USD 102.3438 EUR 106.5444
 

На всех парах в КРТ

Светлана ФРОЛОВА
Через новую остановочную платформу Клюквенный электрички пошли уже с понедельника, 16 декабря. Фото: Андрей Заржецкий
Через новую остановочную платформу Клюквенный электрички пошли уже с понедельника, 16 декабря. Фото: Андрей Заржецкий

Жильё плюс улично-дорожная сеть, удобная логистика, парковая зона, социальные объекты и сервис

Через новую остановочную платформу Клюквенный с 16 декабря запущены электрички. Глава региона лично проверил готовность к запуску накануне. Строительство новой остановочной платформы — очередной шаг в развитии проекта «Городская железная дорога» на участке Чемской — Пашино. На 2024–2025 годы уже разработано расписание шести маршрутов пригородных поездов — три поезда в утреннее время и три — в вечернее, — которые уже начали курсировать с минувшего понедельника по будням. Губернатор подчерк­нул, что это событие — еще один шаг в развитии проекта «Городская электричка».

— Мы не ждем, когда придут большие капвложения, а находим возможности для увеличения пассажиропотока, расширения маршрутной сети, повышения частотности электричек. Платформа уже сегодня востребована, потому что здесь расположено большое количество предприятий, логистических центров, ведутся работы на площадке жилмассива Клюквенный, и, соответственно, по мере появления здесь жилых домов это направление будет все более и более востребовано. Уверен, жители и Новосибирска, и поселка Пашино и работники предприятий оценят то, что сделано, — отметил глава региона.

Запуск остановочной платформы Клюквенный напрямую увязывается с развитием в области программы комплексного развития территорий (далее — КРТ): уже на 19 площадках из 31 запланированной стартовали проекты застройки. О применении механизма комплексного развития территорий и крупнейших площадках КРТ, которые реализуются правительством региона, рассказал первый заместитель министра строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов.

На жильё — меньше половины, остальное — удобства

По словам Дмитрия Тимонова, основной тренд на сегодня в развитии территорий — это комплексный подход к строительству. Наиболее крупные проекты реализуются правительством Новосибирской области. Уже принято пять решений о КРТ под патронатом регионального оператора — Агентства развития жилищного строительства (далее — АРЖС).

051-08-02.jpg

Запуск остановки Клюквенный предполагает, что с ростом пассажиропотока встанет вопрос увеличения длины платформы — сегодня ее протяженность 90 метров — и составности поездов. Фото: nso.ru

— Жилищное строительство, синхронизированное с социальной инфраструктурой, — подчеркнул Дмитрий Тимонов. — В Новосибирской области под перспективное комплексное освоение определена 31 территория, то есть 760 гектаров. Потенциально это более 5,5 миллиона квадратных метров жилья, при этом предусматривается снос 160 тысяч квадратных метров аварийного жилья и переселение граждан в современные условия. Примерно 500 гектарами занимается АРЖС. Это не только жилье, потому что если мы берем, например, один из наших ключевых проектов — Клюквенный, то из 200 гектаров под жилье — 80 гектаров, а остальное в первую очередь «съедает» улично-дорожная сеть, большая парковая зона, социальные и сервисные объекты. Такой подход на всех проектах КРТ: жилье составляет меньше половины от общего баланса территории.

Проекты КРТ реализуются не только в границах Новосибирска, где, например, по улице Объединения уже расселяются аварийные дома под комплексную застройку, но и по области, в частности в Искитимском районе.

Школу — там, где надо, а не там, где вздумалось

В мегаполисе Дмитрий Тимонов среди знаковых проектов отметил микрорайон Клюквенный, СмартСити и территории в устье реки Ини по Бердскому шоссе. Представитель минстроя также пояснил, что изменения, которые недавно приняты горсоветом Новосибирска, призваны обеспечить сбалансированное развитие площадок. Застройщик изначально оговаривает с муниципалитетом условия строительства, в том числе участия бизнеса в создании социальных объектов. Причем власти в диалоге с застройщиком сознательно настаивают на том, чтобы исчислять вклад в развитие территории не в размерах финансовых инвестиций, а в количестве, например, детей, которые на конкретной площадке будут обеспечены местами в детском саду или школе. То есть руководствуются потребностями в первую очередь жителей.

— Мы реализуем точечные мероприятия по каждой территории: где-то планируется жилищное строительство, где-то — реконструкция социального объекта с увеличением емкости, а где-то — новая школа. Таким путем за последние полгода в проекты заложены школы в общей сложности на 4,5 тысячи мест и детские сады на две тысячи мест, которые застройщики будут строить и безвозмездно передавать муниципалитету.

С какими сложностями сталкиваются застройщики при работе с КРТ?

По словам Дмитрия Тимонова, главная сложность — «включить самокритичность». Минстрой признает, что не всегда оперативно получается отработать все решения в Новосибирске.

051-08-03.jpg

Губернатор Андрей Травников и начальник Западно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО РЖД Александр Грицай проконтролировали готовность остановочной платформы Клюквенный и наградили сотрудников, принимавших участие в реализации проекта. Фото: nso.ru

— С приходом нового руководства в департамент строительства мэрии блок комплексного развития усилится, — выразил уверенность областной чиновник. — В первую очередь снимется вопрос именно оперативности принятия решений. Потому что в нынешних условиях мы учитываем стои­мость финансирования у застройщиков — для них любые административные задержки чреваты процентами, которые они вынуждены платить.

А вот от типовых проектов социальных объектов застройщики постепенно начинают уходить, подтвердил Дмитрий Тимонов: «Меняются нормы, в первую очередь противопожарные. В текущем году вводим три школы в Новосибирском районе на 550 мест каждая с одинаковыми планировками. Примерно такая же школа сейчас проектируется в Кудряшах, но в части больших школ мы думаем, как их оптимизировать, приспособить под конкретные потребности.

Что касается последних событий, в связи с изменением ключевой ставки не сдвинутся ли сроки КРТ, например, в том же Клюквенном?

— Будем принимать решение, исходя из текущей ситуации, — комментирует Дмитрий Тимонов. — Впрочем, ситуация зашла уже слишком далеко, чтобы ее куда-то можно было сдвинуть. По первому этапу, который реализован, разрешение получено, первые дома начали строиться. По школе и детскому саду проведены аукционы на проектирование и строительство. Срок ввода по соцобъектам — 2027 год. Проект на поликлинику также у нас отторгован.