USD 99.9282 EUR 103.2856
 

Сержанты шли в бой без знаков отличия

Алёна КОВРОВА
На фото бойцы отряда специального назначения Андрей (слева) и Василий сидят рядом. Снимок этот попал в руки поисковика-исследователя Александ­ра Соколова в период составления списка погибших бойцов.
Сам Александр Николаевич родился 29 июня 1956 года в районном город­е Почеп Брянской области в семье военнослужащего. Детство провел в военных городках. Позже получил диплом Брянского института транспортного машиностроения по специальности «инженер-механик». Работал на заводах в городе Калуге и в охранных структурах города Москвы. Поисковой дея­тельностью занялся в начале 1980-х годов. После выхода на пенсию активно продолжает разыс­кивать родственников солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Фото предоставлено Александром Соколовым
На фото бойцы отряда специального назначения Андрей (слева) и Василий сидят рядом. Снимок этот попал в руки поисковика-исследователя Александ­ра Соколова в период составления списка погибших бойцов. Сам Александр Николаевич родился 29 июня 1956 года в районном город­е Почеп Брянской области в семье военнослужащего. Детство провел в военных городках. Позже получил диплом Брянского института транспортного машиностроения по специальности «инженер-механик». Работал на заводах в городе Калуге и в охранных структурах города Москвы. Поисковой дея­тельностью занялся в начале 1980-х годов. После выхода на пенсию активно продолжает разыс­кивать родственников солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Фото предоставлено Александром Соколовым

Разыскиваются родственники новосибирских солдат, чьи останки 30 лет назад нашли в подвале под Калугой

На электронную почту «Советской Сибири» пришло письмо с просьбой о помощи. Автор, поисковик-исследователь Александр Соколов из Калуги, уже много лет пытается установить личности и найти родственников двух солдат, погибших в Великую Отечественную войну. Оба они, по мнению автора письма, из Новосибирска.

В музее Угрюмовской школы в Калужской области есть снимок, где два солдата вместе, и фото, где только один из них. Под одиночным снимком подпись: «Никитин Василий Пет­рович. Родился в 1918 году в г. Новосибирске. Окончил 7 классов, работал на заводе. После действительной службы снова работал на заводе. С первых дней войны участвовал в боях за Родину, оборонял г. Москву. Погиб 3 февраля 1942 года за деревню Пинашино. Перезахоронен в братскую могилу сов­хоза «Трудовик».

003-15-02.jpg

Информация вроде исчерпывающая, но кто и когда ее оставил, неизвестно.

— Никто не помнит, как эта запись появилась в журнале. Единственная зацепка — Новосибирск. Я разыскиваю родственников бойца, чтобы установить его личность и личность парня рядом с ним, — рассказывает Александр Николаевич.

В подвале — останки десятков солдат

Еще в 80-е годы Александр Соколов во время четырехдневного сплава по реке обнаружил у берега место, где, по всей видимости, когда-то шли ожесточенные бои. Вернулся он туда уже со старшим сыном. Найденные на месте останки захоронили. А в 1991 году в Калужской области появился поисковый отряд. В его составе Александр Николаевич принял участие в раскопках на месте, где раньше была деревня Пинашино, на территории которой состоялось одно из сражений.

— У нас была информация о подвале, в который фашисты собрали после боя тела погибших воинов и забросали подвал гранатами. Это место мы нашли и вытащили на поверхность более 50 тел, вернее, то, что от них осталось. Среди вещей я обнаружил медаль «За отвагу» № 29767. В архиве Министерства обороны сообщили, что она была выдана Павлу Суворкину, командиру отделения отряда особого назначения Западного фронта. Вот с этого все и началось, — рассказывает Александр Соколов.

На месте братской могилы нашли и семь медальонов. Криминалисты установили принадлежность одного из них бойцу по фамилии Бондаренко из Сумской области.

Позже восстановили список отряда. Бойцы, входившие в его состав, шли в тыл врага без знаков различия, под видом рядовых, хотя по документам были преимущественно сержантами. Данные о каждом собирали по крупицам: у кого-то в кармане открыточка была, например, или письмо. Тогда-то впервые появилась информация о двух бойцах — Андрее и Василии. Есть снимки с бойцами, а сведения, и те непроверенные, есть только об одном.

— Уже 30 лет ищу, — рассказывает Александр Николаевич. — Множественные запросы в самые разные инстанции, поиск в архивах не дали ничего. Нет такого человека, как Андрей. Про Василия — есть фотография, материал на него отправной, дата и место гибели. И единственная зацепка — Новосибирск. На групповой фотографии бойцы сидят вместе, прижавшись друг к другу. Фото сделано перед тем, как они попали в Пинашинско-Савинский бой, в котором и погибли. Я решил, что следы надо искать в Новосибирске. Раньше земляки часто попадали в отряды вместе, возможно, и это тот случай.

Без вести пропали… из-за путаницы

Когда откопали подвал и прояснили обстановку, Александр Соколов поехал в Подольск, в архив Министерства обороны. Специалисты с готовностью откликнулись на его просьбу о помощи в установлении личностей солдат. Выдали все документы, касающиеся Западного фронта, потому как по отряду особого назначения отдельных материалов не было.

— Я собирал информацию буквально по ниточке, — вспоминает мужчина. — Есть номер медали. Хорошо! По нему находим человека. Потом брал наградные листы, приказы, карточки. Все изучал и вручную переписывал, конспектировал. Эта работа вылилась в список имен, который сегодня является частью интернет-ресурса «Память народа. Подлинные документы о Второй мировой войне».

Система поиска, разработанная Александром Николае­вичем, помогла установить судьбу многих, до этого считавшихся без вести пропавшими бойцов. Но она пока так и не помогла найти информацию о человеке, имя которого значится на фотокарточке рядом с именем бойца из Новосибирска.

003-15-04.jpg

Александр Соколов рассказывает, что иногда установить личность человека трудно из-за ошибок в документах.

— Ко мне в Калуге обратились знакомые женщины, которой исполнялось сто лет. Попросили найти ее мужа и брата. Выяснилось, что фамилия брата Андрющенко, он стрелок-радист самолета-бомбардировщика, пропал без вести. Я нашел. Оказалось, что, когда самолет разбился в глухих лесах Тверской области, подняли пилота и штурмана, записали данные. Я дошел до могилы и увидел, что Андрющенко записали как Андрбощенко. Так я стал изучать списки братских могил и нашел многих, кого считали пропавшими без вести.

Нужны подтверждения

Что же касается отряда особого назначения, погибшего в районе деревни Пинашино, у многих бойцов устанавливали фамилию, имя, отчество, а со званием была путаница. Они же все шли как рядовые. Также неправильно записывались года рождения.

Александр Николаевич прислал в редакцию «Советской Сибири» список «бойцов из Новосибирской области», которые входили в отряд особого назначения в Пинашино. В нем есть Андрей Ле­онтьевич Кудрявцев, 1916 года рождения, уроженец Новосибирска, числившийся пропавшим без вести с 1941 года. С большой долей вероятности на снимке именно этот человек. Но чтобы удостовериться в этом, необходимы свидетельства родственников.

003-15-03.jpg

В этой истории осталось уточнить, что 3 февраля 1942 года в районе деревень Пинашино и Савино отряд особого назначения Западного фронта 17 часов вел бой против 4-го полка СС, спецбатальона немецких парашютистов «Герман Геринг», имевших поддержку артиллерии, танков и авиации.

Усилия бойцов помогли отвести удар от штаба 33-й армии, спасти многочисленный обоз с ценным грузом и не дать немцам распространиться вглубь и окончательно закрепиться на территории.

Внимание!
Уважаемые читатели, если вам что-то известно о бойцах, судьба которых отразилась в полученных редакцией материалах, просим сообщить об этом в редакцию любым удобным для вас способом: по почте на адрес 630048, г. Новосибирск, ул. Римского-Корсакова, 22, либо электронным письмом на адрес kovrova@sovsibir.ru , либо в наш телеграм-чат с помощью данной ссылки: https://t.me/chitaysovsibir