Дорога к СКИФу

Реконструкция автодороги Инская — Барышево завершится в октябре
В Новосибирской области продолжают ремонтировать дорогу, ведущую к строящемуся Центру коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов».
Асфальтоукладчики стоят около второго поворота к СКИФу со стороны рабочего поселка Кольцово. Работы на дороге, которая пропускает около восьми тысяч автомобилей в сутки, начались в октябре прошлого года, а закончатся в октябре текущего. Ввод в эксплуатацию планируется до конца 2025 года.
Теперь выдержит
Дорожные работы на объекте Инская — Барышево — 39 км автодороги К-19р протяженностью 2,7 километра идут полным ходом. Участок начинается от железнодорожных путей и соединяет выезды, подходящие непосредственно к Центру коллективного пользования «СКИФ». Необходимость проведения реконструкции обусловлена главным образом строительством ЦКП «СКИФ» — как для обеспечения транспортной доступности к объекту, так и для увеличения пропускной способности существующей автомобильной дороги в связи с промышленным развитием наукограда Кольцово.
Чтобы каток не пристывал к свежевыложенному слою, на горячий асфальт выливается немного воды. Фото: Андрей Заржецкий
По словам начальника управления дорожного комплекса министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Антона Мирошниченко, в рамках реконструкции большое внимание будет уделено именно увеличению несущей способности дороги: специалисты заменили земляное полотно и дорожную одежду, чтобы устранить пучинообразование. Также в рамках реконструкции будет изменена схема движения на въезде в рабочий поселок Кольцово: вместо перекрестка будет построена круговая развязка, которая обеспечит безопасность при проезде легковых автомобилей и специализированного транспорта.
Раньше проехать по этой дороге было сложновато: многочисленные дорожные пучины, то есть деформации и разрушения дорожной одежды в виде бугров и сетки трещин, затрудняли движение тяжелого транспорта. Кстати, основная причина возникновения пучин, как говорят специалисты, — замерзание и оттаивание воды в порах грунта в результате сезонных изменений водно-теплового режима земляного полотна и дорожной одежды. И в наших широтах это обычное дело.
Фото: Андрей Заржецкий
— Дорога не была рассчитана на нагрузку от большегрузного транспорта, — говорит ведущий эксперт отдела капитального строительства территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Александр Коцаренко. — А сейчас она будет соответствовать современным нагрузкам — выдерживать вес больше пяти тонн на ось. Кроме того, отремонтированное полотно точно улучшит транспортную доступность для населения. В основном же дорога обеспечивает подъезд к СКИФу, который в этом году тоже должны сдать.
«…Сколько погода даст…»
Пока идет ремонт, на дороге организовано реверсивное движение, так что выполнение работ по реконструкции проезду почти не мешает. Пока по правой части дороги шныряют машины, по левой деловито идет асфальтоукладчик. Снег, совсем не характерный для последних чисел мая, только что прекратился, и машины дружно зашумели.
— Идет укладка асфальтобетонной смеси, — комментирует один из дорожных рабочих, Сергей Александрович, который периодически подбрасывает под машину порцию дымящегося асфальта. — Погода изменилась, вот мы и приступили к работе, потому что теперь уже можно, снег не идет. Мы ориентируемся на атмосферные осадки, покрывать дорогу будем сколько погода даст.
Асфальтоукладчик сопровождают дорожные рабочие, двое из них периодически вытаскивают из карманов рулетку и измеряют ширину свежевыложенной асфальтированной полосы. Кстати, зачем?
Фото: Андрей Заржецкий
— Потому что полоса у нас три с половиной метра, — объясняет дорожный рабочий Андрей Герман. — Она должна соответствовать своей ширине, чтобы потом общая ширина получилась семь метров дороги. Ведь вы же видите: фактическая общая ширина дороги периодически меняется, местами доходит даже до 12,5 метра. Поэтому все нужно делать по чертежам и планам, как проектировщики заложили!
…и даже велодорожки!
Сегодня подрядчик работает с основанием и выравнивающим слоем дорожного покрытия. Всего на объекте занято около полусотни человек и два десятка машин.
— Реконструкция автомобильной дороги выполняется в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», — рассказал Александр Коцаренко. — Протяженность дороги — 2,69 километра, ремонтируется она силами подрядной организации «Оперсиб-плюс». На сегодняшний день выполнены работы по замене земляного полотна, устройству основания, ведется укладка асфальтобетона. Выполнили уже два километра верхнего слоя основания и 1,1 километра нижнего слоя покрытия асфальтобетона.
Кстати, на асфальтоукладчике «Титан» работает целая династия Германов. Фото: Андрей Заржецкий
Кроме того, по обочине дороги идет небольшая велодорожка — специально для местных любителей велопрогулок, которых в Кольцово сейчас предостаточно и будет еще больше с появлением СКИФа.
— Выполняются работы по устройству труб, съездов с автомобильной дороги и, конечно, устройство освещения, — комментирует Александр Коцаренко. — Освещение предусмотрено на всем протяжении участка.
Срок окончания работ — 12 октября 2025 года. По словам Александра Коцаренко, в июне рабочие должны закончить асфальтобетонное покрытие. Далее по плану устройство автобусных остановок, светофоров, водоотвод с проезжей части.
— Кроме того, у нас есть и четвертый этап реконструкции дороги, на 2026–2027 годы, — говорит Александр Коцаренко. — Как деньги появятся, приступим и к нему.
КСТАТИ
Новый национальный проект «Инфраструктура для жизни» — это преемник нацпроекта «Безопасные качественные дороги», который закончился в 2024 году. Однако «Инфраструктура для жизни» имеет несколько ключевых особенностей. Его основная цель — комплексное развитие населенных пунктов с упором на ремонт дорог, благоустройство общественных территорий и дворовых пространств, развитие сферы ЖКХ и транспорта. К 2030 году по ИДЖ планируется привести в норматив не менее 60 процентов дорог регионального и межмуниципального значения, 85 процентов дорог опорной сети и на 30 процентов улучшить качество жизни в опорных населенных пунктах.