Работы стало больше
— Закон о местном самоуправлении, — рассказывал Лавринович, — который значится за номером 131, предписывает нам решать многие вопросы. Дороги теперь наши, водопровод наш и многое другое. Только успевай поворачивайся.
Бывший совхоз, а теперь это СПК «Колхоз «Тебисский», сильно ослаб. Когда-то держал более четырех тысяч голов крупнорогатого скота, осталось шестьсот голов. Как прожить селянину? А очень просто. Подсобное хозяйство выручает. Нет двора, в котором было бы меньше трех коров, обычно пять-шесть. Есть и «рекордисты». Лавринович называет фамилию одного из них. Держит более сорока голов крупнорогатого скота, из них 30 — коров.
Только на центральной усадьбе у населения 28 тракторов: МТЗ-28, МТЗ-50. И больше никто не ждет, когда сено накосит совхоз: едут дружно на луга, будто бы живут единолично.
Но процесс не пошел бы сам по себе. Продукцию надо закупить, получить за нее денежки. В Усть-Таркском районе, к примеру, безраздельно владычествует омская фирма, которая понастроила по деревням и селам молокоприемные пункты: холодильник, аппаратуры для определения жирности, чистоты молока.
У Лавриновича это вызывает раздражение.
— Пустили козла в огород, — говорит он. — Ведь молоко везут в соседнюю область. А нам это зачем?
В Чановском районе пошли по иному пути: закуп молока ведут предприниматели — около тридцати человек. Район быстро стал лидером в области и по-прежнему удерживает первенство. Это и не мудрено: повозка с приемщиком останавливается у каждого двора. Коли есть излишки, быстро неси их для сдачи. А местная власть осуществляет контроль за ценами, хотя и этого порой делать не нужно: конкуренция настолько сильна, что каждый предприниматель озабочен одним — как бы привлечь на свою сторону побольше молокосдатчиков, как заинтересовать их. А сделать это можно только одним путем — повысив закупочную цену.
Лавринович считает, что главная его надежда и опора — это депутаты, десять человек. Они активны, исполнительны, потому что все, как один, самовыдвиженцы. Сами пожелали работать на благо людей, никто насильно не тянул, никто не заставлял.
В ауле Тебис народным избранником стал управляющий отделением Тимерган Сунгатулин. Человек золотой, просто незаменимый, ну хотя бы потому, что аул свой любит до самозабвения. По его инициативе в населенном пункте была защебенена одна из улиц.
— Забыл вот только, как она называется, — морщит лоб Лавринович. — А еще загородили кладбище. Мусульмане к этому вопросу относятся очень трепетно, чтят своих предков. Решает управ и всякие мелкие вопросы, когда дело касается вывозки сена, дров, в первую очередь для тех, кто нуждается в помощи со стороны власти: престарелых людей, ветеранов труда, пенсионеров.
В Тебисском сельсовете трудно купить корову, коня — надо встать в очередь и долго ждать, потому власть тоже иногда вмешивается в этот процесс, становясь на сторону слабых и сирых.
Надежный человек у Лавриновича и в поселке Танчик — тракторист Начбар Альдубаев. Это он сделал ямочный ремонт дороги, которая проходит по населенному пункту. У котельной несколько лет лежала гора шлака, и никто не знал, что же с ней делать, пока Начбар не вышел с инициативой перевезти его на дорогу, выровнять ее, и теперь с гордостью говорит Олег Геннадьевич: по Танчику хоть боком катись. И мусульманское кладбище тоже привели в порядок, огородили, и люди довольны: местная власть постаралась, спасибо ей.
А центральную усадьбу Лавринович взял на себя и привлек к себе в помощники председателя сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз «Тебисский» Сергея Самойлова.
Колхоз хотя и ослаб в последние годы, но техники у него еще много, а без нее как же защебенить дорогу. Сделать ямочный ремонт — тракторы, автомобили требуются каждый день. Лавринович мечтает о том, когда же это будет в собственности муниципального образования, но до этого пока далеко, и надо выкручиваться, находить общий язык с руководителями колхоза.
Между прочим, активно используется и колхозная пилорама, через которую пропускают местный лес — осину и березу. В Танчике сделали ремонт клуба, то же самое было и в ауле Тебиссе. Не забыт и отдаленный поселок Приомский, до которого от центральной усадьбы двадцать верст.
Но самая главная работа, которую провели депутаты Тебисского сельсовета — это дорога, связавшая автотрассу «Байкал» с центральной усадьбой. Протяженность невелика — семь километров. Но что это были за километры: люди и по сию пору вспоминают с содроганием. Сплошные ямы да ухабы: зимой еще кое-как выбирались в цивилизованный мир, а вот уже летом да в распутицу связь с ним надолго прерывалась.
— Нам ни о чем забывать нельзя, — назидательно говорит Лавринович, — потому что мы власть, и на нас смотрят люди. Справляемся ли, не бьем ли баклуши? И мы стараемся угодить нашему самому главному хозяину и повелителю — нашим людям.