Правоприменители необоснованно смешивают недропользование и предпринимательскую деятельность. Тема не нова. К ней не раз обращались российские ученые-правоведы.

Так, по мнению видного специалиста в области уголовного природоохранительного законодательства, автора комментариев к соответствующим разделам Уголовного кодекса доктора юридических наук Эдуарда Жевлакова, высказанному в его монографии «Уголовно-правовая охрана окружающей среды в РФ», добыча полезных ископаемых сверх установленного в лицензии объема может повлечь уголовную ответственность лишь в случае, если она повлекла за собой причинение значительного ущерба. При этом речь идет именно об ответственности за нарушение правил охраны и использования недр, а никак не за незаконное предпринимательство.

Профессор Наталья Лопашенко (один из авторов комментария к УК РФ под редакцией председателя Верховного суда России В. Лебедева) также относит соблюдение лицензионного порядка пользования недрами к правилам охраны и использования недр, уголовная ответственность за нарушение которых возможна лишь, если оно повлекло причинение значительного ущерба.

Между тем речь идет о случаях, когда ущерба недрам не причинено, добытая нефть отражается в отчетности, со всего ее объема уплачиваются налоги в бюджет. Кому же от этого плохо? В чем, наконец, заключается общественная опасность происходящего?

Вполне категорично высказался по данному вопросу заведующий кафедрой уголовного права и криминологии юрфака МГУ им. Ломоносова, член Научно-консультативного совета Верховного суда России Владимир Комиссаров. По его мнению, «за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии и за безлицензионное либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией, недропользование установлены различные виды ответственности. Действия, составляющие предмет лицензирования пользования участком недр, являются видами недропользования и не являются видами предпринимательской деятельности. Пользование недрами с нарушением условий лицензии является деянием, ответственность за которое предусмотрена Законом «О недрах» и ст.7.3 Кодекса об административных правонарушениях».

«Разработка месторождений полезных ископаемых с превышением уровня добычи сырья или с иными нарушениями лицензионных условий не может расцениваться как признак преступления, предусмотренного ст. 171 Уголовного кодекса (незаконное предпринимательство)», — констатировал В. Комиссаров (кстати, доктор юридических наук).

Так что, похоже, правоохранительные органы, когда начинают уголовное преследование нефтяников, мягко говоря, перегибают палку.

Сегодня нефть по-прежнему остается одним из главных источников средств для бюджетов всех уровней. И неудивительно, что складывающуюся ситуацию понимают и в руководстве страны. Понимая, что от уголовных дел нефти больше не станет, уже сейчас ведется активная работа по изменению существующей процедуры заключения и внесения изменений в лицензионные соглашения. На ряде месторождений уже введена система «авторского надзора», когда увеличение (или снижение) добычи контролируется автором проекта разработки. Чаще всего такой контроль осуществляют научно-исследовательские институты.

Министр природных ресурсов Юрий Трутнев обратился к Председателю Правительства Михаилу Фрадкову с предложением разработать новый порядок рассмотрения проектной и технической документации на разработку месторождений. По некоторым данным, правительство уже подготовило соответствующее распоряжение. Так что есть надежда, что вскоре нефтяники смогут вести нормальную работу без страха перед уголовным преследованием. Ну а пока...

Сегодня в России происходит заметное снижение темпов роста добычи нефти и газа. Вместе с тем спрос на «черное золото» в мире постоянно растет. В 2005 году он вырос на 1,3 процента, в 2006 году прогноз — 2,2 процента. С одной стороны, мировое сообщество заинтересовано в диверсификации поставок нефти в свои страны, это связано с экономической безопасностью. С другой стороны, Россия таким образом повышает собственное влияние на рынках развитых стран Европы и Северной Америки как надежный поставщик энергоресурсов. Кроме того, более тесная интеграция с мировой экономикой обеспечит как наполнение бюджета страны от экспорта нефти и газа, так и приток иностранных инвестиций.