USD 102.5761 EUR 107.4252
 

В то время вокзал кишел чумазыми бегунками

Александр АГАЛАКОВ.



Первый милицейский коллектив, инспекция по делам несовершеннолетних Дзержинского РОВД Новосибирска, принял молодую сотрудницу хорошо. Возглавлял тогда отдел Владимир Петрович Нестеров, ныне полковник милиции в отставке. В «Дзержинке» Чернавина прошла хорошую школу жизни, ведь доводилось общаться и с коллективами преподавателей всех уровней (школ, училищ, техникумов), и с администрациями предприятий, и с работниками отдела образования, комиссии по делам несовершеннолетних. И в то же время приходилось работать с неблагополучными семьями, злоупотребляющими спиртным, и трудными, подчас больными детьми.

Любовь Николаевна вспоминает такой случай. На улице Коминтерна жила пьющая многодетная семья Егоровых (фамилия изменена).

Посещая ее раз за разом, инспектор Чернавина наблюдала, как все меньше становилось дома мебели, пропиваемой жильцами, как все больше деградировали родители. И она стала бороться за подопечного десятилетнего Костю, обучавшегося во вспомогательной школе № 53.

Мальчик рос неуправляемым, нервным, жил в интернате, навещая родителей, которые смотрели на происходящее мутными глазами. Его обижали в школе, дома, на улице, он был такой озлобленный. И не нашлось ни педагога, ни психотерапевта, чтобы снять эту агрессию.

Любовь Николаевна стала приглашать Костю в опорный пункт на беседы, где речь шла о том, что он человек и должен уважать себя.

Что болеют все люди, только у кого-то болит желудок, у кого-то голова, а у него просто больные нервы, а насмешки — это удел недалеких людей. Костя поверил инспектору, она оказалась единственным человеком, который его понимал. После шести лет работы с Костей на празднике 8 Марта случилась трогательная сцена: Костя подарил инспектору букет гвоздик, чем сильно ее удивил. Еще накануне Любовь Николаевна ссужала его деньгами, чтобы тот сфотографировался на паспорт. А тут такой роскошный подарок от неимущего и гонимого ребенка. Этот букет — настоящая победа в борьбе за человека. И не единственная победа. Совсем недавно на остановке городского транспорта кто-то спросил Любовь Николаевну: «Вы меня не помните?» Обернулась — это Евгений Л., который вместе с братом Виталием жил с пьющей матерью и готов был ступить на скользкую дорожку криминала. Почти семь лет борьбы, и, стараниями Чернавиной, не соскочил. Теперь у братьев приличные семьи, хорошая работа. Это ли не результат?

Милицейская работа в разных обстоятельствах требует известного мужества от любого сотрудника, а иногда и риска. С неохотой вспоминает Любовь Николаевна о том, как после приема граждан поздно вечером от опорного пункта с улицы Приисковой (рядом с СИЗО) провожал ее рецидивист с тесаком в рукаве, как подкарауливали хулиганы, готовые использовать лыжные палки в качестве дротиков и копий, как пьяный родитель подопечного гнался по частному глухому переулку. Того родителя мигом определили на 15 суток — двор в РОВД подметать, после чего «дворник поневоле» свою неправоту осознал и даже на время бросил пить.

В 1993 году в работе Любови Николаевны наметилась очередная перемена. Ей предложили возглавить отделение по делам несовершеннолетних (ОДН) в линейном ОВД на станции Новосибирск. Новое сложное дело не испугало, хотя специфика работы ОДН на транспорте в корне отличается от организации этой работы на территории. Если участковый инспектор, обходя семьи, еще может предупредить детскую неустроенность и приструнить разбушевавшегося дебошира-отца, то на вокзале или в электричке сотрудник транспортной милиции сталкивается с уже закоренелыми малолетними бродягами, бегущими куда глаза глядят от пьющих родителей, от боли и насилия в школе, на улице и дома. В то время вокзал Новосибирск-Главный кишел чумазыми бегунками, число которых резко возросло в перестроечное время. В день обрабатывали до 20 детей, каких принимал единственный приемник-распределитель для несовершеннолетних. Ни одного приюта в городе не было! Доставленные в ИДН и затем направленные в приемник-распределитель подростки вновь и вновь возвращались в дьявольскую вокзальную карусель, зачастую становясь объектами преступных посягательств и жертвами нелепых трагедий.

Вот Миша Б., сбежав из-под казенной крыши, постоянно ночевал возле вокзальных баков с пищевыми отходами из ресторана, попрошайничал и подворовывал, пока не оказался в местах лишения свободы. Еще одного постоянного вокзального визитера мальчики постарше увезли в Калининский район, где в ходе ссоры столкнули в колодец с кипятком. Замерз в пустом вокзальном киоске третий маленький бедолага... Пропал без вести постоянный «клиент вокзала» 9-летний алкоголик Дима П. родом из поселка Горного Тогучинского района. Деградировавший ребенок постоянно сбегал из детского дома и не мог говорить, предварительно не опохмелившись и не покурив. А двое братьев-токсикоманов, при попустительстве родителей дорвавшись как-то до цистерны из-под бензина, упали на дно и задохнулись. В инспекцию пришел их отец с кульком конфет: «Помяните моих детей...» Всех этих несчастных Любовь Николаевна помнит поименно, потому что они проходили не только в сухих сводках и записях — они все прошли через ее сердце.