Наполнение больничного пополнения
Наболевший вопрос в здравоохранении поможет решить нацпроект
Депутаты регионального парламента обсудили проблему с нехваткой персонала в стационарах и поликлиниках региона — в обсуждении участвовали руководители медицинских образовательных учреждений и главврачи районных и городских больниц.
Тему кадрового дефицита в медучреждениях, по словам председателя социального комитета Заксобрания Игоря Гришунина, в стенах парламента обсуждают по крайней мере трижды в год. Определенные подвижки, конечно, происходят, но врачей и медсестер все равно не хватает, а те, что есть, работают на износ. Некоторые не выдерживают и уходят. И это болезненно как для пациентов, так и для самих докторов. Помочь и тем и другим, как известно, призван национальный проект «Продолжительная и активная жизнь», куда вошел федеральный проект «Медицинские кадры».
Динамика есть, но всё равно мало
Замминистра здравоохранения региона Елена Аксёнова рассказала, что сегодня в системе трудится примерно 22 тысячи человек. Положительная динамика имеется: в 2024 году когорта людей в белых халатах пополнилась на 664 человека, в нынешнем — еще на 692.
С прошлого года ординаторов второго года обучения трудоустраивают врачами — естественно, под наблюдением опытных наставников. Так удалось привлечь 519 человек. Новосибирские медработники «вахтой» выезжают в районы области. Летом в сельских и городских стационарах работают студенты медуниверситета. На федеральном уровне для работников первичного звена и отдаленных районов ввели президентские выплаты — 50 и 30 тысяч к окладу для врачей и среднего персонала соответственно.
Почему уходят целевики
— Большое внимание мы уделяем целевому набору студентов для НГМУ и медицинских колледжей, — подчеркнула Елена Аксёнова. — Причем подготовка целевиков ведется по тем направлениям, специалистов в которых сегодня особенно не хватает. Это, например, скорая помощь или лечение сахарного диабета. Сейчас 2200 студентов учатся по целевому набору в НГМУ и других медицинских вузах. С каждым из них ведется серьезная работа. Большинство трудоустраивается.
Но, конечно, бывает, что договор расторгают. Случается это по разным причинам. Например, студентка вышла замуж за военного — причина уважительная. Кто же ее привяжет к одной конкретной больнице? У военных жизнь идет по особому графику. Другая категория расторгнувших — те, кто не прошел обязательную аккредитацию. А также те, кто не против работать в системе здравоохранения региона, но в другом учреждении. Таких перераспределяют. Бывает, конечно, что студент просто не хочет работать врачом. Тогда выход один — суд и возврат потраченных на обучение такого студента бюджетных средств.
«Я не понимаю…»
— Лично я не понимаю, как и за счет чего будет расти кадровый потенциал системы здравоохранения региона, — выразил мнение депутат Станислав Лысенко. — Бюджет несет большую нагрузку, поддерживая СВО, налоговое бремя растет, а целевой набор отталкивает выпускников от медицинских вузов. Я полагаю, что реально привлечь кадры в медицину могло бы предоставление социального жилья. Или введение льготной ипотеки вроде военной.
Елена Аксёнова ответила, что служебное жилье у нас и так строят. Что же касается льготной ипотеки, то министерство здравоохранения готово подсчитать, сколько будет выгодополучателей, если ее введут. А целевой набор выпускников отнюдь не отпугивает. Это миф. В нынешнем году, например, за каждое целевое место в НГМУ сражались по три абитуриента.
На самом деле, резонансным стало не целевое обучение, а введение обязательной отработки для выпускников медвузов.
Отработки нет, есть контракт
— Закон о распределении осуждает только тот, кто его не читал, — отметил исполняющий обязанности ректора НГМУ Илья Глущенко. — Сегодня нет понятия отработки, а есть контракт, который человек заключает добровольно, находясь в здравом уме и трезвой памяти. Раньше в случае отказа целевика идти работать в то учреждение, с которым он заключал договор, суды назначали штрафы, зачастую минимальные. Теперь за неисполнение условий контракта виновнику грозит не только штраф, но и полное возмещение затрат. Как правило, наши студенты уже с третьего курса знают, где они будут работать. Они проходят там практику и прогрессируют от младшего медицинского персонала до врача.
Свою точку зрения высказал и директор Новосибирского медицинского колледжа Алексей Пилипенко. По его словам, у некоторых создается ложное впечатление, что целевой набор — это кабала. А между тем договор можно перезаключить, если вдруг захотелось работать в другом месте. Кроме того, есть целевики, которые заключают договор не с конкретным медучреждением, а с минздравом региона. Эти до последнего курса выбирают.
Закрепление кадров — работа общая
— Есть ли статистика по молодым врачам — сколько из них остается в профессии? Хотя бы за последние три-пять лет? — задал вопрос депутат Руслан Колник.
По словам замминистра, в будущем году планируется создание на базе Новосибирского медицинского колледжа кадрового центра медицинской отрасли. Это как раз и позволит проследить судьбу каждого выпускника.
— Нет ли сегодня перетока медицинских кадров из районов области в Новосибирск? — поинтересовалась депутат Екатерина Козловская.
Елена Аксёнова ответила, что такая проблема была, но ее удалось несколько нивелировать президентскими выплатами. Которые, напомним, получают медработники из отдаленных районов. Областной минздрав предлагал ввести выплаты и для районов, которые таковыми не считаются, но решение не было принято.
— Безусловно, проблема есть. Но закрепление кадров на селе — это совместная работа, — подчеркнул первый заместитель губернатора Юрий Петухов. — Если главный врач районной больницы говорит, что у него уехали специалисты, и он с этим соглашается, это одно. А если он совместно с главой района решает вопросы ремонта, строительства, реконструкции, возведения служебного жилья, это совсем другое. И такие примеры сегодня есть. Что же касается льготной ипотеки, то давайте вместе подумаем, сможем ли мы это обеспечить. Давайте рассмотрим возможности нашего бюджета. Конечно, мы заинтересованы в разных формах закрепления специалистов.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь Гришунин, председатель комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Законодательного собрания Новосибирской области:
— За последние годы мы уделяли здравоохранению столько внимания и ресурсов, сколько не вкладывалось даже в период советской власти за многие пятилетки. Мы инициировали и реализовали строительство новых врачебных амбулаторий, поликлиник, стационаров, особое внимание уделили созданию новой областной инфекционной клинической больницы. И это далеко не полный список наших достижений. Однако главным всегда оставался вопрос кадров. Только квалифицированные специалисты могут обеспечить качественное лечение пациентов.
В рамках развития кадрового потенциала в регионе обучается четыре тысячи медицинских работников среднего звена. Особую важность мы придаем подготовке специалистов уже после девятого класса, созданию для них комфортных условий проживания. Напомню, раньше это было доступно только в Бердске.
Сегодня мы успешно закрепляем врачей-терапевтов и узких специалистов в отдаленных районах, хотя некоторые проблемы еще остаются. Особое значение мы придаем открытому диалогу с главными врачами крупных стационаров и центральных районных больниц. Это позволяет напрямую узнавать о существующих проблемах и совместно искать пути их решения.
АКТУАЛЬНО
EUR 89.4267 