Сложное совмещение: беречь или использовать
В чём ценность, недооценённость или переоценённость охраняемых природных зон — вопрос не пустой
Как организовать туризм в нашем регионе, чтобы природе не было мучительно больно? Этот злободневный вопрос не уходит из парламентской повестки.
На минувшей неделе депутаты комиссии Законодательного собрания Новосибирской области по экологии в очередной раз обсуждали тему особо охраняемых природных территорий (ООПТ). А точнее, соблюдения законодательства, которое стоит на защите этих зон.
Проблемы и задачи
Заместитель председателя комиссии Ярослав Фролов напомнил, что 26 июня текущего года был проведен круглый стол по организации и осуществлению туризма на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
— В рамках этого круглого стола были обозначены наиболее актуальные проблемы, — уточнил парламентарий. — Если коротко, это недостаточно развитая туристическая инфраструктура, малое количество средств коллективного размещения, невысокий уровень инвестиционных вложений в туристическую отрасль на особо охраняемых природных территориях регионального значения, недостаточно эффективное использование информационных технологий для развития и продвижения туристического потенциала, необходимость подготовки специалистов для сферы экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. С учетом выявленных задач и проблем были подготовлены рекомендации для правительства Новосибирской области вообще и для министерства природных ресурсов и экологии нашего региона в частности.
И загар приобрести, и порядок соблюсти
Министр природных ресурсов и экологии Новосибирской области Евгений Шестернин напомнил всем: особенностью особо охраняемых природных территорий является то, что нахождение их в частной собственности полностью и даже частично исключено. Природоохранной инспекции было поручено подготовить комплексный план охраны и развития функциональной сети ООПТ регионального значения, после чего документ увидит комиссия Заксобрания.
— В нашем регионе 87 действующих ООПТ, их объем — 9,8 процента от общей площади Новосибирской области, — сообщил Евгений Шестернин. — В том числе четыре ООПТ федерального значения, 80 — регионального и три — местного. Как показывает практика, территория ООПТ часто совпадает с местом массового посещения людьми, что вызывает конфликт интересов. Однако с каждым годом у наших горожан повышается уровень ответственности и бережного отношения к природе. Яркий пример — природный парк «Караканский бор», где в последнее время установлены аншлаги, указывающие на охраняемую территорию: населению необходимо понимать важность соблюдения требований особого режима охраны.
Фото: архив ИД «Советская Сибирь», 2021 год
В соответствии с постановлением Правительства РФ, с 1 сентября 2024 года вступили в силу Типовые правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на ООПТ регионального значения. По словам Евгения Шестернина, особый режим охраны подразумевает определенные ограничения в организации хозяйственной деятельности. В частности, в таких местах запрещена распашка земель, рубка лесных насаждений, выпас скота, строительство капитальных объектов, применение ядохимикатов и минеральных удобрений, химических средств защиты и стимуляторов роста.
— Сложно совместить развитие экологического туризма и сохранность природы, — подчеркнул Евгений Шестернин. — Поэтому поиск баланса в вопросах развития экологического туризма и сохранности природных комплексов, объектов растительного и животного мира потребует дальнейшей проработки.
Контроль и конфликт интересов
О том, какие меры принимаются для защиты особо охраняемых природных зон и как удается обеспечить контроль за их сохранностью, поинтересовался у министра депутат Александр Барсуков. «Какие же проблемы при этом у вас возникают?» — уточнил парламентарий.
Евгений Шестернин ответил, что «как правило, отнесение территории к ООПТ совпадает с массовым посещением людей, и человеку, который привык много лет ездить в тот же Караканский бор, не неся никакой ответственности за вывоз мусора после себя, сложно объяснить, что он находится в особо охраняемой зоне».
Есть, по словам министра, и другая проблема: создать круглогодичный комфорт для туриста.
Фото: архив ИД «Советская Сибирь», 2021 год
— Ведь существуют ограничения по строительству, — объяснил чиновник. — В палатках зимой мы туриста вряд ли увидим: люди хотят отдыхать в более комфортных условиях. Есть также ограничения по строительству линейных объектов — это касается, например, освещения: нужно прокладывать кабель. Это и есть конфликт интересов, который мешает и к которому нужно комплексно подходить, вникать в нормативно-правовую базу. Вот природоохранная инспекция и занимается в том числе этим вопросом в рамках проработки комплексного плана.
А всё ли там надо защищать?
Вице-спикер регионального парламента Ирина Диденко внесла предложение о том, чтобы рекомендовать министерству экономического развития Новосибирской области усилить работу по привлечению средств для развития экологического туризма.
— Нужно усилить работу по привлечению федеральных средств для развития инфраструктуры ООПТ, — объяснила Ирина Диденко.
В свою очередь, депутат Денис Субботин предложил минприроды обновить информацию — в развернутом виде — о действующих в регионе ООПТ и представить комиссии отчет. Тут стоит отметить, что в задачи создания, например, ООПТ «Караканский бор» изначально входило содействие экологическому просвещению и развитию познавательного туризма, а также сохранению объектов археологического наследия, расположенных на территории природного парка.
— Интуитивно понятно, для чего охранять Караканский бор: к нему есть огромный интерес у туристов и прочее. То же можно сказать и о Заельцовском парке: чтобы все не срубили, не построили коттеджи, — подчеркнул Денис Субботин. — У нас 80 природных территорий, многие из которых, положа руку на сердце, никто никогда активно посещать не будет. И у меня есть предложение к представителям министерства природных ресурсов Новосибирской области: нужно сделать табличку с пояснением, что эти зоны из себя представляют, для чего они были созданы и что мы там защищаем? Нужно в рамках рабочей группы посмотреть, рационально ли установлены их границы — нужны они или не нужны? Рационально ли мы используем средства? Может быть, правильней было бы сосредоточить их на тех местах, где люди все-таки бывают, где создаются, например, экологические тропы. А остальные, может быть, и убрать? Думаю, все депутаты к этому подключатся, чтобы понять, какое будущее у наших особо охраняемых природных территорий.