USD 76.8084 EUR 89.4267
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Искусство, наполненное смыслами

Алёна КОВРОВА
Екатерина Маркова, журналист VN.RU:  — Спектакль («Житие ФМ». — Прим. авт.) режиссера Галины Зальцман по пьесе Ярославы Пулинович рассказывает о жизни одинокой собачницы во время эпидемии коронавируса. Созвоны в Zoom, сеансы психоанализа, детские травмы и токсичные отношения — все приметы актуальной повестки узнаваемы в истории на вечную тему отцов и детей. В случае спектакля «Современника» — матерей и дочерей. За женскими разборками наблюдает старый больной пес Фёдор Михайлович в исполнении заслуженного артиста России Александра Вдовина. Именно он становится самым дорогим существом для героини Алёны Бабенко, которая читает лекции о творчестве Достоевского. Мотив Достоевского и тема тургеневских «Отцов и детей» раскрыты с помощью классического чеховского приема «разговор глухих». Фото: министерство культуры Новосибирской области
Екатерина Маркова, журналист VN.RU: — Спектакль («Житие ФМ». — Прим. авт.) режиссера Галины Зальцман по пьесе Ярославы Пулинович рассказывает о жизни одинокой собачницы во время эпидемии коронавируса. Созвоны в Zoom, сеансы психоанализа, детские травмы и токсичные отношения — все приметы актуальной повестки узнаваемы в истории на вечную тему отцов и детей. В случае спектакля «Современника» — матерей и дочерей. За женскими разборками наблюдает старый больной пес Фёдор Михайлович в исполнении заслуженного артиста России Александра Вдовина. Именно он становится самым дорогим существом для героини Алёны Бабенко, которая читает лекции о творчестве Достоевского. Мотив Достоевского и тема тургеневских «Отцов и детей» раскрыты с помощью классического чеховского приема «разговор глухих». Фото: министерство культуры Новосибирской области

Премьеры, женская режиссура, актуальная проблематика в постановках — что подарит зрителю Рождественский фестиваль

Театральные подмостки Новосибирска могут служить площадкой для постановок разной степени сложности: смелые декорации и технические решения доступны и для артистов, и в итоге для зрителей. Эта особенность позволяет гастролирующим труппам в полной мере реализовать замысел режиссера и раскрыть свой потенциал.

Такая опция гармонично вписывается в масштабный Международный Рождественский фестиваль искусств — традиционное мощное, яркое культурное событие, являющееся одной из визитных карточек нашего города.

Напомним, в этом году фестиваль стартовал в 16-й раз и буквально отметил 30-летие (с декабря 1995-го он проводится раз в два года. — Прим. авт.).

В истории фестиваля есть несколько спектаклей, которые были на гастролях единственный раз, например «Месяц в деревне» Московского художественного театра имени Чехова, — рассказала директор главной принимающей площадки — театра «Глобус» ­Татьяна Людмилина. — Такие моменты накладывают на нас ответственность — это сложно. Я рада, что благодаря хорошей материально-технической базе мы можем предоставить разные возможности на должном уровне.

Степень гостеприимства уже успели оценить сотрудники московского театра «Современник», которые в этом году открыли фестиваль спектаклем «Житие ФМ».

Звёздная дорожка

У Рождественского фестиваля искусств богатая история. Чего только не видел зритель в Новосибирске. Например, в 2013 году — спектакль «Необыкновенный концерт» театра кукол имени С.В. Образцова, сыгранный более десяти тысяч раз и попавший в Книгу рекордов Гиннесса, в 2017-м — питерские «Разговоры беженцев» по Брехту, которые показали на вокзале Новосибирск-Главный, или проект «Предел», представленный в 2019 году в новосибирском метро. А сколько звездных имен внесено в гостевую книгу фестиваля, трудно посчитать: режиссер Римас Туминас, артисты Константин Райкин, Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Евгения Симонова, Александр Филиппенко, Зураб Соткилава…

В этом году друзей фестиваля станет больше. Среди них и заслуженная артистка РФ, сибирячка Алёна Бабенко, известная широкому зрителю по фильму «Водитель для Веры». В этот раз в Новосибирске она играла в постановке театра «Современник», в котором и служит.

— Декабрь — самый лучший месяц для Сибири, он первый, предновогодний, сказочный, — делилась артистка впечатлениями от встречи с городом. — Мы второй раз в Новосибирске и привезли спектакль, который лично мне очень дорог. Пьеса написана современным драматургом Ярославой Полинович, а поставила ее молодая режиссер Галина Зальцман.

«Житие ФМ» — это «Отцы и дети» на современный лад. Три поколения в нем говорят на разных русских языках. Современному зрителю это близко, потому что внуки, дети, родители разговаривают, но не понимают друг друга. Спектакль решает эту проблему, показывая, что неважно, на каком языке происходит диалог, — важно, что без корней деревья не растут. Конфликты разрешаются в зависимости от воспитания и личного примера.

Коротко о важном

Рождественский фестиваль искусств, по замечанию Татьяны Людмилиной, вне зависимости от обстоятельств и персоналий уже живет своей жизнью.

— Не мы его организуем, а он работает на нас и наш имидж в масштабах города и страны. Это самый долгий по времени существования проект. Он начинался, когда были вакуум и пустота, а в этом году мы встречаем 11 творческих коллективов, которые представят лучшие и актуальные традиции.

Особенностью фестиваля этого года стало превью (крат­кое представление содержимого перед переходом к полной версии или основному содержанию. — Прим. авт.), или три проекта, захвативших внимание зрителя.

Первым в сентябре стал спектакль театра имени Вахтангова «Варшавская мелодия», который открыл сезон в «Глобусе» после реконструкции.

— Далее мы представляли проект Фонда Иосифа Кобзона «Династии» с участием дочерей известных людей — историю жизни и творчества своих отцов представляли Екатерина Рождественская, Илзе Лиепа и Александра Захарова. Последним, закрывающим превью стал спектакль наших коллег из Барнаула «Яга» — этно-мюзикл в постановке выпускницы Новосибирского театрального института Дарьи Догадовой, который прошел 1 декабря.

Примечательно, что в этот раз Рождественский фестиваль стал парадом женской режиссуры. Как отметила Татья­на Николаевна, в театральной среде произошли тектонические изменения: с одной стороны, появился вакуум, с другой — зашла новая плеяда режиссеров, в которой большое место занимают женщины.

— Они все большие профессионалы и смело работают на сцене с большими формами и большими авторами. Как пример достоин внимания спектакль новокузнецкого театра «Дядя Ваня» режиссера Сойжин Жамбаловой, — уточнила Людмилина.

На фестивале затронут тему правильного формирования у детей и молодежи чувства любви к родному краю, в частности, это произойдет в работе Нижневартовского театра юного зрителя «Нижневартовск. Нефтяное «сердце» режиссера Ивана Пачина.

Кроме того, в Новосибирск в этот раз впервые приедет столичный еврейский театр «Шалом», труппа которого представит публике спектакли «Жирная Люба» и «Боже мой», завоевавшие сердца московских зрителей.

Театр имени Вахтангова представит постановки «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Война и мир», «Варшавская мелодия» и завершит фестиваль «Повестью о Сонечке» — это одна из премьер театра и первый ее выезд на гастроли.

Среди звездных гостей Рождественского фестиваля искусств — артисты Валерий Баринов и Ольга Кабо. В дуэте они выйдут на сцену в постановке «Ты не становишься воспоминанием…».

КОММЕНТАРИЙ
Юлия Шук­лина, министр культуры Новосибирской области:
— XVI Международный Рождественский фестиваль искусств — одно из важнейших событий культурной жизни Новосибирска, его визитная карточка и одна из любимейших традиций. Это площадка концентрации лучших событий, происходящих в театральной и музыкальной России. У каждого появится возможность окунуться в актуальную культурную повестку.