Славкина бухгалтерия
По случаю внезапного повзросления единственного внука она даже перестала совать ему украдкой конфеты и шептать на ухо «примитивные» сказки, поскольку он их уже перерос.
А может быть, дело было совсем не в этом, а в том, что бабушка неожиданно сдружилась с Виталием Сергеевичем, соседом по лестничной площадке, овдовевшем в прошлом году, стала часто гулять с ним в сквере, а вместо проверки уроков теперь чаевничала с соседом на кухне. Славка задумался: куда записать начало взрослой самостоятельной жизни — в приобретения или потери?
Этот своеобразный тест придумала мама, когда на прошлой неделе обнаружила, что ее сынок совсем не радуется приближающемуся Новому году. Сначала она допытывалась, не тиранит ли кто Славку в школе, для надежности даже наведалась к классной, но убедилась, что с этой стороны все в порядке. Тогда встревоженная родительница заподозрила, что к мальчику пришла ранняя первая любовь, и стала осторожно расспрашивать про самых симпатичных, самых умных, самых талантливых девочек в классе. Поняв, что если и есть огонек любви в маленьком сердечке, то такой слабенький и невинный, что не мог стать серьезной причиной для уныния, успокоилась. Скорее Маша бегала за Мирославом, чем он за ней; делились жевательной резинкой, за руку ходили в столовую, ах да, танцевали медленный танец на дне рождения у Егора, вот и все, пожалуй.
Тогда-то мама и решилась на хитрость: попросила сына, ставшего взрослым человеком (смотри выше!), проанализировать уходящий год и расписать по разным столбикам собственные успехи и неудачи.
Справа столбик рос как на дрожжах. За лето у Славки пропали три футбольных мяча. У одного прямо во время игры вылезла «грыжа», и от следующего удара он просто взорвался, второй отобрали подростки, навешав «соплякам» как следует. А с третьим мячом произошла самая дурацкая история. В ожидании тренировки бесились с пацанами на зрительской трибуне спортивного зала и нечаянно закинули мяч на сетку, ограждающую потолочные лампы дневного света. Закинули, а достать не сумели. Жалко страшно. А главное — обидно, что дело даже не в обычном мальчишеском разгильдяйстве, а в том, что каждый из этих мячей Славка успел полюбить, за каждым из них был свой «послужной список» взятия вражеских ворот.
Особенно досадно было из-за последнего мяча, аргентинского. Если Ромка не врет, стоил мяч больше тысячи рублей. Ромка, Ромка... Его папа — большой человек на компьютерном рынке, зарабатывает приличные деньги. И Ромка всем приятелям дарит в дни рождения такие подарки, какие собственные родители порой подарить детям не могут.
До недавнего времени Славка с Ромкой и Кириллом были троицей не разлей вода, а теперь что-то разладилось. Ромка, прежде старавшийся одеваться поскромнее и держаться, как сказала бы мама, демократично, вдруг решил, что его материальное положение позволяет ему стать лидером в классе. Может, его бабушка тоже начиталась педагогической литературы и решила, что в семь лет человек взрослеет, во всяком случае, каждый день Ромке на карманные расходы стали давать то триста, то триста пятьдесят рублей. Парень он в общем-то не жадный, и раньше, случалось, угощал всех в классе, но теперь стал целенаправленно «подкармливать» тех, кто ему подпевает. Вскоре вокруг него собралась теплая компания, в которую Славка не попал из-за своего ершистого, по маминому выражению, характера.
Как всегда причиной войны становится маленькое недоразумение, так конфликт между Славкой и Ромкой разгорелся из-за обычного спора на футбольной площадке. Кто нарушил правила, кто виноват... Вроде и не сильно повздорили, но на следующий день Славка, придя в класс, обнаружил, что стал персоной нон грата. Ромкины подпевалы цеплялись к нему по разным мелочам, а сам Ромка стоял у окна и молча наблюдал за этим. Худшее случилось после уроков, когда эта компания подкараулила Славку на выходе из школы. Сначала Андрюха произнес что-то обидное, и Славка схватился с ним. Дрюня был слабым противником, и бой закончился быстро. Затем на арену вышел Илья. Потом Колька. Славка дрался с тремя по очереди, чувствуя, что силы тают. Четвертую схватку он проиграл под дружный смех одноклассников. Обиднее всего было то, что среди хохочущих оказался и Кирилл, лучший друг с младшей группы детского сада. Потом все как-то забылось, жизнь вошла в свое русло, но отношения с бывшими приятелями не наладились. В очередной раз пережив горечь обиды, Славка решительно записал Ромку в список потерь. Вписать туда же и Егора рука не поднялась — потерять двух друзей за один год было выше его сил. Славка решил дать Кирьке еще один шанс.
Если бы Славка был постарше, он, наверное, записал бы в колонку приобретений бесценный жизненный опыт, полученный в первых боях, но он еще не освоился в роли взрослого человека и найти положительное в случившемся с ним не сумел. Он еще раз глянул на правую колонку и вздохнул. Оставшегося в ней места как раз хватит, чтобы честно рассказать про постыдную историю в гардеробе, когда, не думая о последствиях, трое пацанов, и среди них Славка, почистили карманы всех курток и пальтишек. Ромка с компанией всю перемену объедались конфетами, купленными в буфете, а им, «неимущим», пришлось лапу сосать. Вот и решили стать «имущими». Мама огорчилась ужасно. Если раньше она говорила, что худшая черта в человеке, это привычка привирать, и Славке она перманентно была свойственна, то теперь выяснилось, что есть грех пострашнее. Семейный разговор в тот вечер вспоминать не хотелось. Славка снова вздохнул и написал справа: «Я — вор». А потом переместился в левую колонку и так же твердо вывел: «Я больше никогда не возьму чужое». Потом подумал и приписал: «И постараюсь не врать».
Вот если бы Славка был маленький, он обязательно в число приобретений записал бы и новенький ранец, и Турмана, так звали щенка, получившего имя в честь любимой Славкиной группы «Уматурман», и еще что-нибудь, но ведь он уже взрослый, и достижения должны быть соответствующие.
В эту минуту зазвонил телефон: Игорек спрашивал, пойдет ли Славка на тренировку. Точно! Тренер просил не пропускать ни одного занятия, ведь в первые дни января они, впервые в Славкиной жизни, всей командой поедут на настоящие соревнования. Скорей бы новый год! Скорей бы турнир! Может, победа и не улыбнется, но свой фирменный удар — находясь спиной к воротам, через голову послать мяч точнехонько в «девятку» — Славка обязательно продемонстрирует.
Когда мама вечером нашла листок со Славкиной «бухгалтерией», в скудной левой колонке ниже обещаний не воровать и не врать, и еще двух сыновьих козырей — математики и шахмат, она увидела выведенное крупным шрифтом: ФУТБОЛ. А еще ниже: «С Новым годом, мамочка!»