USD 98.3657 EUR 104.2901
 

Старообрядческая борода и европейский сюртук

Маргарита РЕВЗИНА
Очень образованными были купцы прославленной династии ­братья Маштаковы: Федор, Григорий, Гавриил и Павел. Они и одевались в полном соответствии с европейской модой того времени, можно сказать, со столичным лоском. Богатство семьи позволяло им жить на широкую ногу, но они, ко всему прочему, были большими филантропами. Эти люди создавали город, служили России верой и правдой. У всех, увы, трагическая судьба.
Очень образованными были купцы прославленной династии ­братья Маштаковы: Федор, Григорий, Гавриил и Павел. Они и одевались в полном соответствии с европейской модой того времени, можно сказать, со столичным лоском. Богатство семьи позволяло им жить на широкую ногу, но они, ко всему прочему, были большими филантропами. Эти люди создавали город, служили России верой и правдой. У всех, увы, трагическая судьба.

О сибирской моде можно писать тома. А об одежде сибирских купцов особенно, в части новониколаевских модников того периода. Это весьма любопытная история.

Сибирское купечество формировалось и развивалось под влиянием тех же реалий, что и российское, но были у него и свои особенности — хотя бы в силу географического положения. Здесь существовали и свои законы, и свои правила, и свои традиции, и своя мода, соответственно.

На перекрестке всех дорог

Купечество появилось в Сибири сразу же, как началось ее освоение. И к концу XIX века здесь возникло сообщество богатейших людей своего времени. «Помогите, я страшно богат» — эта фраза купца Сибирякова (знаковая фамилия!) вошла в историю. Он был, кстати, известным благотворителем, как и многие предприниматели того времени. Для них не существовало границ и расстояний. Деньги решали многое. Вопреки стереотипам, Сибирь уже в XIX веке была прогрессивным краем, а не медвежь­им углом. Богатейшие люди Сибири строили в городах роскошные дома с электрическим освещением, в которых были зимние сады с ананасами и бананами. Местные олигархи могли себе позволить самую передовую технику: автомобили, мотоциклы, фотографические аппараты — что уж тут говорить о моде! Предприимчивые купцы завозили лучшие европейские товары, дамы выписывали лондонские, парижские и петербуржские журналы, а в городах работали искусные портные и шляпные модистки, способные воссоздать любую самую сложную модель шляпки или ­платья, а то и придумать свои, авторские модели — ничуть не хуже! Так что мода в Сибири была, и еще ­какая!

046-27-04.jpg

Огромные состояния купцов позволяли им жить с таким размахом, который и не снился европейцам. Жены и дочери сибирских купцов могли позволить себе любые наряды прямиком из Парижа, иметь собственных портних и шляпных модисток, в искусстве нисколько не уступавших европейским, а в использовании сверхроскошных материалов их даже превосходивших. На салонном фото дочери купца Простякова предстают в самых модных платьях того времени. Иллюстрации: Мода Сибири, vk.com/wall-223527969_39#actions

Заезжие столичные гости поражались, что местные гранд-дамы ничем не отличаются от столичных модниц, а в роскоши мехов и золотых украшений даже их превосходят. У сибирских богачей не стоял вопрос цены. Но с доставкой товара, конечно, были некоторые проблемы. И когда наконец был построен мост, жизнь радикально изменилась.

Начался совершенно новый этап развития Сибири. И в центре событий оказался поселок железнодорожников, который стал удобной перевалочной базой на пути следования товаров.

Олигархи былых времён

Уже к началу ХХ века в нашем городе сформировалась среда предпринимателей. Они же, несомненно, положили начало особому, предприимчивому менталитету местных горожан. Может, кто-то из потомков найдет в этом списке новониколаевских богачей и свою фамилию: Барабанов, Бейлин, Бузолина, Винокуров, Грибков, Ельденштейн, Жернаков, Знаткова, Каган, Кетов, Ковнадский, Кривцов, Кухтерин, Литвинов, Луканин, Макушин, Мирович, Орлов, Панганский, Пастухов, Полонская, Пяткова, Сибиряков, Сидоров, Толоконский, Туркин, Фёдоров, Фоменко, Шамовский, Шкроев, Штильман, Щеглов, Юдин…

Общее количество энских предпринимателей в конце XIX — начале ХХ века превысило две тысячи человек.

Какие люди — такие моды

Новониколаевск привлекал предприимчивых людей из мещан и крестьян: здесь было меньше конкуренции, чем в старых торговых городах. Дворян-предпринимателей насчитывалось всего девять человек.

И если говорить о купеческой моде Новониколаевска, можно отметить те же тенденции взаимопроникновения стилей. Так что в гардеробе купцов на первом месте находились традиционные вещи с национальным колоритом. Зимой купцы носили пальто на вате и меху, а самые богатые имели и дорогие, тяжелые, долгополые шубы, подбитые мехом соболя, куницы, горностая, а кто победнее — с ­лисьим, хорьковым или енотовым мехом. История сохранила свидетельство о шубе из меха… кенгуру у одного из купцов! Ведь мех в одежде во все времена был показателем статуса.

По всей Сибири пользовались популярностью полушубки «барнаулки» черного цвета, которые производились в Барнауле. Меховые бобровые шапки крыли дорогими тканями. К такой шапке приделывали лаковый фуражечный козырек. У кого еще можно увидеть такую причуду?

Сибирские купцы переняли у коренных народов Сибири моду на шапки с ушами, малахаи, меховые парки, унты и торбаса, а те, в свою очередь, освоили русские валенки. Теперь валенки и вовсе именуют сибирскими — такое устойчивое словосочетание. Пимы — так их у нас называют. Самым шиком до сих пор считаются белые.

046-27-03.jpg

На фото новониколаевский предприниматель Федор Маштаков и его жена Вера Ивановна, дочь Софья, сын Иннокентий. Купец дважды избирался в городскую думу. В 1916 году Маштаковы передали городской управе два земельных участка в центре города «во благо вдов и сирот», оказавшихся в безвыходном положении во время Первой мировой войны. Иллюстрации: Мода Сибири, vk.com/wall-223527969_39#actions

Поскольку купцы — народ мобильный и им приходилось отправляться в путь даже в лютые морозы, в купеческом гардеробе была медвежья шуба — доха или овчинный тулуп, рукавицы-верхонки и меховые штаны. Так что стереотипный образ купца разбивался о суровые реалии жизни. Но подобные брутальные вещи запросто соседствовали с плисовыми шароварами, парчовыми жилетами, сюртуками тонкого сукна.

А вообще, можно выделить отдельную категорию городского мужского костюма того времени, характерного для торговой среды: рубаха, суконный сюртук, сибирка или чуйка — особого кроя кафтаны, сапоги с высокими голенищами и картуз.

Особо модными были сапоги в гармошку — чем больше складок, тем шикарнее. А еще был свой особый, купеческий форс — сапоги со скрипом, когда между подошвой и стелькой делали прокладку из бересты или насыпали туда песок. Есть воспоминания, что вместо обычного песка сыпали сахарный песок с ванилью — для скрипа и аромата.

Про «фланирование» в центре

Позже, когда Новониколаевск встал на ноги и обустроился, обзавелся красивыми особняками и мощеными улицами с газовыми фонарями, появилась мода фланировать по центру, как по петербургскому Невскому, в самом наипараднейшем виде — облачась в пиджаки, сюртуки, жилетки, туфли, а иногда даже и во фраки, цилиндры, кожаные лаковые штиблеты.

В праздничные дни купцы могли выглядеть записными франтами. Внешний вид женщин из купеческой среды являлся отражением богатства их мужа или отца. Поэтому зачастую дамский наряд отличался чрезмерной декоративностью и был далек от практичности, зато производил фурор, который так любили купцы. Вот бы посмотреть! В Новосибирске и сейчас есть подобное место для променада модников — так называемый пятак у фонтана в Первомайском сквере.

046-27-01.jpg