Кредо сегодняшнего студента: учиться и работать, работать, работать
Она уже успешно сдала сессию, и… вместо того, чтобы отдохнуть у родительского очага, оттянуться, как выражаются ее ровесники, с друзьями или поваляться на диване с книжкой, как это было характерно для студентов моего поколения, снова заступила на «боевой пост». У детей-то каникулы уже закончились!
Несмотря на свой достаточно юный возраст и отсутствие диплома, Аня работает педагогом английского языка в гимназии № 11. Мы спросили Аню о том, что она думает о сегодняшнем студенчестве.
— Думаю, что я не ошиблась, выбрав вуз с очно-заочной системой обучения. Это оптимальный вариант, поскольку есть время не только на то, чтобы учиться, но и работать, причем не подрабатывать, а полноценно работать. Если ты хочешь поскорее попробовать себя в профессии, это твой шанс. У нас в группе восемнадцать девчонок, из которых только человек пять-шесть не работают. Одни устроились официантами в кафе или кассирами в магазинчики, а другие, в их числе я, выбрали работу по будущей специальности.
Сегодня никому не хочется сидеть на шее у родителей, тем более, что они и так потратились, помогая своим детям оплачивать учебу. К примеру, этим летом мы побывали на стажировке в Лондоне, пообщались с носителями языка, это было здорово и, конечно, это очень важно для нашей профессии. Если бы папы и мамы не задействовали все свои «резервы» и не взяли кредиты, вряд ли бы сами студенты смогли оплатить эту поездку. А увидеть мир хочется. И язык знать на хорошем уровне — тоже.
Не спорю, у «дневников» есть свои плюсы. Можно больше общаться с преподавателями, если что-то непонятно, посетить дополнительное практическое занятие или прийти на консультацию к педагогу, а тут ты многое должен уметь делать сам. Но при всем этом, по-моему, чистым теоретикам потребуется в дальнейшем немало времени на то, чтобы получить практические знания и навыки. Этому книжки не научат. Но и чистая заочка, на мой взгляд, тоже не лучший вариант. После школы, где тебе все «разжевывали» и «складывали в ротик», тяжело сразу привыкнуть к абсолютно самостоятельной работе. Вот второе высшее получать заочно, это другое дело. Так что, мне кажется, я выбрала оптимальный вариант. Конечно, очень устаешь. Но это тот редкий случай, когда цель действительно оправдывает средства.
Те ее однокашники, кто рискнул и пошел работать в школы, о своем выборе не жалеют, а о тех, кто не отваживается второй раз в жизни переступить школьный порог, но уже в новом качестве, Аня говорит, что чаще всего они пока не уверены в собственных силах. Или опасаются встретить недоверие со стороны опытных преподавателей. Есть и другие страхи и сомнения. Как примут дети? Каких-то два-три года назад они сами были школярами и отлично помнят, какие занозистые и ершистые встречаются ученики и как непросто иному учителю завоевать авторитет.
— Мне в этом отношении очень повезло. Весь коллектив одиннадцатой гимназии во главе с ее директором Сергеем Ивановичем Бегуновым встретил меня и моих таких же молодых и неопытных коллег очень тепло. Старшие товарищи проявили такое рвение, помогая нам в освоении профессии и вживании в педагогическую среду, что уже спустя несколько недель мы чувствовали себя очень комфортно и уверенно. А главное, мы знали, что если только возникнет какая-либо проблема, нам тут же помогут решить ее наши высококвалифицированные коллеги. Причем мягко и доброжелательно. Я очень благодарна всем учителям за это.
Они не знают старых студенческих песенок и побасенок. Ну хотя бы про то, что «от сессии до сессии живут студенты весело» или вот эту: «Пускай поработает дядюшка-трактор, а мы полежим на зелененькой травке». Зато у них уже есть совершенно четкая цель в жизни. Да и толстые вузовские учебники они терпеливо листают не затем, чтобы на экзамене не засыпаться, а чтобы найти ответы на вопросы, возникающие у них каждый день в процессе живой работы. Для них нет проблемы соединения теории с практикой.
— Конечно, жесткий график, в рамки которого загоняют себя все работающие студенты, очень изматывает, — говорит Аня. — Но если вы вкладываете душу в любимое дело, то усталость как рукой снимает, когда вы видите результат своей работы — счастливые лица девчонок и мальчишек. Я никогда не думала, что с самыми маленькими в начальной школе окажется так сложно. С ними все время нужно играть, постоянно придумывать что-то новенькое, переключать их внимание с одного на другое. А иначе они заскучают и потеряют интерес. Зато если увлекутся, прицепятся к тебе, как колючки, и не отпустят. Да и сама идешь в класс и представляешь: вот сейчас откроется дверь, и увидишь их веселые глазки.
Можно было не сомневаться, что та заработная плата, которую государство определило педагогам-студентам, кажется, мягко говоря, недостаточной. Но в отличие от старшего поколения, в большинстве своем пребывающего в пессимизме, они искренне верят, что таким положение долго оставаться не может. Что государственные мужи прозреют и обратят свой благосклонный взор на бюджетников. Ведь их работа так важна!
Мы спросили Аню, что бы она пожелала всем студентам в Татьянин день, и она сказала: «Дерзайте! Идите к поставленной цели и ни в коем случае не обращайте внимания на маленькие неудачи. Без них было бы скучно жить. И не было бы настоящих побед».
На снимках: Анна Гагина; такой подарок своей учительнице сделали на Новый год ее самые маленькие ученики.