USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Программный «первенец»

Светлана ФРОЛОВА
Фото: Андрей Заржецкий
Фото: Андрей Заржецкий

Механизмы застройки жилья в Новосибирской области снова в центре внимания парламентариев

Каким должен быть новый городской микрорайон в идеале? Наверное, в нем должны быть дома, в них — удобные и современные квартиры, а в шаговой доступности — школы и детские сады, поликлиника и много чего еще. Чтобы было где не только поспать, но и культурно, активно отдохнуть. Словом, чтобы здесь хотелось жить. А не как, к примеру, на... МЖК.

Да простят нас читатели, что мы привели в пример конкретный микрорайон. Но давайте смотреть правде в глаза: ожидания первых новоселов в тех местах не оправдались от слова совсем. Теперь создавать такие «спальники» несовременно и непозволительно.

На заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам депутаты рассмотрели вопросы, связанные с возведением социальных объектов и жилья с необходимой инфраструктурой. И для начала ознакомились с отчетом Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам анализа закупок при строительстве и реконструкции объектов государственной и муниципальной собственности за три последних года, включая текущий.

Аудитор КСП Новосибирской области Наталья Козлова, в частности, сообщила, что проверка затронула строи­тельство фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, поликлинических отделений больниц, школ и других социальных объектов в районах области и Новосибирске. И тут важно отметить, что одно из самых частых нарушений, которые обнаружила КСП, — срыв сроков строительства на три, пять, семь месяцев или более. Что, в общем, не новость, а лишь в очередной раз задокументированная констатация факта.

Перешли к основной теме. И понятно, что речь зашла о КРТ, знаменитой уже программе, по которой оптимально может и должно развиваться жилищное и социальное строительство — в комплексе, а не в оторванности друг от друга.

В очередной раз парламентарии обратились к текущему опыту — варианту комплексного развития территорий (КРТ) на примере микрорайона Клюквенный в Калининском районе Новосибирска.

Как напомнил собравшимся генеральный директор акционерного общества «Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области», депутат Заксобрания Ашот Рафаелян, проект этого микрорайона был одобрен в правительстве региона в декабре 2022 года. На площади 207 гектаров предполагается возведение более одного миллиона квадратных метров жилья со строительством детских садов, школ, объектов здравоохранения, спорта, созданием современной инженерной инфраструктуры для комфортного проживания более чем 35 тысяч человек.

По словам парламентария и гендиректора агентства в одном лице, РЖС создает благоприятные условия застройщикам, которые необходимы для осуществления строительства. «Это временные здания, сооружения, дороги, линии электропередачи и так далее, — уточнил Ашот Рафаелян. — РЖС создает объекты социальной сферы, без которых, в силу действия законодательства, невозможно строительство жилых домов. Осуществляет расселение и снос имеющихся на территории мик­рорайона объектов аварийного жилья, а также благоустройство территорий общего пользования, включая благоустройство рекреационно-парковой зоны. АО «РЖС» выступает, с одной стороны, как инвестор, а с другой стороны, как оператор КРТ».

Что делать, чтобы всё получилось

Депутаты выразили заинтересованность проектом и даже решили съездить на строительную площадку, чтобы увидеть все своими глазами. Очень уж хочется верить, что получится не «как всегда».

— На самом деле, два года назад, когда мы впервые из бюджета выделяли деньги — по два миллиарда рублей на Клюквенный, я не понимал, для чего эти деньги, — поделился своим воспоминанием Дмитрий Козловский. — Но я всегда смотрел, как работают застройщики на окраине, то есть у меня на округе. Перед глазами два застройщика, которые делали все за свои деньги — асфальтировали дороги, разрабатывали проект школы. Потом ждали, когда бюджет вернет эти деньги. Когда построили жилмассив, поток избирателей — ко мне: «Дайте нам автобусы, отдайте нам школу, дайте больницу…». Сейчас из проекта Клюквенного уже видно, что туда даже электричка будет ходить. И школы закладываются в проект, и детские садики, и поликлиника. Я верю, что, раз взялся Ашот Вардкесович, с этим проектом все получится, тем более и правительство Новосибирской области идет навстречу. Если вспомнить жилмассивы, о которых я говорил: прошло ­12–15 лет — до сих пор нет ни поликлиники, ни школы.

Дмитрий Козловский в этом месте попутно вернулся к проблеме концессионных объектов (одна из непостроенных школ в рамках ГЧП планировалась как раз на его избирательном округе — прим. авт.), предложив проконтролировать решения, принятые на совместном заседании строительного и бюджетного комитетов Заксобрания год назад.

Как подчеркнул председатель строительного комитета, депутат Олег Подойма, важно, чтобы такой проектный, комплексный подход применялся при строительстве и других объектов. «В этом заинтересованы все: и правительство области, и застройщики, которые выкупают земельные участки под застройку, и жители, сразу получающие всю необходимую социальную и транспортную инфраструктуру», — отметил парламентарий.

Тезис коллеги поддержал и заместитель председателя комитета Евгений Покровский. Он предложил руководству министерства строительства Новосибирской области обобщить итоги сделанного по концессиям с выводами контрольно-счетной палаты и в декабре 2024 года отчитаться перед депутатами о проблемных объектах и вопросах, требующих безотлагательного решения.

— Чтобы выяснить, кто виноват в недостатках, которые вскрываются в ходе проверки: застройщик или те, кто давал ему возможность строить, — объяснил Евгений Покровский.

Решение — на поверхности

Как резюмировал глава комитета Олег Подойма, депутаты видят проблемы на предыдущих объектах жилищного строительства, когда жилье построено, но не всегда есть обеспечение школами, детскими садами, дорогами, поликлиниками. Комплексное строительство должно решить эту проблему.

— Есть земельный участок, в него вкладываются бюджетные деньги, строятся объекты социальной инфраструктуры, продаются участки застройщикам, которые четко понимают, какие плюсы они будут на этой территории иметь, — объяснил Олег Подойма. — И мы видим, что немаловажно появление новых застройщиков, не только местных, но и игроков федерального уровня, которые приходят и осваивают большие площади под жилищное строительство. Мы видим компании из других регионов — это тоже интересно, дает сокращение времени освоения этих участков.