Врачи в роли продавцов
При этом важно создать у пациента позитивный настрой всерьез разобраться со своей болезнью. Но что получается на деле? Оказывается, врачи... не умеют быть продавцами.
Это выяснилось в результате исследования, проводившегося на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Новосибирского медицинского университета. Студенты старших курсов провели анкетированный опрос специалистов терапевтического и хирургического профилей. Затем эксперты-клиницисты проанализировали собранный материал с точки зрения медицинского права. Выяснилось, что далеко не всегда позиция человека в белом халате соответствует позиции продавца.
Часто врач не умеет завоевать доверие пациента. Соответственно, ему не удается убедить больного полечиться должным образом. Это неумение, как утверждают эксперты, «врач нередко прячет за демонстративной мотивировкой ненужности общения с пациентом». Врач попросту надеется: «Ко мне и так придут». Он объясняет ситуацию так: «Я хороший специалист, а все эти задушевные беседы с пациентом совершенно ни к чему», «Мне некогда этим заниматься, нужно работать», «Уговаривать пациентов — дело администрации».
Подобные установки в условиях рынка медицинских услуг приводят либо к отсутствию пациентов, либо к частым конфликтам, которые реализуются в претензиях на качество лечения и в судебных исках. Накопленный опыт, по утверждению экспертов, говорит о том, что конфликты, связанные с неумением общаться с пациентом и завоевывать его доверие, возникают в настоящее время гораздо чаще всех остальных.
Добавим, что неумение общаться, а может быть, и просто пассивная позиция врача проявляются не только в тех случаях, когда надо предлагать платные медицинские услуги. Вероятно, еще чаще это встречается все же в бесплатной медицине. И откуда же «ноги растут» у этого, в данном случае не совпадающего с рыночными отношениями, менталитета? Наверное, растут они издалека — из отношения к профессии и из того, что можно назвать «недопрофессионализмом». А вовсе не только из неумения быть продавцами. Если врач замыкается в себе, если он не умеет общаться с больным и в результате оказывать свою помощь, пациент вправе усомниться, может ли он полноценно лечить людей.
Ведь еще с древности известна заповедь медицины: сам врач — главное лекарство.