USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Убрать нельзя оставить

Светлана ФРОЛОВА
На дороги Новосибирской  области снова вышла техника, которая уже начала рассыпать известный реагент. Фото: Андрей Заржецкий
На дороги Новосибирской области снова вышла техника, которая уже начала рассыпать известный реагент. Фото: Андрей Заржецкий

Технологию использования реагентов на дорогах в Новосибирске снова обсудили депутаты Заксобрания

Комиссия по экологии Законодательного собрания вновь обратилась к теме уборки улиц. В последние годы дороги у нас чистили на уровне «плохо». Какая уж технология — прошлому градоначальству новосибирцы были готовы головы посыпать песком, ведь ни ходить, ни ездить было невозможно.

В этом году закуп спецтехники в Новосибирске — беспрецедентный, ситуация меняется. Настала пора обсудить, теперь уже с новой командой мэрии, проблему соблюдения технологии содержания дорог при использовании реагентов. Ее в принципе нужно соблюдать в любом деле, если хочешь добиться требуемого результата. Про кухарку во власти — сказки. Управление территорией не исключение: организовать процесс содержания дорог нужно профессионально, с учетом климатических условий и новых технологий. Лопата и соль с песком надежны, но нам они не помогут.

046-04-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Но вернемся к теме заседания.

Если всё делать правильно…

Как подчеркнул заместитель председателя комиссии по экологии Законодательного собрания Ярослав Фролов, все присутствующие на заседании глубоко погружены в тему.

046-04-03_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Последний раз мы рассматривали вопрос в марте, — напомнил Ярослав Фролов. — Тогда у нас присутствовали на заседании бывшие депутаты Государственной Думы, которые рекомендовали нам перестать рассматривать этот вопрос, потому что он уже был обсужден в комиссии по экологии Государственной Думы. Мы туда обратились, получили оттуда ответы. Но материалы, которые нам поступили, однозначного ответа о влиянии на окружающую среду тех или иных антигололедных реагентов не содержат. В настоящее время большинство и ученых, и практиков сходятся во мнении, что при соблюдении инструкции по применению противогололедных реагентов, своевременной их уборке с улиц, правильном складировании отходов возможный вред природе и человеку минимизируется. На предыдущих заседаниях комиссии по экологии Заксобрания Новосибирской области были выработаны рекомендации. Поэтому, коллеги, считаю нужным заслушать отчет о той работе, которая была проведена.

Работа над ошибками

Начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Иосиф Кодолаев первым сообщил о результатах проделанной работы.

046-04-04_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Вопрос зимнего содержания дорог сезона 2024/2025 годов нами рассмотрен с учетом тех замечаний и вопросов, которые были по итогам прошлых периодов, — отметил Иосиф Кодолаев. — В этом сезоне обработка дорожной сети будет выполняться с применением комбинированных противогололедных препаратов — это песко-соляная смесь на основе отсевов дробления с добавлением технической соли «Галит». На части улиц, в основном центральных, будет использоваться известный реагент. Основная проблема на сегодняшний день — это правильность его использования, по инструкции. Речь идет о четком дозировании, своевременном распределении реагента и уборке его с улиц вместе со снеговыми массами. Для этого при поддержке областного правительства приобретена новая спецтехника. Город получит 103 комбинированные дорожные машины, которые адаптированы под использование современных противогололедных материалов. То есть обычные пескоразбрасыватели просто не могли обеспечить оптимальное количество вносимого реагента. Во-вторых, вносятся изменения в технологические регламенты по уборке и порядку содержания улиц. На текущий момент у нас в стадии согласования в мэрии находятся два документа — о порядке содержания дорог и регламент, в котором будут прописаны качественные показатели. Если раньше у нас оценке подвергалось количество проходов техники или количество подметенных километров, то сегодня акцент основной делается именно на качестве уборки. Что касается снегоотвалов — работу мы тоже проводим. Двадцать площадок в городе у нас уже определено. Кроме того, мы рассматриваем вопрос о создании стационарных снегоотвалов, в основном это промышленные зоны, перспективы застройки которых сейчас нет.

Снег тоже «попробовали»

Председатель комитета ­охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова сообщила данные обследования территории города. По ее словам, по рекомендации Законодательного собрания в марте 2024 года было отобрано больше тридцати проб снега на улицах всех районов города, на Красном проспекте и Бердском шоссе, а также на снегоотвалах.

046-04-05_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Чтобы сделать вывод о каком-либо влиянии или о тенденции загрязнения территории, необходимо провести несколько исследований на определенном промежутке времени и сравнить их, в том числе, с фоновыми точками, которые не подвержены никакому загрязнению, — сказала Мария Сидорова. — В связи с этим мы поставили на контроль вопрос, поставили задачу нашей лаборатории, чтобы выявить динамику и сравнить с точками за территорией города, где чистый снег и нет никакого влияния.

По словам председателя комиссии по экологии и ­охране окружающей среды Общественной палаты Новосибирской области Ирины Хапко, сейчас комиссия не может влиять на выбор противогололедных материалов, но может проконтролировать использование реагентов.

046-04-06_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Мнение наших экспертов: если соблюдать технологию уборки реагентов, то они не вредны, — подчеркнула Ирина Хапко и попросила предоставить информацию о графике применения противогололедных материалов.

Депутат Денис Субботин уверил всех, что без применения противогололедных реагентов в Новосибирске все будут ходить по пояс в снегу и перемещаться будет крайне затруднительно. Кроме того, он предложил внести в решение комиссии, чтобы мэрия предоставила в региональный парламент регламенты по содержанию улиц, а в марте на заседании комиссии отчиталась, насколько в реальности удалось следовать этим регламентам.

— Как раз общественники и проверят, — сказал он, — а комитет охраны окружающей среды мэрии города Новосибирска нам расскажет о результатах своего мониторинга. Конечно, необходимо еще учесть мнение Роспотребнадзора...

В спорах рождается истина

— Мы имеем достаточно положительную динамику, — резюмировал Ярослав Фролов. — Проблема в том, что нам действительно необходимо соблюсти тонкую грань между жизнедеятельностью города зимой: чтобы дороги были проезжими, а тротуары удобными для граждан и чтобы не было негативных последствий от распада веществ в противогололедных материалах. Никто ведь не говорит, что известный реагент — это некая панацея в решении всех проблем. Но то, что мы с вами все как жители города Новосибирска видим весной и в начале лета: пылевые бури, грязь и прочее, я надеюсь, никто отрицать не будет. Углуб­ляясь в историю, можно сказать, что в предыдущие годы реагент применялся не в соответствии с инструкцией, которую производитель прикладывает к этому веществу. Это вызывало определенные нарекания. Мы просили компетентные органы, чтобы они вникли в проблему и выработали методологию работы с препаратом. Сегодня мы увидели первые результаты: уже разработан регламент работы. Во-вторых, получен большой объем новой техники, которая позволяет дозировать применение реагента. В-третьих, ведется контроль загрязнения окружающей среды. Но возникли следующие вопросы: куда вывозят снег, куда идут отходы от таяния в снегоотвалах? Что касается участия представителя Роспотребнадзора — мы отправляли запрос, и нам подтверждали сегодня участие представителя. Но он не пришел: что-то, видимо, с ним случилось. Ответ от него мы всё еще ждем. А этот вопрос, скорее всего, мы снова будем рассматривать уже ближе к марту.