«Мы избрались в ответственное время»
Пять вопросов депутату Валерию Ильенко
Восьмой созыв зашел в законодательный сезон с непростых вопросов. На второй сессии рассмотрели сразу несколько — судьба бездомных животных и транспортный налог. Однако скандалов не случилось. Чувствовалась собранность, сдержанность и корректность. Это уже стало стилем работы в парламенте.
Единый день голосования Новосибирск в 2025-м продемонстрировал свое доверие «Единой России», которая сформировала парламентское большинство. Чем же объясняется, что ЕР, не получавшая в мегаполисе ранее больше двух мандатов, нынче только по Октябрьскому району 3 мандата дополнительно, а всего по городу — 8.
Разговор с гостем редакции единороссом Валерием Ильенко, председателем парламентского транспортного комитета, депутатом Заксобрания с 20-летним стажем, начали с сентябрьских выборов. Интересно, что скажет Валерий Павлович: рост популярности ЕР в столице Сибири связан со сменой мэра?
— Думаю, те, кто проиграл на выборах, пожинают плоды стратегии, которая раньше работала им в плюс, а теперь сказалась негативно: договоренности, когда один кандидат избирается, а другой отдает ему в поддержку свои голоса. Но, в первую очередь, я связываю хороший результат «Единой России» в столице региона с избранием нового мэра и эффективностью сложившегося тандема с областью. Пошла нормальная работа, есть результаты.
Что значит быть «В одной команде со СВОими»?
— Семь депутатов Заксобрания — участники СВО, по Российской Федерации среди законодательных органов регионального уровня это самое большое количество. Мы их знали задолго до выборной кампании, благодаря парламентскому проекту для участников спецоперации «В одной команде со СВОими». Он, напомню, был инициирован председателем Заксобрания Андреем Шимкивом.
Нашлись активные участники проекта на округах в каждом районе Новосибирской области. Не только в Заксобрание, но и в районные, городские советы вошли участники СВО, и в сельсоветах они есть.

На встрече с ветеранами СВО в ресурсном центре рабочего поселка Колывань. Фото: рабочий архив депутата Валерия Ильенко
Текущая ситуация «за ленточкой» пронзает всю нашу жизнь, она, понятно, наложила отпечаток на избирательную кампанию 2025 года.
— Знаете, срабатывает «участник СВО», даже если люди не знают фамилии, — продолжает Валерий Павлович. — У меня на округе во время предварительного (внутрипартийного — Прим. авт.) голосования второе место по количеству голосов занял военнослужащий от… Санкт-Петербурга. В обществе сформировалось особенное отношении к СВО, ее участникам, их семьям. И это первое, что мы отрабатываем в нашем проекте «В одной команде со СВОими», сопровождаем таких депутатов. В наш транспортный комитет вошли трое участников СВО.
Наша беседа развернулась к теме спецоперации: последние сводки, продвижение наших войск, «война дронов», еженедельные конвои с гуманитаркой — ее «ассортимент» сейчас сместился к техническим расходникам.
Есть и очень ранящие вопросы, разрывающие сердце в клочья.
Валерий Павлович рассказал о том, как с поддержкой наших депутатов открылся СоцСтабПункт в Ростове, который помогает в розыске пропавших без вести новосибирских бойцов. Да, этим занимаются Минобороны и силовые структуры, но еще и очень важно человека утешить, сопроводить, помочь правильно и в нужную инстанцию составить запросы. Созданный центр — это новосибирские волонтеры, юристы и психологи. Родственников буквально водят за руку, объясняют. «Вот так пару десятков человек уже помогли разыскать», — уточнил Валерий Ильенко.

Гуманитарные грузы в зону СВО регулярно отправляются совместным силами фонда социальных инициатив «Единство», жителей Октябрьского района, предпринимателей, общественников и волонтеров. Фото: рабочий архив депутата Валерия Ильенко
— Сегодня в каждом районе, селе кто-то что-то делает для фронта. В людях очень отзывается, — говорит депутат. — Я на округе собираю ветеранов, демобилизованных. У ребят много вопросов. Не зря в местных администрациях ввели должности замглавы и отдельные структуры, которые занимаются исключительно решением этих задач. Чтобы не возникало ситуации, когда инвалид без ног просит в сельсовете соорудить для него пандус, а ему отвечают, что местной власти не хватает компетенций или полномочий. Или чтобы не возникало склок в очереди к доктору из-за внеочередности приема, нужно закрепить за льготной категорией пациентов, таких как участник СВО, врача, фельдшера, чтобы проводили по кабинетам. И это тоже называется быть «в одной команде со СВОими».
Куда «исчезли» громкие парламентские баталии?
Наш собеседник согласился, в парламенте от созыва к созыву прибавляется женщин, сейчас уже 13 депутатов «в юбках»: «Отношусь к этому дважды положительно, — говорит Валерий Ильенко. — У меня в окружении, в моей команде одни женщины, старательные, внимательные».
Сказывается ли это на степени «деликатности» дискуссий по острым вопросам, ведь наверняка иной раз хочется сказать по делу «без реверансов»? Нет, говорит председатель комитета: «Мы, не взирая на гендерную принадлежность, все равны».
Без баталий в комитете не обходится. Правда в публичной плоскости горячие дискуссии не отражаются, как это было, в «нулевых». Тогда по два часа только повестку сессии обсуждали. Сейчас это занимает пять минут.
На открытые заседания транспортного комитета выходят уже проработанные вопросы — депутатам достаточно времени высказать критические замечания, комитет работает не от заседания к заседанию, а постоянно. «Мы можем что угодно говорить, спорить и так далее, — признает Валерий Ильенко. — Каждый понедельник мы обсуждаем с замами и членами комитета волнующие и актальные вопросы. На предкомитете еще раз обсуждаем со всеми заинтересованными, представителями профильных министерств, чтобы непосредственно на комитете озвучивать суть, а не эмоционировать».
Почему налог растёт?
Вот и одна из острых тем минувшей сессии — повышение транспортного налога. В сущности, речь идет о сумме равной заправке одного полубака бензина, как объяснил минфин.

Вопрос безопасности дорожного движения – под депутатским контролем. Фото Андрей Заржецкий
Но вопрос касается не только владельцев авто, рост расходов на содержание транспорта отражается на стоимости всех товаров и услуг. При этом нельзя забывать куда идут деньги от уплаты транспортного налога: наряду с акцизами на нефтепродукты он пополняет дорожный фонд, откуда финансируется поддержание в хорошем состоянии дорог общего пользования. Так что тут тоже интерес общий. Скандализировать нечего.
— Это наша инициатива, — уточнил Валерий Павлович. — Я напомню, с 2015-го до 2022 года налог не менялся. А в 2022-м он был увеличен сразу более чем на 30 процентов, что сильно ударило по карману автовладельцев и вызвало негодование. Потому наша инициатива — ежегодно индексировать, что и происходит. Если говорить про увеличение, речь идет о суммах от одного рубля до 1,9. Все категории льготников остаются, более того, законопроект до второго чтения может быть дополнен, депутаты внесли свои предложения на сессии.
А что касается качества дорог, то оно, объективно, выросло, считает депутат, применяются новые технологии.
— С удовлетворением отмечу минимальное количество срывов по срокам ведения работ в этом году, особенно в Новосибирске. В целом по области процесс практически завершен. Но! Тревожит рост ДТП, в том числе с погибшими, держим ситуацию на контроле. Одновременно в регионе внедряется интеллектуальная транспортная система, на каждом заседании поднимаем вопрос утверждения проектов организации дорожного движения, функционирования комплексов фотовидеофиксации. В повестке нашего комитета — вопрос о подготовке кадров, персонал стареет, недокомплект водителей особенно заметен на школьных маршрутах. Движение большегрузов, судьба почты, строительство четвертого моста и Восточного обхода, развитие метрополитена — по всем пунктам работаем. Планов на созыв много. Конечно, исполнение наказов, как новых, так и переходящих с седьмого созыва. Там самые разные сферы — от благоустройства до социальных программ.
Консолидация в парламенте — это хорошо?
— Мы избрались в ответственное время, — подчеркивает депутат. — На сессии принципиальные вопросы возникают, но у нас нет деления на фракции партий, мы все — депутаты, представляющие интересы избирателей, за них голосуем. Наш парламент признан одним из лучших в России. И это показатель. По Конституции только два субъекта проголосовали единогласно — Чечня и Новосибирская область. По бюджету, наверное, последние лет 10 — тоже единогласно. Плотно взаимодействуем с правительством, выстроен диалог.
И здесь подчеркну: консолидированность парламента — заслуга председателя Заксобрания Андрея Ивановича Шимкива, который уже третий раз избран спикером. Такое впервые в нашей истории. Он смог объединить всех и вся, независимо от партийной принадлежности. Мы — депутаты от жителей Новосибирской области. Точка.
А что касается бюджета, имея опыт утверждения в прошлые годы и созывы, совершенно согласен с губернатором — бюджет будет сложным. СВО — это в первую очередь, но есть другие моменты. Завершить все начатое, никаких новых строек. Бюджетная сфера в приоритете, как всегда, и она, конечно, не должна пострадать.
АКТУАЛЬНО
EUR 91.2066 