Ногам бы вовремя договориться с головой...
Далее — аналогичной протяженностью маршруты для «массовиков», то есть для всех желающих. Но — вне зачета. Наконец, VIP-гонка на 2 км — соответственно, для «очень важных персон», представителей администраций Новосибирска и области, руководителей разных предприятий-организаций и т. д. Включая прессу. Мало того, на данной дистанции также разыгрываются призы. Сомнений не оставалось: бегу «двушку».
Однако... За приз бороться — значит когти драть по полной! И сомнения возникли вновь, стоило лишь откопать из-под завалов на балконе свои видавшие виды лыжи с их видавшими виды креплениями (увы, обзавестись иными вот уж много лет не доходят руки): а вдруг они попросту не выдержат какого-нибудь злобного усердия с моей стороны? И скажут — хрррр. В самый неподходящий момент. Ладно, отлыжим... отложим то бишь эту затею до лучших времен. И — в народ. В массовку. На «пятерочку». Там шибко усердствовать не надо — переставляй себе ноги, как бог на душу положит. Заодно себя проверяй: сколько там еще пороху в пороховницах? Как дышится? И что там говорят сомнительного свойства крепления?
Впрочем, знаю, что такое масс-старт, прежде доводилось участвовать в легкоатлетических кроссах — караул!!! Такая возня начинается! Прежде чем любители бега, перетолкав, перетоптав и перемесив друг друга сполна, растянутся по трассе и вздохнут свободнее. Вот и здесь подобный фикус-пикус. Только еще хлеще. Смотришь со стороны, как лыжи-палки сплетаются меж собой мудреным кружевом, как не успевшие прорваться вперед буксуют и падают, — забавно. Но вот в гущу событий попасть — удовольствие, надо полагать, сомнительное. Спрашивается: оно вообще... надо?
Сомнения слегка развеяли представители оргкомитета на пресс-конференции за два дня до старта. Главным образом, заверив: ныне при подготовке трассы учтены все предложения-пожелания участников общероссийской лыжной гонки прошлых лет. В частности, трасса стала шире. Сам стартовый коридор, так называемая горловина, — тоже. Посему битва за «свою колею» обещает быть на сей раз минимально суровой.
— Я бы вам посоветовал не бояться, — сказал Иван Ильин, заслуженный тренер СССР, главный судья соревнований, — элитная группа стартует отдельно, вас она точно не «переедет». А большинство участников масс-старта, как подтверждает практика, приходит сюда не добиваться каких-то результатов, не рекорды ставить — просто отдохнуть, подышать, прогуляться, ощутить себя причастными к большому празднику. Зачастую глядишь — идут с рюкзачком, с термосом. Или внук пятилетний по трассе на лыжах скользит, а рядом бабушка пешочком его сопровождает. Мы же на финише будем ждать всех до последнего участника, сколько бы ему ни понадобилось времени на преодоление дистанции. Никто не потеряется.
— Но реально ли за каждым уследить? Счет-то идет на тысячи...
— Участники поделены на группы, руководители которых несут ответственность за подопечных.
— А-а-а… за мной кто будет следить? И за всеми, кто «гуляет сам по себе»?
— За вами пойдут два снегохода. Кроме того, вдоль каждой дистанции будет стоять по десять контролеров, со всеми необходимыми средствами связи. Понимаем, что придут к нам люди в основном неквалифицированные, поэтому предусмотрели все по максимуму. Постарались выровнять трассу, убрать все сложные подъемы-спуски, овражки там разные…
Сомнений не оставалось: надо.
Трудно сказать, что за дерзкая сила двигала моей рукой, когда я, оформляя заявку на спортивный фестиваль, в графе «дистанция» самоотверженно вывела: «10 км». Для себя рассудив донельзя философски: где пять — там и десять. Ежели что — снегоход подберет. Нет худа без добра: заодно проверим, как там у них сервис поставлен... «С ума сошла?» — только и справились накануне коллеги. Не! Зна! Ю!
...Воскресенье, 5 февраля. На лыжную базу института ядерной физики, традиционное место проведения фестиваля, все активней подтягиваются сибиряки. А значит, согласно расхожему убеждению, лыжники. Много представителей старшего поколения. Еще больше — представителей младшего, этаких неуемных, шустрых и звонких. Умильное солнышко сполна проявляет великодушие: тепло. Воистину природа знает, чему потворствовать! Довольные лица. Бодрящая музыка. Цветные флаги. Палатки с чаем-кофе. Словом, праздник. Его открытие провозглашают с импровизированной сцены представители оргкомитета и власти, главным образом, начальник Западно-Сибирской железной дороги, президент областной федерации биатлона и лыжного спорта Александр Целько и мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Провозгласив, тотчас принимаются за экипировку: по регламенту, стартует спортивная элита, а затем — «випы». Ловлю на секунду мэра, такого же солнечного, подстать округе всей:
— Как настроение, Владимир Филиппович?
— Отличное настроение! И — большое желание побыть здесь со всеми вместе, самому прокатиться на лыжах.
— Вы готовились к этим стартам?
— Не сказать, что готовился, морозный был январь. Только в декабре два раза удалось встать на лыжи. Редко это бывает, но если позволяет погода, стараюсь, по возможности, выкроить время… Горными лыжами стал увлекаться. Три года, как их освоил.
— Успешно?
— Считаю, для любительского уровня — нормально.
Мэр пожелал всем участникам нынешней гонки, чтобы «то настроение, которое сегодня есть, сохранялось всегда». Плюс — удачи и крепкого здоровья. И заторопился на старт. «А ведь еще не поздно поменять решение, — думаю, глядя Городецкому вслед. — Может, все же с ними рвануть? Десять минут — и дело в шляпе. И за приз побороться можно. С другой стороны... если крепления откажут? Но самое обидное будет, если они выдержат, а сил в какой-нибудь решающий момент — раз!!! — и не хватит. А в масс-старте не надо ни с кем бороться — иди себе да иди… А… а…»
«Ба-бах!» — очередной стартовый выстрел. Пока я в стихийной круговерти дум переминалась с лыжи на лыжу, «випы» убежали в лес. И думать стало больше не о чем. Кроме как об оставшейся мне участи — вожделенных десяти километрах. Лыжные походы-прогулки доводилось, впрочем, совершать на расстояния куда круче. Но так... Как выше сказано, «с рюкзачком, с термосом». А вот пробежать означенную дистанцию без остановок и чая, не отвлекаясь на фотографирование елок и прочую лирику, со всеми подъемами-спусками и всей серьезностью намерений «испытать себя» — это ведь совершенно другая опера. Вперед? Вперед. И я доблестно передвигаю лыжи к линии старта, дабы его, чего доброго, не проворонить.
М-да... Линией такое исчадие геометрии назовет, пожалуй, лишь самый изощренный математик-сюрреалист. Впрочем, как вы хотели? Участники забега выстроились, по меньшей мере, рядов в пятьдесят. Дюже извилистых и немыслимо плотных. Пытаюсь протиснуться ближе к условной середине этого мега-муравейника. На передний фланг — бесполезно. Глухо! Старт в данном случае для всех един — кто «пятерку» бежит и кто «десятку». Далее эти группы разбегаются, но пока…
Выстрел. Рывок. И тотчас — «капкан». Представьте, что в час пик вы влезли каким-то фантастическим образом в автобус. Причем на лыжах. Вокруг вас полно таких же бедолаг, которые усердно пробуют сделать шаг, хотя бы муравьиный. Но, к своему ужасу, не могут. Ибо все скопом одновременно умудрились… наступить друг другу на лыжи. Разумеется, тем самым парализовав движение напрочь. Вот и мы стоим. Понемногу уходят первые ряды. Однако минула не одна минута, прежде чем автор этих строк реально двинулась в путь.
Самое веселое наступило следом. Народ еще не растянулся, не прошел, пожалуй, и километра, как — о! — нехилый подъемчик. И — одухотворенная галдяще-гикающая многотысячная компания принимается лезть в горку. При этом едва ли не каждый второй начинает пробуксовывать, дает задний ход либо просто падает, увлекая туда же кучу собратьев. Каков эффект? Карточный домик под внезапно налетевшим торнадо отдыхает! Словом, кто на масс-старте не бывал — большого цирка не видал.
Превеликое месиво продолжалось до тех пор, пока на одном из контрольных пунктов «постовой» не крикнул:
— Кто пять бежит — сворачивайте влево, остальные — прямо!
Грандиозный поток подался налево. «А ведь это… еще один шанс сменить дистанцию, — доходит до меня вдруг. — Теперь уж точно последний. Можно сократить. Сколько там еще пороху?» На сей раз, впрочем, раздумывать некогда, на принятие решения отведены тысячные доли секунды. Останавливаться нельзя — сметут подчистую. Да и самой себе было сказано: не стоять! Как там у Дольского? «...Лучше уж ползком, чем без движенья». Вот вы спрашивали — зачем такая пытка? Разумеется, в олимпийскую сборную большинству из нас путь заказан, но вот мастер-класс какой-нибудь житейски полезный трасса нет-нет да проведет. Вмиг отучит, например, считать ворон и взвешивать бесконечно долго разные «за» и «против», когда необходимо сделать выбор в оперативном порядке. Подчас единственно правильный выбор. Встречались вам такие ситуации в жизни? Еще неплохо бы научиться порой «отключать» наши бедные замученные головы. Чтобы они дали-таки ногам покой. И ноги сами приняли решение. Когда оно уместно.
Секундное замешательство. И... прямо? Прямо! Буквально десять метров в глубь леса — а там уже все иначе: никто никого не месит, не пинает. Свобода и тишина. Ибо на «десятку» пошли относительно немногие, тем самым спокойно рассредоточившись на трассе. Которая, в свою очередь, просто дышит и поет! И все твое существо на ней, доселе подуставшее средь заторов и «карточных домиков», оживает вновь. Открывается второе дыхание, третье, двадцать третье... Состояние легкого гипноза. Мозги «хромают». А ноги — делают. Сложнее всего, пожалуй, было преодолеть последний километр, когда, заприметив финишную черту, эти самые мозги всполошились и начали, словно дети, канючить: «Ну быстрей, быстре-е-ей…» Сбивая тем самым ноги с панталыку.
— Ну? Как ты? Жива? Как ощущение? — встретили меня на следующий день коллеги (не на финише, разумеется, — уже в редакции).
— Хм. Как? Да, в общем, ничего. Дышу. На полную катушку. И даже бегаю. Хотя-а... ощущение, будто всю ночь в одиночку с ротой солдат кикбоксингом занималась.
— Чем-чем?
— Кикбоксингом. Вид спорта такой. Там ноги задействованы...
Но в нем я, по правде сказать, полный профан. А насчет «Лыжни России» — позволю себе от имени участника внести еще одно маленькое пожелание: трасса поистине классная, но многотысячную толпу лучше пускать по ней в несколько заходов. Смех смехом, однако ведь небезопасно, когда куча людей летит с горы, маневрируя друг у друга перед носом острыми предметами. Такими, как лыжи и палки. А все остальное — здорово! Кстати, крепления выдержали...