USD 80.8861 EUR 93.3848
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Не манифест, а точка спасения

Алёна КОВРОВА
В минсельхозе, курирующем нашу поездку в приют, сообщили, что в настоящее время действующим организациям требуется тысяча дополнительных мест для размещения бездомных животных. Фото: Алёна Коврова
В минсельхозе, курирующем нашу поездку в приют, сообщили, что в настоящее время действующим организациям требуется тысяча дополнительных мест для размещения бездомных животных. Фото: Алёна Коврова

Эти люди не ходят с плакатами, не устраивают пикетов. Спасают четвероногих от верной гибели — и все. Находят собак под плитами строек, в заброшенных зданиях, привязанными к столбам в чистом поле и деревьям в лесу.

Дик провел много часов под палящими лучами, люди привязали его в 40-градусную жару к столбу и ушли. Случайные прохожие нашли собаку сильно истощенной и озлобленной. Умирающее существо из последних сил сопротивлялось... попыткам его спасти. Опытные кинологи, волонтеры приюта «Верность» и ветеринары вернули собаке физическое здоровье. Они и дали ему новое имя — Дик. Он, будучи уже в приюте, с опаской смотрел на окружающих, но в его жизни появился друг — футболист. Мужчина был случайным гостем, а стал завсегдатаем, приезжал именно к Дику — вывести на прогулку, погладить, поиграть. Способность радоваться жизни вернулась к собаке через полгода. Несмотря на то, что судьба развела их со спортсменом, пес теперь доверяет людям.

Полтора центнера мяса в день

Из-за высокого забора с дружественным граффити доносится заливистый лай. Собаки чувствуют приближение гостей и приветствуют как могут. Они не бегают по открытой территории, у каждой свой вольер, а точнее, кто-то живет с семьей, в паре, а кто-то один.

044-19-02_M.jpg

На территории Новосибирской области с начала 2025 года было обнаружено 5839 животных без владельцев, из которых 5035 собак и 804 кошки. Фото: Алёна Коврова

Крупная Тайра смотрит на всех призывно и прижимается к сетке в ожидании: она знает — ее погладят. Волонтер открывает двери вольера. Собака выбегает и подставляет всем голову и широкую спину. А нас, посетивших в этот день приют с фото- и видеокамерами, много. Такого количества корреспондентов волонтеры и собаки не видели никогда. Даже опешили — с чего вдруг такое внимание?

Вот пес как из мультфильма — с шерстью, застилающей глаза. Подпрыгивает в приветствии, виляет хвостом, но молчит. В соседнем вольере — пара дружных гладкошерстных дворняжек, стесняясь, отворачиваются.

Дальше, в отдельной «квартире», угрожающе демонстрирует клыки овчароид. «Это мой любимец Рекс, он немного сумасшедший, — рассказывает Анастасия Берясова, студентка педуниверситета. — Его привезли в конце лета или в самом начале сентября. Он несколько лет жил на производственной территории, в один момент владелец потребовал его убрать. На самом деле он сейчас не угрожает вам, он так «рисуется».

044-19-03_M.jpg

Фото: Алёна Коврова

Анастасия стала волонтером приюта три года назад, откликнувшись на вакансию в интернете. Приходит несколько раз в неделю: убирает в вольерах, играет с собаками, кормит. Сейчас девушка учится на психолога, но в будущем планирует получить специальность кинолога. Полгода назад Настя привела в приют знакомого, тоже студента. Пока мы разговаривали, парень размахивал топором. Рубка спрессованного ливера и других субпродуктов — мужская работа.

044-19-04_M.jpg

Фото: Алёна Коврова

— Я принимаю, осматриваю мясо и разделываю его, — описывает свои обязанности Данила Казанцев, уточняя, что и в приюте, и физическая нагрузка ему нравится.

Чтобы было понятнее, сегодня в приюте 188 собак, ежедневно они съедают 150 килограмм мяса. Вот их и готовит к употреблению Данила.

Сколько стоит забота?

Приюту «Верность» 20 лет. Его основатель, руководитель и президент Фонда защиты животных Галина Верещагина рассказала, что все началось с пяти собак, прибившихся к территории, относившейся к тресту управления железной дороги. Женщина ухаживала за ними и втянулась. Сегодня уже и треста нет, у здания и земли другие собственники, а вот собаки все еще тут, и их уже не пять.

044-19-05_M.jpg

Фото: Алёна Коврова

— Лиза на лечебном питании, на одной курице живет, — рассказывает Галина Яковлевна, указывая на дворняжку, гоняющую миску у входа на территорию. — Ее все пытаются подкормить, поэтому поставили табличку-напоминание, что у нее лечебное питание. У Лизы много заболеваний, возрастных и хронических. На восстановление ее здоровья потратили около 70 тысяч.

Сколько вложено в приют средств и сколько требуется на его ежемесячное содержание, женщина ответить затрудняется, но пытается посчитать. Аренда двух хозяйственных помещений — 21 тысяча в месяц, мясо — по 40 рублей за килограмм, волонтерам, которых на смену ежедневно выходит по три человека, — по тысяче рублей. А еще лекарства, витамины, строительные материалы и другие сопутствующие предметы первой необходимости.

Никакого стабильного дохода у приюта нет, но есть постоянные друзья-предприниматели, просто добрые люди, которые помогают кто финансово, кто делом.

Первые годы приют существовал на средства Галины Яковлевны, она работала и содержала питомцев. Сегодня женщина полностью посвятила себя собакам, в приюте почти без выходных.

— Любая мелочь стоит больших сил. Территория у нас огромная, и, например, сейчас требуют ремонта вольеры, — рассказывает она, окидывая взглядом владения. Женщина помнит, как в первые годы это были совсем хлипкие строения, потом построили крепкие, но часть из них несколько лет назад уничтожил пожар, в котором погибли шесть питомцев. Беда в то время сплотила многих, люди помогали восстанавливать разрушенное и буквально ночевали в приюте, спасая животных, оставшихся зимой без крыши над головой.

Важно отметить, что в приюте, который Галина Верещагина с улыбкой называет домом престарелых, много собак-долгожителей, возраст которых составляет больше двух десятилетий.

Радостных историй нет, но…

Всех собак в «Верности» осматривают ветеринары. Песики вакцинированы. На них приходят посмотреть семьи с детьми. Есть случаи, когда питомцев забирают домой. Однако это процесс непростой. Галина Яковлевна проверяет условия, в которых будет жить собака, заключает договор с будущими хозяевами и раз в месяц проверяет подопечного. Если владельцы не справляются, переоценили свои силы, питомец возвращается в приют.

Здесь есть дворняжки, хаски, кавказские овчарки, русская гончая.

044-19-06_M.jpg

Фото: Алёна Коврова

— Это Лика — смесь хаски и лайки, она жила на конюшне, и ее обвинили в нападении на котов, хотели убить. Но неравнодушная девушка узнала об этих планах и привезла ее к нам, — рассказывает Александра Холодова, волонтер с восьмилетним стажем. — 1 сентября Галина Яковлевна написала, что привезли собачку, которая забилась в будку, рычит, не выходит. Я приехала и сразу нашла с ней общий язык, теперь у нас любовь. А есть Альфа, ее выбросили в районе клиники Мешалкина в лесу. Она вечно голодная, но очень ласковая.

Радостных историй у волонтеров нет, все собаки с тяжелой судьбой. Хорошо, что в итоге они обрели настоящий дом и им удалось снова поверить людям.

КОММЕНТАРИЙ
Юрий Шмидт, руководитель пресс-службы управления ветеринарии Новосибирской области:
— В Новосибирской области и Новосибирске около 20 частных приютов, где ухаживают за животными, у которых нет хозяев. Управление ветеринарии оказывает им методическую, лечебную, профилактическую помощь в организации мероприятий по профилактике болезней, в том числе опасных для человека. Этот приют 20 лет работает над гуманизацией отношения к бесхозяйным собакам. Случаи разные, но когда собака остается на улице одна, она перестает быть домашней собакой — это дикий зверь. И такие учреждения необходимы для социализации животных. К сожалению, их мало и они переполнены, но работа ведется.