Молодожены — они тоже разные
— Хотели продолжить семейную традицию?
— Нет, нет, в родне модельеров не было. Родилась я в селе Мамоново. В нашей семье было две дочери и три сына. Мама всю жизнь отработала дояркой, а папа — механизатором. С детства они приучали нас к труду. Мы рано познали цену копейки. Не было у нас шумных праздников и дорогих подарков. Но мама, выросшая в большой семье и испытавшая нужду, делала все, чтобы ее дети были сыты, одеты и обуты.
В школе я увлеченно занималась в художественной самодеятельности — танцевала. Надо сказать, что семья наша музыкальная, старшая сестра, Людмила, хорошо поет. Два брата играют на музыкальных инструментах. Я кроила и шила себе костюмы. Тогда и возникло желание стать модельером. Но, увы, мечта так и осталась мечтой. Пыталась поступить в Новосибирский техникум легкой промышленности, но не прошла по конкурсу.
Когда вернулась в Маслянино, пригласили в райисполком — работала секретарем-референтом, начальником орготдела. А семь лет назад перешла в отдел ЗАГС...
— Не испугало незнакомое дело?
— Нисколько!.. Опыт общения с людьми уже был. Правда, сразу поняла, что представление о ЗАГСе у меня было однобокое: нарядные молодожены, кольца, шампанское. Словом, сплошной праздник. По субботам это действительно так. А в обычные дни — прием посетителей, выдача архивных документов, рутинное и не всегда радостное дело. К примеру, регистрация смерти.
Галина Рыбакова — человек приятный и общительный. В последнее время у нее отличное настроение. И повод для этого есть!
Много лет районный ЗАГС «квартировал» в нескольких комнатах районного отделения Пенсионного фонда России. Впрочем, в прошлые годы особых хором и не требовалось. Регистрация брака проходила в сельских Советах. Нынче иные времена. Даже из дальних сел по субботам приезжают молодожены вместе с родственниками.
Долго искали помещение, хотелось, чтобы оно было светлым и просторным. Перепробовали несколько вариантов. К поиску подключился глава районной администрации Вячеслав Владимирович Ярманов. Однажды он завел сотрудников отдела в малый зал районного Дома культуры и сказал Галине Рыбаковой: «Может, это помещение подойдет».
— Я не знала, что ответить, — продолжает Галина Георгиевна. — Сомневалась, что здесь можно проводить торжественные ритуалы.
Но с пессимизмом расправились быстро и обратились с просьбой о помощи к депутату областного Совета, управляющему отделением Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области Морозу. Иван Григорьевич сразу откликнулся на просьбу избирателей и подготовил письмо на имя губернатора Виктора Александровича Толоконского. Район вскоре получил на «стройку века» 500 тысяч рублей. Помогло сельчанам в обустройстве праздничного зала областное управление по делам ЗАГС.
30 октября прошлого года справили новоселье. Жители райцентра не скрывали восхищения. За несколько месяцев помещение преобразилось до неузнаваемости. Такое и волшебнику с его палочкой не снилось. Удивления не скрывали и молодожены, и коллеги Рыбаковой. Многие о таких условиях только мечтают. Стеновые панели, ковры, мягкая мебель, красивые шторы и зеркала. Ощущение праздника возникает сразу. Родители новобрачных лишь вздыхают: «Нам бы такую свадьбу!».
— Галина Георгиевна, у вас накопилось немало впечатлений. Поделитесь, пожалуйста, ими.
— В последнее время резко увеличился разрыв в возрасте. Допустим, жениху около сорока лет, невесте — восемнадцать-двадцать. Трудно сказать, чем это вызвано. Но когда такие пары подают заявление, меня это настораживает: надолго ли такой брак?
Естественно, что я не имею права их отговаривать, не принимать заявление. Как правило, стараюсь тактично выяснить причину такого поступка. Мне нужно удостовериться, что это не фиктивный брак, а брак по любви, на добрых взаимоотношениях, на долгие годы, а не на месяцы или недели.
Обязательно спрашиваю у невесты, насколько у нее серьезно чувство к будущему спутнику жизни, сможет ли она и в дальнейшем его так же любить, как сейчас? Обращаюсь и к жениху: «Не смущает, что девочка годится вам в дочери?». Понимаю, что не всегда приятно отвечать на подобные вопросы. Обычно они вздыхают вместо ответа. Не скрою, трудно встать на позицию мужчины, чаще всего они говорят о чувствах, не давая ответа на главный вопрос: почему он женится на такой молоденькой? Стандартная фраза: «Я полюбил!». В большинстве случаев сорокалетние женихи уже были женаты.
— С сильным полом, как говорится, разобрались, а чем мотивируют неравный брак невесты?
— Говорят не только о нахлынувшей любви, но и о том, что на такого мужчину можно положиться, — это основательный человек, будет содержать семью, воспитывать детей. Вроде в этом есть резон. Надежный тыл хочется иметь каждой женщине. Но не каждая осознает, что потенциальный муж видит в своей половине вовсе не кисейную барышню, а прежде всего верную спутницу, заботливую мать и отличную хозяйку. Это в идеале, а на деле не все пары выдерживают испытание бытом и бегут к нам: «Мы хотим развестись». Инициаторами в большинстве случаев становятся мужчины. Они начинают жаловаться, что молодая жена как хозяйка не состоялась. А в селе, известное дело, — огород, скотина...
— Бытует мнение, что брак помолодел...
— Согласна! Раньше девушки выходили замуж в девятнадцать-двадцать лет, а то и позже, уже получив образование или специальность, крепко встав на ноги. Сегодня в селе далеко не все родители имеют возможность отправить сына или дочь на учебу. Поэтому девочки выходят замуж сразу после школы.
Часто приходится снижать брачный возраст, одна из причин — беременность.
— Каждую неделю к вам приходят люди с разными взглядами на жизнь, образованием, с разной культурой. Как удается ко всем относиться с пониманием?
— Сложный вопрос... Создание новой семьи — не покупка бытовой аппаратуры, которую, если она вдруг сломается, можно отнести в ремонт. И не ради праздного любопытства задаю наводящие вопросы. Я — мать двух сыновей, бабушка. Очень хочется, чтобы молодые были счастливы в браке. И как бывает неприятно, когда будущие супруги пренебрежительно говорят: «Что вы глупости всякие спрашиваете? Мы живем больше года, а вы — о чувствах». Такой ответ обижает и коробит.
Убедилась, что самые серьезные пары — старше двадцати лет. В восемнадцать девочка не отдает отчета, что ждет ее впереди. А те, кому за двадцать, более обдуманно подходят к заключению брака. Они строят планы на будущее, делятся со мной. Планируют, например, взять кредит или ссуду, чтобы купить или построить жилье. «Мы уже ходили в отдел архитектуры, узнавали, как это делается». Обсуждают и рождение первенца. Охотно говорят о том, где работают или учатся. С такими парами приятно общаться и времени не жалко.
В ЗАГСе на каждую пару отводится тридцать минут. Потока новобрачных нет, как, к примеру, в Новосибирске. Это позволяет больше внимания уделять молодым, проводить регистрацию неформально. Для родителей жениха и невесты — почетные места. Во время церемонии молодожены исполняют первый супружеский танец. В отведенное время можно сфотографироваться, сделать видеосъемку, выпить шампанское. А главное — поздравить счастливых молодоженов. Это приятная миссия!
На снимках: Галина Рыбакова; совет да любовь.