Упростить процесс
Как собственники квартир решают актуальные вопросы и получают услуги через специальное приложение
Все больше жителей Новосибирской области предпочитают оплачивать жилищно-коммунальные услуги через мобильное приложение «Госуслуги. Дом». За сравнительно короткий срок число пользователей выросло кратно.
Если в ноябре 2023 года таковых была 21 тысяча, в январе 2024 года их количество превысило 33 тысячи, в мае стало более 70 тысяч, а в декабре оказалось уже свыше 156 тысяч человек.
Приложение «Госуслуги. Дом» действует на основе государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), что обеспечивает качество и полноту размещаемых в нем сведений. Напомним, по закону все управляющие и ресурсоснабжающие организации обязаны вносить в ГИС ЖКХ информацию о способах управления домом, проведенных общедомовых собраниях и протоколах, о видах предоставляемых коммунальных услуг, о тарифах на оплату и так далее. Она отражается в «Госуслуги. Дом» и, соответственно, доступна его пользователям.
Приложение создано и внедряется в рамках цифровизации, которую правительство страны комплексно проводит в сфере ЖКХ. Это должно активно содействовать не только обновлению самой отрасли, но и повысить качество сервиса для граждан.
— Новосибирцы уже оценили оперативность работы приложения. Управляющие компании быстро реагируют на заявки, а данные по квартирам подгружаются автоматически благодаря корректной информации из системы ГИС ЖКХ, — прокомментировал ситуацию заместитель министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгений Ольховиков.
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Во многом популярность cреди населения обусловлена и тем, что многофункциональное приложение позволяет решать целый ряд важных жилищных вопросов, в том числе почти все по управлению домом. Например, собственники могут участвовать в голосованиях общих собраний или написать обращение в управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию, в орган власти. Здесь также доступны отчеты о доходах и расходах управляющих организаций за прошедшее время, о датах проведения и видах работ по капитальному ремонту. В приложении размещается информация о плановых работах, об аварийных отключениях воды, тепла, электричества.
За оплату услуг ЖКХ в приложении «Госуслуги. Дом» комиссия не взимается. Тут пользователь может передать показания счетчиков за холодную и горячую воду, газ, электричество и более того — заказать поверку приборов учета. Приложение автоматически напомнит о сроках, в которые рекомендуется передавать показания. А еще тут оформляется страхование квартиры.
Пока приложение предназначено только для тех, кто живет в многоквартирных домах. Авторизация пользователей происходит через подтвержденную учетную запись на Едином портале госуслуг. Данные о недвижимости, приборах учета и счетах загружаются автоматически. Управляющая или ресурсоснабжающая организация актуализирует их по заявке пользователя, если по каким-то причинам информация устарела или отсутствует.
Функционал приложения «Госуслуги. Дом» постоянно расширяется. Например, с сентября 2024 года есть возможность направлять в УК коллективные обращения. Совместно с VK Мессенджером запущены домовые чаты, где люди общаются с соседями, обсуждают и вместе решают проблемы дома, в котором живут. Ожидается, что в дальнейшем приложением смогут пользоваться владельцы индивидуальных жилых домов.
С начала января 2025 года в мобильном приложении «Госуслуги. Дом» доступна функция, которая позволяет несобственникам передавать показания и заказывать поверку счетчиков, оплачивать счета, подавать обращения в управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию, государственную жилищную инспекцию региона и в поддержку приложения, просматривать отчеты о капитальном ремонте.
Теперь собственники помещений в МКД могут делегировать часть своих обязанностей по управлению жилой недвижимостью. Для этого в обновленном до версии 3.8.0 приложении достаточно предоставить людям, которым собственники доверяют, так называемый гостевой доступ.
Телефон гостя должен быть связан с его аккаунтом на сайте «Госуслуги», а приложение «Госуслуги. Дом» — установлено на телефонах и гостя, и собственника. Собственник подтверждает предоставление гостевого доступа, после чего гость получает соответствующее уведомление. У него в приложении автоматически появляется новый объект с пометкой «гостевой доступ». Отказаться от его использования как собственник, так и гость вправе в любой момент.
Остается добавить, что обновление предназначено делегировать наиболее распространенные права по управлению жильем в МКД. Голосовать на общих собраниях, страховать недвижимость, добавляться в домовые чаты у несобственников по-прежнему не получится.
— С появлением новых функций также стало проще оказывать помощь с оплатой счетов и передачей показаний внутридомовых приборов учета представителям старшего поколения, что раньше сдерживало широкое использование приложения, — подчеркнул исполняющий обязанности министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгений Назаров.