USD 77.9556 EUR 90.5903
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

«Сцена, усыпанная маленькими скрипачами…»

Наталья ИВАНОВА
Как и многие в ее семье, Татьяна Гусева хорошо пела, но предпочтение отдала игре на инструменте, став профессио­нальным музыкантом и наставником талантливой молодежи. Сейчас она преподает и руководит ансамблем скрипачей «Ноктюрн». Фото: Игорь Борисов
Как и многие в ее семье, Татьяна Гусева хорошо пела, но предпочтение отдала игре на инструменте, став профессио­нальным музыкантом и наставником талантливой молодежи. Сейчас она преподает и руководит ансамблем скрипачей «Ноктюрн». Фото: Игорь Борисов

Накопленный годами опыт педагог воплощает в творческом студенческом коллективе

Более 45 лет Татьяна Александровна Гусева обучает игре на скрипке детей и студентов. Из них более двадцати она посвятила работе в колледже имени А.Ф. Мурова и детской музыкальной школе № 6. Музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова — ровесник Победы, в этом году отметил 80-летие! Это одно из старейших музыкальных учебных заведений в Сибири. В 2024 году Татьяна Александровна победила во Всероссийском конкурсе Министерства культуры РФ «Лучший преподаватель в области музыкального искусства», а в 2025-м получила звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Татьяна Александровна создала непрерывную систему обучения от учащихся музыкальной школы до студентов. Почти все ее выпускники получают высшее профильное образование и в дальнейшем трудятся по специальности. В России и за рубежом ее дело продолжают более 30 воспитанников.

— Выпускников у меня действительно много — только в Новосибирском колледже более трех десятков. Профессия музыканта сложна длительностью обучения. Сначала ребенок учится в музыкальной школе, в колледже и только потом в консерватории. Я очень горжусь своими выпускниками, двое моих учеников работают в нашей Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки. Это Ирина Александровна Зорькина и Илья Владимирович Тарасенко. Они работают в симфоническом оркестре и одновременно преподают в консерватории.

Вместо аккордеона

Будущий преподаватель по классу скрипки родилась в городе Новосибирске. Когда семья переехала в новый дом, то оказалось, что через дорогу располагается музыкальная школа.

— Идешь в магазин или гуляешь, а через открытые окна доносятся такие красивые звуки, что мне очень захотелось тоже учиться музыке. К тому же мама водила меня в оперный театр, и все это оказалось очень интересным. Я буквально упросила отвести меня в музыкальную школу. Проверив мои данные на прослушивании, педагоги предложили выбрать класс не аккордеона, как я изначально хотела, а скрипки — сочли, что для меня она предпочтительнее, — вспоминает Татьяна Александровна. — И вот когда я попала в музыкальную школу, передо мной открылся совершенно иной мир, яркий и захватывающий.

Помогла полюбить инструмент молодая учительница Елена Яковлевна.

— Запомнился ее образ, как яркой красивой скрипачки. Она часто играла мне на уроках, и, конечно, хотелось уметь так же. Я могла часами сидеть и слушать, как она занимается, настолько нравилось звучание инструмента, — вспоминает Татьяна Александровна.

Учиться девочке нравилось, но о том, что игра на скрипке может стать делом всей жизни, она, конечно, не задумывалась. В эти годы в Новосибирском музыкальном училище (сейчас это колледж им. А.Ф. Мурова) работала известный преподаватель Галина Степановна Турчанинова. Она организовала городской ансамбль скрипачей, в котором играли ребята со всего города, и я в том числе. Это было так увлекательно, мы выступали на замечательных концертах! Вы только представьте себе, например, сцену театра оперы и балета, усыпанную маленькими скрипачами!.. И вот тогда мне захотелось продолжать обучение музыке дальше.

Шансы и перспективы

После окончания музыкальной школы училась в Барнаульском музыкальном училище в классе Олега Ароновича Абрина, затем стала студенткой Дальневосточного института искусств во Владивостоке. Потом преподавала в Барнауле – семь лет в музыкальной школе и 18 лет в Барнаульском музыкальном училище, в 2003 году вернулась в Новосибирск. Основной работой считает колледж, ее дополняет обучение детей в музыкальной школе.

— Если человек выбирает профессию музыканта, то перспективы попасть в консерваторию увеличиваются, если он начинает заниматься с раннего возраста. Дело в том, что мелкая моторика на достаточном уровне для того, чтобы освоить такой виртуозный инструмент, как скрипка, закладывается до 14 лет. Потом до 18 лет она, конечно, развивается, но чем раньше мы начинаем учиться, тем больше шансов играть более сложные, интересные вещи, проходить конкурсные отборы, поступить в высшее учебное заведение и затем попасть в оркестр высокого уровня, — объясняет ­Татьяна Александровна. — Если ребенок приходит в музыкальную школу в десять лет, мы иногда его не берем просто потому, что он не успеет усвоить азы. Но бывают и исключения, когда встречаются очень талантливые дети.

048-12-03.jpg

Чаще всего к Татьяне Александровне детей приводят родители, которые когда-то сами учились в музыкальной школе. Так это или нет, но в любом случае учителю предстоит ребенка увлечь. У музыкантов самый долгий путь в профессию, значит, без терпения не обойтись.

— Для педагога результат работы всегда важен, поэтому с детьми, ориентированными на профессию, заниматься, безусловно, интереснее. Одно дело, когда на выпускном экзамене они исполняют элементарные вещи, и немного другое, если более сложные, — говорит Татьяна Александровна. — Игра на скрипке требует прежде всего трудолюбия, так как подразумеваются многочасовые занятия, на что способен далеко не каждый. Это, кстати, тоже способность — умение учиться. Тут имеют значение и родители, и домашняя обстановка, и даже удаленность от учебных заведений, потому что лишний час лучше не на дорогу потратить, а позаниматься. Нужно учитывать и нагрузку в общеобразовательной школе. Ей или музыке уделять львиную долю внимания — этот выбор всегда остается за тем, кто учится. Но по опыту знаю, что если человек хочет, он найдет возможность заниматься любимым делом и успевать везде.

В зависимости от настроения

В 2003 году Татьяна Александровна создала ансамбль «Ноктюрн», которым руководит и сегодня. В зависимости от программы в него входят от 18 до 25 юных скрипачей. Коллективное музицирование она считает самой полезной своей методической разработкой, так как смогла обобщить в нем собственный богатый педагогический опыт.

Ансамбль часто выступает в Новосибирске, Новосибирской области и в других городах Сибири. Коллектив трижды участвовал в международном фестивале молодежных симфонических оркестров «Еврооркестрия», который в России проходил в Ханты-Мансийске при поддержке федерального министерства культуры, а также во Франции и Словакии. В прошлом году по линии проекта «Дни Новосибирской области в Белоруссии» в составе региональной делегации студенты дали несколько концертов в Минске, в Санкт-Петербурге приняли участие в мероприя­тиях, посвященных снятию блокады, — также в составе делегации «Дни Новосибирской области».

— Представлять интересы Новосибирской области — это серьезно, однако ребята учатся в профессиональном учебном заведении, поэтому и уровень мастерства у них достаточный, — подчеркивает Татьяна Александровна.

Она признается, что с удовольствием путешествует, и поездки на фестивали такую возможность предоставляют. Для участников предусматривается культурная программа, но знакомиться с новыми территориями все-таки лучше в свободное время.

— На гастролях ты в первую очередь занят тем, что, если можно так выразиться, везешь коллектив. Я отвечаю за каждого участника, и это большая ответственность. Ребята только что прошли подростковый возраст, любознательны, ждут экскурсий, поэтому организационные моменты и познавательные мероприятия всегда продумываются заранее. Но главное, конечно, — это репетиции и выступления, — объясняет Татьяна Александровна.

Выходные она проводит на даче; чтобы отвлечься, читает художественную литературу. А вот назвать любимое музыкальное произведение затрудняется.

— В каждом что-то нравится, и на самом деле таких много. Их невозможно сравнивать с любимой книгой, потому что тут немножечко все по-другому и очень часто зависит от настроения, — делится мыслями Татьяна Александровна. — Как педагог, я понимаю, что есть произведения, исполнение которых обязательно надо освоить, вне зависимости от того, насколько они по душе, потому что именно на них можно чему-то научиться. И вот только тогда у тебя получится то, что в какой-то момент захотелось сыграть.