USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Виды на казну

Инна ВОЛОШИНА
Создание проекта бюджета на следующий год – большая совместная работа правительства региона, органов местного само­управления, депутатов всех уровней и общественников. Фото: Андрей Заржецкий
Создание проекта бюджета на следующий год – большая совместная работа правительства региона, органов местного само­управления, депутатов всех уровней и общественников. Фото: Андрей Заржецкий

Приоритетами главного финансового документа станут социалка и поддержка спецоперации

Несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию, бюджет на будущий и два последующих года минфину области видится сбалансированным. Обсуждение и корректировка законопроекта в этом году происходят под грузом сильно отяжелевшей ключевой ставки Центробанка.

Публичные слушания состоялись в Законодательном собрании на минувшей неделе.

«Работаем над списком проблем»

— Каждый год слушания по бюджету вызывают огромный интерес, — отметил первый заместитель председателя Заксобрания региона Андрей Панферов. — Прежде всего бюджет направлен на выполнение социальных обязательств. Люди — это самое главное. Еще один из главных приоритетов, кроме социального назначения бюджета, — это, безусловно, помощь специальной военной операции. Большое внимание также будет уделено водоснабжению, строительству новых водоносных скважин и водопроводов, газификации, строительству детских садов, школ, ремонту и строительству дорог.

Как отметил первый зампредседателя правительства региона Владимир Знатков, представленные на публичных слушаниях план социально-экономического развития и бюджет на 2025 и последующие годы — это видение правительства области того, как именно регион будет жить и развиваться.

— При формировании бюджета в этом году мы очень тщательно подо­шли к прогнозу, в связи с тем что ситуация по ключевой ставке Центробанка России во многом влияет на бизнес и, соответственно, на налогооблагаемую базу, — сообщил Владимир Знатков. — Тем не менее бюджет сегодня сбалансирован по всем параметрам. Все социальные программы нашли свое отражение в нем. Помимо этого мы зарезервировали порядка четырех с половиной миллиардов рублей бюджетных кредитов, две трети которых идут под списание на развитие программ. Не менее двух миллиардов рублей мы вложим в модернизацию системы ЖКХ. Сегодня коллеги работают над уточнением порядков расходования этих средств и над списком проблем.

Всё бы ничего, но население убывает

С планом социально-экономического развития региона участников публичных слушаний ознакомил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. По его словам, за период 2022–2023 годов по большинству показателей результаты региона были выше среднероссийских. За январь — август 2024 года темпы развития экономики несколько замедлились.

— При разработке бюджета мы рассматривали три возможных сценария развития экономики: консервативный, базовый и инновационный, — рассказал глава минэконома. — Но даже исходя из консервативного сценария мы видим, что темпы роста выше среднероссийских сохраняются по таким показателям, как валовой региональный продукт, инвестиции в основной капитал, промышленное производство, сельское хозяйство, индекс потребительских цен, реальная заработная плата. Единственный показатель, по которому ожидается рост менее, чем в среднем по РФ, — это оборот розничной торговли. Еще одна негативная тенденция — сокращение проживающего в области населения, на 6,5 тысячи в сравнении с 2023 годом.

Динамика по наказам сохранится

Не обошлось без вопросов. Председатель комиссии по наказам регионального парламента Дмитрий Козловский вполне ожидаемо озвучил тему исполнения наказов избирателей в 2025 году.

— Как пример хочу привести 2023 год, когда мы планировали потратить на эти цели 20 миллиардов рублей, в бюджете было заложено 27 миллиардов, а по факту исполнили на 32 миллиарда, — напомнил парламентарий. — На 2025 год на наказы заложено 19 миллиардов. Сохранится ли положительная динамика последних лет?

Лев Решетников ответил, что все поступившие наказы отработаны, разбиты на отдельные блоки и увеличение финансирования непременно будет — впереди еще утверждение бюджета и внесение в него поправок. Особое внимание будет уделено блоку наказов, связанных с культурой.

Как «взбодрить» промышленность?

— Тенденции по наказам понятны, но меня настораживает убыль населения, — отметил Андрей Панферов. — Есть ли какие-то пути решения этой проблемы? Еще лично меня удивило, что сегодня мы делаем упор на развитие туризма и других второстепенных отраслей, а не на тяжелую промышленность. Как нам оживить эту отрасль?

Регион сегодня выбрался из ямы ковидной смертности и это уже неплохо, сообщил Лев Решетников. Раньше население прирастало на десять тысяч человек в год за счет миграции, но сейчас она резко снизилась. Министр также заступился за туризм: эта отрасль за последние годы демонстрирует бурное развитие, налоговые поступления в бюджет увеличились в разы: за 2023 год они достигли восьми миллиардов. При этом одну пятую экономики региона составляет промышленность, планируется ее рост на 12 процентов, что почти в два раза выше, чем в среднем по России. Многие новосибирские промышленные предприятия, которые несколько лет назад не знали, закрываться им или перепрофилироваться, сегодня буквально завалены заказами и переманивают кадры из других отраслей.

Ждем ясности по федеральным трансфертам

С основными параметрами бюджета-2025 участников слушаний ознакомил зампред правительства — министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко.

— Прирост собственных доходов к ожидаемым показателям 2024 года прогнозируется в 39 миллиардов рублей, из них большая часть, где-то 29 миллиардов, — это совокупный показатель налоговой отдачи от экономики на основе макроэкономических расчетов, — сообщил глава минфина. — Сумма федеральных трансфертов пока не определена. Госдумой в первом чтении для Новосибирской области распределено чуть более четырех миллиардов рублей по 25 направлениям, то есть намного меньше, чем было при формировании проекта федерального бюджета на 2024 год. Тому есть достаточное количество объективных причин. Но мы ожидаем второе чтение федерального бюджета, где, конечно, эти показатели будут откорректированы. Контрольная цифра может быть где-то порядка 15 миллиардов рублей.

Если коротко, то на 2025 год доходы областного бюджета запланированы в сумме 301,3 миллиарда рублей, расходы — в сумме 334,4 миллиарда рублей. Дефицит составит 33 миллиарда рублей.

Рекомендации даны, работа стартовала

— В прогнозе на будущий год у нас стоит ставка Центробанка РФ 20 процентов. Она уже сейчас выше, а в декабре ожидается ее рост. Почему у нас 20 процентов? — поинтересовался депутат Вадим Агеенко.

Виталий Голубенко ответил, что в прогнозе Центробанка РФ на 2025 год ключевая ставка составляет 17 процентов. Согласно прогнозу, экспорт и импорт будут снижаться, следовательно, вырастет производство и потребление внутри страны. А на производство нужны кредиты — ставку задирать нет смысла.

Участники публичных слушаний подготовили ряд предложений, которые обязательно будут рассмотрены перед тем, как проект бюджета-2025 будет вынесен на сессию.

КОММЕНТАРИЙ
Федор Николаев, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области:
— Мы рекомендовали правительству региона при подготовке поправок ко второму чтению рассмотреть возможность увеличения объемов ассигнований на реализацию наказов, на снижение аварийности на объектах ЖКХ, замену коммунальных сетей, переселение граждан из аварийного жилья. Также мы предлагаем по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2025 года рассмотреть возможность финансирования объектов, на которые имеется актуальная проектно-сметная документация и потребность в возобновлении их реализации. Приостановка реализации начатых проектов неизбежно приведет к их удорожанию и появлению в последующем долгостроев в районах области.