USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Социально-культурные традиции Новосибирска

И. ЦЫПЛАКОВ. Кандидат исторических наук.



Поселку шел пятый год, а в нем по инициативе инженеров-путейцев, учителей и врачей был организован драматический кружок, который ставил спектакли, давал концерты, проводил музыкальные и литературные вечера. В 1916 году один из первых руководителей кружка, профессиональный актер Георгий Александрович Соколов, организовал любительский театр.

Кинематографист Федот Фадеевич Махотин (1871—14.12.1923), создатель в 1908 году электротеатра, ввел в городе традицию — в дни знаменательных событий каждому пришедшему в кинотеатр вручали на память вместе с билетом фотографические портреты великих людей (снимок в рост): в сентябре 1910 года — актера Макса Линдера, Александра Сергеевича Пушкина — к 110-летию со дня рождения, Льва Николаевича Толстого — на смертном одре в декабре 1910 года, Михаила Васильевича Ломоносова — в 200-летие со дня рождения, и т. д.

Директор реального училища Григорий Антонович Бутович организовывал ежегодные гимнастические вечера, устраиваемые воспитанниками училища. Вот, например, как проходил такой вечер 9 февраля 1917 года. При полном зале посетителей было продемонстрировано три вида групповой гимнастики. По желанию зрителей повторялось исполнение балета «Игра в лошадки». В конце представления зал устроил овацию преподавателю гимнастики реального училища Ф. И. Покорному.

Ф. Ф. Махотин в апреле 1914 года снял гимнастический праздник реального училища на пленку и показал ее вечером в тот же день. Такой возможностью в тот период ни один город Сибири больше не располагал. Тогда же было положено начало кинохронике города. 17 июля 1928 года вышел первый номер киножурнала «Сибирь на экране».

В Новосибирске стало традицией чтить выдающихся людей России, земли Сибирской, мирового сообщества и знатных земляков, оставивших заметный след в судьбе города, отмечать их юбилейные даты и важнейшие события отечественной и мировой истории.

19 февраля 1911 года город отмечал 50-летие отмены крепостного права в России. На базарной площади состоялся молебен и парад военных частей, полицейских отрядов и пожарных дружин.

26 августа 1912 года проводилось празднование «100-летие Отечественной войны и народной славы». На городской площади состоялся молебен и войсковой парад, а вечером в зале реального училища прошло торжественное заседание Городской думы с участием общественности города.

В этот период Городская дума принимает решение о создании в городе музея Отечественной войны и памятников: генерал-фельдмаршалу, светлейшему князю Михаилу Илларионовичу Кутузову-Смоленскому и государю императору Александру II.

Город всегда доброжелательно встречал знаковых людей страны: руководителей государства, общественных деятелей, выдающихся авиаторов, полярников, космонавтов, олимпийцев, писателей, художников, артистов и т.д.

Для примера исторический факт. Когда в августе 1906 года город посетила знаменитая певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева, исполнительница романсов и русских песен, горожане, встречая на вокзале, засыпали ее цветами. А для ее концерта на углу Сибирской улицы и Кабинетской (ныне Советской) на пустыре, засаженном деревьями, соорудили летнюю эстраду со скамейками и оградой. Позже этот летний сад назвали Альгамброй.

Интересно проводились вечера выдающихся русских писателей — это вошло в традицию, которая долго сохранялась. К выступлению на вечерах привлекались представители местной интеллигенции, ученые из других городов Сибири и из центра России. На встречах высказывали свои взгляды люди разных политических ориентаций, научных и художественных школ.

В 1917 году три учителя Ново-Николаевска были отмечены высокими наградами России. Среди них первый штатный учитель будаговской школы Николай Васильевич Козлов, который был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени.

Новониколаевцы, а затем и новосибирцы стремились увековечить имена выдающихся писателей в названиях улиц, учреждений культуры. В городе 112 улиц названы именами деятелей культуры и искусства, в том числе: 76 улиц — именами поэтов и прозаиков, 13 — композиторов и музыкантов, 15 — художников и архитекторов, 8 — артистов и режиссеров.

В 1904 году, в день смерти Антона Павловича Чехова, его именем назвали публичную библиотеку, 21 января 1910 года, в день 50-летия со дня рождения, провели большой праздничный вечер его творчества.

В 1906 году, в связи с 20-летием со дня смерти Александра Николаевича Островского, был поставлен спектакль «Без вины виноватые», заслушан доклад о творчестве и к его скульптуре, установленной на сцене, под звуки оркестра возложены венки. 13 апреля 1923 года, в связи со 100-летием со дня рождения драматурга, сделали сообщение о жизни и творчестве и поставили акты из спектаклей «Бесприданница» и «Лес».

7 июля 1907 года, в день 50-летия литературной деятельности Л. Н. Толстого, из Ново-Николаевска в Ясную Поляну была послана телеграмма: «В день 50-летия литературной деятельности шлем наш огромный привет из далекой Сибири великому маститому художнику, мыслителю земли, слова которого — бессмертный голос совести народов. О нем вспомнят потомки тех веков истории, когда война между людьми исчезнет с лица земли. Привет великому учителю». 7 ноября 1910 года, в связи с кончиной Льва Николаевича, народной библиотеке в Закаменском районе присвоено его имя. Софье Андреевне Толстой направлено соболезнование: «Ново-Николаевское общество народного образования выражает свою глубокую скорбь по поводу кончины великого русского мыслителя и человека Льва Николаевича. Желает Вам бодрости и сил пережить эту неизмеримо тяжелую для Вас и всего человечества дорогую потерю. Умерло тело, но дух и гений Льва Николаевича будут жить вечно в сердцах людей».

2 ноября 1909 году в Ново-Николаевскую городскую думу обратились учителя городских школ с ходатайством о выдаче необходимых средств на устройство для учащихся праздника в память 100-летия со дня рождения поэта А. В. Кольцова (1809 — 1842). Принимая во внимание высокое воспитательное значение этого праздника, Городская дума выделила 100 рублей.

И еще один исторический факт: как сибиряки откликнулись на смерть знаменитой личности — Петра Алексеевича Кропоткина (1842 — 1921). Новониколаевский горуездисполком принял решение о присвоении его имени одной из улиц города, а газета «Советская Сибирь» 10 февраля 1921 года на первой странице опубликовала некролог «Умер Кропоткин» без подписи. Думаю, характеристика, данная ему, и сегодня представляет интерес для новосибирцев.

«В мировом революционном движении второй половины XIX века, подготовившем великую социальную перестройку нашей эпохи, он представлял одну из наиболее ярких, интересных и красочных фигур. Родовитый русский князь, казачий офицер, талантливый географ, смелый путешественник, блестящий писатель, выдающийся революционер, глава европейского анархизма, он прошел много ступеней, испытал много положений, но всегда и везде оставался большим человеком и смелым борцом за права угнетенных и обиженных.

Мы во многом, в очень многом расходились и расходимся с Кропоткиным. Мы иначе, чем он, представляем себе конечные цели, к которым стремится великое движение, охватившее в наши дни весь мир. Мы иначе, чем он, понимаем пути и средства, которые должны обеспечить этому движению победу. При жизни Кропоткина мы не раз долго и горячо спорили с ним и его сторонниками по вопросам идеологии, программы и тактики. Порой эти споры принимали острый и резкий, почти враждебный характер. Но даже в моменты самой ожесточенной полемики мы никогда не забывали, что перед нами великий дух, инакомыслящий, но революционный.

Теперь Кропоткин мертв. Великий дух угас, одна из наиболее ярких фигур XIX столетия отошла в прошлое. И перед раскрытой могилой старого революционера мы, его идейные противники, невольно обнажаем голову, потому что, несмотря на все свои заблуждения и ошибки, Кропоткин всегда был и до последних дней остался храбрым солдатом на войне за освобождение человечества от ига политической и социальной тирании».

В наши дни, пожалуй, мало кто вспомнит, а по какому поводу мы флаги приспускали или скорбили о ком-либо. Многие лидеры уходят оплеванными. Юбилейные даты людей и событий полезны тем, что дают возможность оценить современное состояние общества в той или иной сфере в сравнении с прошлым периодом. Понять, где и как выдерживается заданный прежде уровень, где и что утратили и, главное, что надлежит делать.

Город на протяжении всей своей истории отмечает юбилеи писателей, художников, крупных ученых, общественных и государственных деятелей. Даже в годы Великой Отечественнной войны отмечались 125-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева (1943), 100-летие со дня смерти Ивана Андреевича Крылова (1944), 75-летие со дня смерти Константина Дмитриевича Ушинского (1944), 125-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского (1945).

К сожалению, начиная с 80-х годов прошлого столетия, эта традиция угасает. За 20 последних лет город привлек всеобщее внимание в день столетнего юбилея к пяти именам: режиссера Веры Павловны Редлих, полководца Георгия Константиновича Жукова, ученого Михаила Алексеевича Лаврентьева, музыковеда Ивана Ивановича Соллертинского, государственного деятеля Алексея Николаевича Косыгина.

Конечно, сегодня в обществе многое изменилось. Жизнь течет совсем по другим законам, чем раньше. Сейчас можно сесть к компьютеру, зайти в интернет и получить достаточно полную информацию и о городе Новосибирске, его истории и о других городах и странах, а главное, о людях, их идеях и творчестве. Можно прочитать в интернете самую свежую статью в журнале или газете, принять участие в дискуссиях по животрепещущим темам общественной жизни, обменяться сообщениями с коллегами в городе, стране, мире. И, что важно, новосибирцы оказались одними из первых в стране, кто стал развивать вычислительные и сетевые технологии. Прогресс в этой области серьезно продвинули разработки академиков Андрея Петровича Ершова, Гурия Ивановича Марчука и др.

Наш город, пожалуй, единственный в азиатской части России, в котором поддерживаются и сохраняются традиции научной деятельности, — преемственность знаний и методов исследования.

В январе 1925 года было создано Сибирское научно-исследовательское общество, в 20-е годы и начале 30-х годов стали создаваться научно-исследовательские организации, проводившие разработки по биологии, медицине, химии, геодезии, педагогике, транспорту, экономике и др.

В начале 1942 года был создан Комитет ученых для решения важнейших оборонных проблем во главе с выдающимся представителем российской науки Сергеем Алексеевичем Чаплыгиным, имя которого носит одна из городских улиц.

21 октября 1943 года в Новосибирске был создан Западно-Сибирский филиал АН СССР, а по предложению отечественных ученых академиков Михаила Алексеевича Лаврентьева, Сергея Алексеевича Христиановича и Сергея Львовича Соболева постановлением Совета Министров СССР от 18 мая 1957 года — Сибирское отделение Академии наук СССР.

«Здесь, — как подметил президент Франции Шарль де Голль, посетивший Новосибирск в 1966 году, — нашло свое смелое выражение сочетание современного ума и традиций». Здесь родилось немало ценных и смелых инициатив, многие из которых были подхвачены в других городах страны и за ее пределами.

На предприятиях, в организациях и учреждениях города родилось немало добрых трудовых традиций, которые поднимали социальную ценность и авторитет труда, содействовали развитию соревнования за повышение производительности, культуры производства, качества продукции.

Новосибирцы одними из первых в России откликаются на интересные предложения и инициативы. Так было в 20-е годы, когда вслед за всесоюзным конкурсом на лучшего красного директора предприятия в Ново-Николаевске 28 марта 1923 года был объявлен конкурс на лучшего учителя в сибирском масштабе. Так было и в последующие годы, когда организовывались конкурсы рабочих и инженеров на звание «Лучший по профессии».

В последнее время власти области и города Новосибирска стремятся возродить все разумное. Традиции придают устойчивость развитию и обеспечивают связь времен.

В июле — августе 1922 года в Ново-Николаевске зародилась идея шефства города над деревней. Губком РКП(б) прикрепил тогда 33 городских партячейки к 45 деревенским ячейкам Ново-Николаевского уезда. Дело это разрослось и вылилось в явление примечательное, социально значимое. Шефство широко распространилось по стране, стало традицией, существовавшей в различных формах до 90-х годов XX века.

Вот факт истории. 1 мая 1923 года в Ново-Николаевске проходит торжественное заседание горсовета с представителями партийных, советских, профсоюзных и военных органов и делегатами от крестьян Ново-Николаевской губернии, посвященное 1 Мая:

«Под нескончаемый гром апплодисментов делегаты от рабочих подносят крестьянам в знак тесного братского союза плуг, косу и грабли, а делегаты от крестьян передают рабочим сноп колосьев и заявляют, что крестьяне знают и помнят, что без поддержки городского пролетариата, без тесного с ними союза не восстановится и не будет прогрессировать сельское хозяйство, не окрепнет экономическая и военная мощь рабоче-крестьянской республики».

В 20-е годы заметный размах получило культурное шефство над Красной армией и флотом, творческое содружество между деятелями искусства и рабочими. Эта славная традиция с тех пор сохраняется на взаимном уважительном отношении искусства города и армии, художественных коллективов и предприятий Новосибирска.

При любых поворотах истории развития города он не замыкался только в рамках внутригородских проблем. Его волнуют и интересуют любые события, происходящие в стране и мире. Он активно откликается на драматические и трагические события в жизни общества. В традиции города помогать людям.

Факты из летописи города:

7 июня 1906 года жители Ново-Николаевска пожертвовали в пользу политических арестованных, заключенных в Александровском централе, 26 руб. 76 коп., в том числе рабочие — 10 руб. 24 коп., кроме того, от двух иностранцев поступило по одному рублю. Май 1917 года. Городская дума приняла решение оказать помощь хлебом и собранными деньгами пострадавшим от пожара жителям г. Барнаула. 1920 год: город отправил в Москву 50 вагонов со сливочным маслом и 20 тысяч пудов кофе. Апрель 1920 года: в городе сформирован маршрутный поезд в Вологду, состоящий из 25 вагонов овса и ячменя. С 15 по 23 октября 1921 года в губернии была проведена «Неделя помощи голодающим Поволжья». Собрано драгоценностей и ценных вещей, являющихся предметом роскоши, для закупки продовольствия на сумму 23136480 рублей. 1922 год: в детских домах и по семьям размещены 5000 детей, содержание которых целиком взяло на себя местное население. 6 сентября 1923 года принято решение Сибревкома об оказании помощи населению Японии, пострадавшему от землетрясения. 1 октября 1924 года: из фонда Сибревкома выделено 15 тысяч рублей г. Ленинграду, пострадавшему от наводнения. На предприятиях был организован сбор добровольных пожертвований и отчислен однодневный заработок в помощь ленинградцам. 3 марта 1942 года в осажденный Ленинград доставлен эшелон в 40 вагонов с кокосовым маслом, хранящимся на Новосибирском жиркомбинате. 4 августа 1943 года в качестве шефской помощи отправлен первый эшелон со строительными материалами, станками и продовольствием в г. Воронеж и т. д.

Новосибирцы всегда славились отзывчивостью, помогали и сочувствовали. Даже в самых тяжелых условиях они готовы поделиться. Это признак сибиряков, их врожденные качества.

Лучшие традиции и обычаи являются частью современной жизни, они как бы связывают поколения людей незримой нитью преемственности. Когда в город приезжают гости и видят, что мы ничего не рушим и не переименовываем, уничтожая свое прошлое, они удивляются. Хотя в прошлом Новосибирск не избежал этой участи. В 20-м году были изменены названия улиц, носивших имена святых, членов царской семьи, сановников. В 30-е годы заменялись названия улиц с именами репрессированных лиц. В 1957 году в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР были заменены все названия улиц, носивших имена здравствующих тогда людей.

В связи с переименованием — а такая проблема, к сожалению, в городе нередко возникает и сегодня — уместно напомнить в назидание и на пользу потомкам факт из истории.

В 1812 году за победу над Наполеоном и спасение России фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову (1745 — 1813) был присвоен титул Князь Смоленский. Так разумно поступили наши предки, а ведь взяли бы да и переименовали Смоленск в город Кутузов. Но нет, предпочли увенчать именно героя названием того города, где был совершен подвиг: Кутузов-Смоленский, А. В. Суворов-Рымнинский, Г. А. Потемкин-Таврический и т.д. Не городу честь его, а ему — честь города. При такой традиции — а она, как видим, существовала в России — город в веках сохранит свое первоначальное название, даже если в нем за всю историю родились сотни гениев военного искусства, науки и культуры.

И еще один заслуживающий внимания факт из отечественной истории. 10 октября 1922 года в Петербурге на площади Восстания заново открыт памятник Александру III с высеченной на его постаменте стихотворной надписью Демьяна Бедного (1883 — 1945) (имя и фамилия Придворов Ефим Алексеевич):

Мой сын и мой отец
при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного
бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным
для страны,
Навеки сбросившей ярмо
самодержавья.


И сразу изменились смысл и значение памятника: «Перед памятником стоит толпа обывателей, с улыбкой читающих надпись».

Новосибирск стал первым городом России, организовавшим постоянный пионерско-комсомольский пост № 1 у Вечного огня монумента Славы воинов-сибиряков. 9 мая 1970 года здесь начали нести вахту памяти лучшие учащиеся школ и профессионально-технических училищ города. Но в 1991 году, в новые времена, эта высокогуманная традиция была прервана, как и множество других замечательных традиций, оказавшихся беззащитными перед лицом новых явлений в экономической и политической жизни общества.

25 ноября 2003 года после 12-летнего перерыва пост № 1 восстановлен. Он продолжает оставаться первым серьезным жизненным испытанием учащихся старших классов. У монумента Славы зародилась и другая трогательная традиция. Уже более тридцати лет сюда приезжают молодожены в день свадьбы почтить память воинов.

В 2000 году, после длительного перерыва, в Новосибирске возобновил свою деятельность штаб студенческих строительных отрядов, бывших прекрасной школой организаторской работы для молодежи. Возрождение традиции стройотрядовского движения, духа стройотрядов чрезвычайно актуально для воспитания молодого поколения. Хотелось бы, чтобы возрождение стройотрядов шло на основе всего лучшего, что было в них, — особая духовность, рабочая закалка, солидарность, состязательность, коллективизм. Любые традиции в труде, быту, культуре, во всем образе жизни человека отражают нашу историю, являются носителями духовного начала общества.

С появлением новых возможностей зарождаются новые традиции, изменяется отношение к народным традициям, возродилось празднование Пасхи и других православных и мусульманских праздников. Город соблюдает освещенные веками традиции — встречи Нового года и весны, проводы зимы, окончание школы, вуза, новоселье и т. д.

Вот как выразила свое отношение к традициям, существующим в коллективе Новосибирской муниципальной клинической инфекционной больницы № 1 (в 2004 году ей исполнилось 100 лет) ее главный врач, заслуженный врач Российской Федерации Елена Григорьевна Сахарова: «Пусть это покажется сентиментальным, но мы очень чтим традиции. У нас почти двести ветеранов, про которых мы не забываем ни на один день. Проводим осенние балы, дни пожилых людей, чествуем ветеранов войны…Мы очень трепетно относимся к своей истории».

К сожалению, новосибирцам не удалось закрепить и продолжить примечательное дело, совершенное в год столетия города. 4 июля 1993 года в Первомайском сквере каждый гость города, прибывший на юбилей из 75 городов России, и городов Саппоро (Япония) и Ухань (Китай), посадил елочку. Возле каждой из них установили указатель, чья это елочка. Так была заложена Аллея дружбы городов.

Но пришла зима. Убирая аллею, сняли все указатели, не зафиксировав их расположение, а на следующий год об этом никто уже не вспомнил. Сегодня аллея разрослась, но что у нее есть название и день рождения, никак не отмечено.

В 90-е годы XX столетия в Новосибирске стало традицией проведение духовно-просветительских акций. Главная их цель — духовная и материальная помощь людям, проживающим в отдаленных деревнях и селах области. Ежегодно по инициативе Новосибирского епархиального управления Русской православной церкви, при поддержке администрации области и участии управления Западно-Сибирской железной дороги в путь отправляется поезд «За духовное возрождение России» (вагон-церковь), дорожный передвижной диагностический консультативный центр «Здоровье» и концертные группы театрально-филармонических коллективов города. Или участники этой традиционной акции отправляются в двухнедельный рейд по селам, расположенным по берегам Оби на медико-просветительском православном корабле-церкви «Андрей Первозванный», или на автобусах (автопоездом). У Новосибирского епархиального управления Русской православной церкви сложился замечательный актив, бескорыстно работающий на ниве просвещения и культуры.

В связи с развитием новых информационных технологий возрастает необходимость сохранения традиционных видов культуры и искусства. Технический прогресс возвысил человека, но и принес новые проблемы. Бернард Шоу (1856 — 1950), лауреат Нобелевской премии, как-то заметил: «После того, как человек научился летать по воздуху как птица, плавать под водой как рыба, ему осталось научиться совсем немногому — жить на земле как человек».

Благодаря наличию современных средств человечество в определенные моменты может превратиться в одну огромную семью, и хотелось бы обратить внимание на один аспект. Как свидетельствует жизнь, людей сплачивает не только радость, но и скорбь. Перед лицом большого общего горя и при большой радости люди объединяются. Вспомним 12 апреля 1961 года, день, окрашенный радостью очень большой победы людей. Это был день, когда все люди Земли вдруг почувствовали родство, почувствовали, что все они жители одного дома, не такого уж и большого, если можно его облететь за какие-то 108 минут.

Из истории человечества известно, что один из вернейших способов распада общества — забвение прав и морали, отказ от духовных святынь и традиций, от прошлого, от национальной культуры и правовых норм. Развитие и углубление социально-культурных патриотических традиций города служат улучшению общественных отношений, созданию атмосферы полноценной духовной жизни.

Традиции — это не копирование, не повторение, а дальнейшее развитие уже накопленного социально-культурного наследия. Новосибирск никогда не удовлетворялся тем, что достигнуто.

Каждое свершение открывало перед ним новые горизонты, каждая решенная задача влекла к постановке новых, более сложных и значительных задач, каждый реализованный план рождал более масшатбные перспективы. Ныне они определены стратегическим планом устойчивого развития города до 2020 года. Это наш фарватер, он указывает, куда мы движемся, какую цель себе в жизни наметили, какое общество стремимся создать.

Фотографии статьи
007-08.jpg
007-09.jpg
007-10.jpg