USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Срочно требуются водители дронов

Инна ВОЛОШИНА
Воздушное судно беспилотного типа «Сарма», которое разработали и построили студенты и преподаватели НГТУ, может нести до 120 кг груза и лететь как под управлением человека, так и без. Фото: нгту.ру
Воздушное судно беспилотного типа «Сарма», которое разработали и построили студенты и преподаватели НГТУ, может нести до 120 кг груза и лететь как под управлением человека, так и без. Фото: нгту.ру

В 2024 году пять тысяч россиян пройдут обучение по программам в области беспилотных авиационных систем

Где и как обучать операторов и других специалистов в сфере беспилотных авиационных систем, обсуждали на прошедшем недавно международном технологическом форуме «Технопром» — государство готово за это платить.

Не надо объяснять, насколько сегодня развитие данной отрасли важно для нашей страны — беспилотники с успехом выполняют как военные, так и гражданские задачи. На «Технопроме», который по инициа­тиве правительства региона прошел уже в одиннадцатый раз, БПЛА даже вынесли в особый трек.

Где используют беспилотники

И это вполне понятно: сегодня дроны применяются в самых разных сферах, таких как сельское хозяйство, строительство, энергетика, нефтегазовый сектор, логистика. Наверное, не будет преувеличением сказать, что в недалеком будущем они зайдут и в сферу услуг — будут, к примеру, доставлять пиццу. Ведь в отличие от живых курьеров они могут работать круглосуточно и вообще не требуют зарплат.

Отдельной темой для обсуждения стала подготовка кадров для этой отрасли. Причем речь не только об операторах, но и о разработчиках программного обеспечения, конструкторах, технологах, техниках-сборщиках и широком спектре специа­листов сопровождения. Иными словами, сегодня в сфере беспилотных авиационных систем может попробовать себя практически каждый. Вопрос в том, где получить эту востребованную профессию.

Государство компенсирует плату

— С начала нынешнего года в нашей стране стартовал национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. Согласно ему к 2030 году в России должны производить более 30 тысяч гражданских беспилотников в год, — рассказала руководитель сектора по работе со слушателями университета «Иннополис» Ирина Меркулова. — Естественно, для этого потребуются квалифицированные кадры, которых уже сейчас резко не хватает. Только в нынешнем году по нацпроекту планируют обучить пять тысяч человек.

По словам Ирины Меркуловой, в университете «Иннополис» в Татарстане с сентября нынешнего года в рамках нацпроекта стартуют курсы по беспилотным авиационным системам, записаться на которые вправе практически любой желающий в возрасте от 18 лет. Этой возможностью могут воспользоваться как те, кто уже имеет образование, так и те, кто еще только учится. Продолжительность обучения — 144 академических часа, можно учиться в формате онлайн. Слушателям предлагают восемь различных программ по обучению таким специальностям, как техник-сборщик БАС, оператор беспилотных воздушных судов мультироторного типа, специалист по проектированию конструкций БВС и так далее. Что особенно важно, 90 процентов стоимости обучения в рамках нацпроекта компенсирует государство, то есть потенциальному курсанту оно обойдется в 13 200 рублей.

— Даже если человек не является инженером, он все равно может попробовать себя в данной сфере: для сопровождения требуются юристы, экономисты, специалисты в области информационных технологий, — сообщила Ирина Меркулова.

«Будущее за тяжёлыми машинами»

Но для того чтобы получить профессию в сфере беспилотных авиационных систем, вовсе не обязательно ехать в Татарстан — данную тему активно осваивают и у нас, например в техническом университете. Более того, благодаря нацпроекту «Наука и университеты» студенты и преподаватели вуза смогли разработать и построить тяжелый беспилотник, который можно с успехом применять, к примеру, в сельском хозяйстве.

— Сейчас мы в основном работаем с дронами весом до 30 кг, поскольку тут меньше правовых ограничений. Но я считаю, что будущее за большими тяжелыми машинами, — рассказал руководитель проекта, профессор кафедры самолето- и вертолетостроения НГТУ НЭТИ, доктор технических наук Илья Зверков. — В Новосибирской области сегодня действует экспериментальный правовой режим, который позволяет проводить испытания тяжелых беспилотников массой более 30 кг в сельском хозяйстве. Наш агродрон может, к примеру, производить различные виды мониторинга — геодезический, кадастровый, определять качество посевов и так далее. Кроме того, с его помощью можно производить распыление средств защиты растений, вносить удобрения, а также осуществлять транспортировку — например, доставлять на поля запчасти для сельхозтехники, еду механизаторам — и даже собирать фрукты.

Дальность полета беспилотника с гибридной силовой установкой составляет до 1200 км, крейсерская скорость — 100 км/ч. Весит БПЛА «Сарма» 155 кг, размах крыла — 12,2 метра, длина — 5,2 метра, высота — 2,7 метра. Он способен поднимать в небо от 100 до 120 кг. Для взлета и посадки требуется грунтовая площадка с размерами не менее 100х25 метров — такую легко организовать на любом сельхозпредприятии.

Одной из особенностей разработанного беспилотника является его высокая энергетическая эффективность. Ее высокие показатели при перевозке на 100 км достигаются за счет отсутствия пилота, энергоэффективных аэродинамической схемы и гибридной силовой установки. Бензиновый двигатель внутреннего сгорания совместно с электродвигателем помогает легко взлететь и набрать высоту, во время основной части полета работает только двигатель внутреннего сгорания. Мощный генератор обеспечивает автономную энергетику работы всех систем.

Оператор, он же лётчик

Но, по словам Ильи Зверкова, сегодня для подготовки специалистов необходимо применять комплексный подход, так как в сельском хозяйстве находят свое применение как легкие, так и тяжелые дроны, а также малые коптеры, которые контролируют работу больших «собратьев». Более того, тяжелыми беспилотниками, подобными «Сарме», можно управлять как в пилотном, так и в беспилотном режиме. Так что в идеале оператор должен иметь еще и навыки летчика.

— Чтобы наш проект и дальше развивался, необходима государственная поддержка развития экспериментальной базы для создания агродронов, — подчеркнул Илья Зверков. — Кроме того, весьма желательно было бы наладить взаимодействие с сельскохозяйственными предприятиями, которые могли бы ставить для нас конкретные, актуальные для них задачи, а мы бы решали их.

КОММЕНТАРИЙ
Анатолий Батаев, ректор НГТУ НЭТИ:
— Инженеры нашего университета, в том числе сотрудники студенческого конструкторского бюро факультета летательных аппаратов, работают над проектом «Сарма» в рамках программы Минобр­науки России «Приоритет-2030» национального проекта «Наука и университеты». В проекте задействованы компетенции сразу нескольких подразделений и факультетов по данной тематике. Так, силовой модуль гибридной силовой установки для беспилотника разработан кафедрой электроники и электротехники. Системой автопилота занималась кафедра электронных приборов и кафедра электропривода и автоматизации промышленных установок, мотор-генератором, гибридной силовой установкой среднего БПЛА — центр мехатроники университета, над антеннами для прие­ма сигналов навигационных систем GPS/ГЛОНАСС трудятся инженеры факультета радиотехники и электроники. Конструкцией летательного аппарата занимается кафедра самолето- и вертолетостроения.